Система логопедической работы по формированию связной речи у детей с ОНР
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Чеботарева Светлана Александровна

Система логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система логопедической работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР

Надо отметить, что у детей с ОНР в отличие от детей с нормальным речевым развитием формирование и развитие речи не может происходить спонтанно, в процессе развития. Для многих из них коррекция речи — это длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Реализация задачи происходит в зависимости от возраста детей, условий их о бучения и воспитания, уровня развития речи. Для формирования речи детей с ОНР важен комплекс коррекционно-логопедических мероприятий. Основной задачей логопедического воздействия на детей с ОНР является их научение связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это в дальнейшем имеет огромное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств [36].

Методика работы по формированию и развитию связной речи детей подробно освещена в методической литературе по дошкольной педагогике и логопедии. Вопросами обучения детей с ОНР связной речи занимались такие учёные как В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, и др.

Они рассматривают обучение связной речи как цель и как средство практического овладения языком. Необходимым условием для её развития является освоение разных сторон речи. Кроме того, в это же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций [47].

К тому же самостоятельная связная речь детей является средством познавательного, эмоционального и нравственного развития.

Работа по развитию связной речи включает: формирование лексического и грамматического строя, совершенствование фразовой речи, воспитание навыков общения и обучение рассказыванию.

Навыки диалогической речи, в соответствии с методическими рекомендациями, совершенствуются на логопедических занятиях всех видов и при проведении воспитательской работы с детьми.

Развитие монологической формы речи авторы различных методик рекомендуют осуществлять, прежде всего, на логопедических занятиях по формированию связной речи, а также на фронтальных занятиях по речевому развитию, которые проводит воспитатель [15; 39; 47].

Обучение пересказу, рассказыванию и устному сочинению по воображению относят к основным методам обучения монологической речи. В методике также в зависимости от ведущего психического процесса, на который опирается детское рассказывание, выделяют рассказывание по восприятию, по памяти и по воображению [33].

Рассмотрим некоторые методики формирования и развития связной речи, представленные в научно-методической литературе.

Воробьёва В.К. [8] разработала систему формирования навыков и умений связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Состоит система из четырёх взаимосвязанных разделов:

I раздел. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения (рассказа).

II раздел. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.

III раздел.   Закрепление правил   смысловой и языковой организации связной речи.

IV раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.

Основная задача данной программы дать детям представления о структурно-семантических закономерностях построения связного сообщения. В работе автор широко использует приём наглядного моделирования.

Детям предлагаются ориентировочные карточки, наглядно-графические записи, предметно-подстановочные таблицы, сенсорно-графический план, картинно-графические схемы.

Наглядно-графические записи моделируют структуру мысли простого нераспространённого или распространённого второстепенными членами предложения. Предметно-подстановочные таблицы отражают смысловую структуру цепного рассказа – повествования Графические планы и схемы, используемые при формировании навыков описательной речи, дают детям возможность следить «за правильной реализацией содержания рассказа, развивая тем самым осознанный контроль за собственной речью».

Ефименкова Л.Н. систематизировала приемы работы по развитию речи детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Формирование связной речи – основная задача третьего этапа. Работа начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта [21].

Жукова Н.С., Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева выделяют следующие разделы в работе над связной речью [18;56]:

  • обогащение словарного запаса;
  • обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;
  • разучивание стихотворений;
  • отгадывание загадок.

Учёные отмечают, что целенаправленная работа по формированию связной речи проводиться с детьми уже владеющими простой разговорной речью. Их словарный запас должен включать достаточное количество слов обиходно-разговорной лексики; объём понимаемой речи должен быть приближен к возрастной норме [44].

Методика работы по формированию связной речи детей с ОНР – III уровня, представленная в научных трудах В.П. Глухова включает 5 этапов [13]:

  • подготовительная работа;
  • занятия по пересказу;
  • обучение рассказыванию по картинам;
  • обучение рассказу-описанию;
  • рассказывание с элементами творчества.

Автор предусматривает постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) к самостоятельным; от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

На этапе подготовительной работы идет подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядного сюжета с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий и др., автор рекомендует включать в логопедические занятия упражнения на составление высказываний по демонстрируемым действиям, ситуационным и сюжетным картинкам.

Также используются специально подобранные лексические и лексико-грамматические упражнения и игровые приёмы, активизирующие внимание, зрительное и вербальное восприятие.

В занятиях по пересказу кроме разбора содержания включают проведение языкового (лексического) разбора текста в вопросно-ответной форме, с использованием наглядности. На занятиях много внимания уделяется коррекционной работе по формированию у детей грамматически правильной речи, усвоению языковых средств построения связных высказываний, развитию словаря [23].

Глухов В.П. в своих методических разработках для обучения детей рассказыванию по картинам рекомендует проведение нескольких видов занятий с картинным материалом. Это и составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам, и составление коротких рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, события или предметов, определяющих тематику картины.

Рассказывание по серии сюжетных картин, подробно изображают развитие сюжета. На втором году обучения дети составляют рассказы по отдельной сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий и описывают пейзажные картины [13].

Во втором и третьем периодах обучения в соответствии с данной методикой планируют занятия по составлению описательных рассказов. Формирование навыков составления описания предметов начинается с простого описания (4-5 фраз), составленного по вопросам. Затем дети составляют рассказы по предваряющему плану или с опорой на данный образец. А на втором году обучения проводится работа по формированию навыков сравнительного описания.

Обучение составлению творческих рассказов В.П. Глухов предлагает начинать на втором году обучения при условии сформированности у детей навыков составления пересказа, рассказа по картине, рассказа-описания [13].

В качестве подготовительной работы автор рекомендует включать в занятия по пересказу и рассказыванию по картинам задания творческого характера.

Основные особенности и приёмы работы по формированию связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи В.П. Глухов подробно описывает в главе «Методика обучения рассказыванию детей с ОНР» [13].                                                                                                              

Ткаченко Т.А. [51] при работе над формированием связной речи у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:

  • пересказ рассказа по наглядному действию;                                            
  • пересказ рассказа по серии сюжетных картин;
  • составление рассказа по серии сюжетных картин;
  • пересказ рассказа по сюжетной картине;
  • рассказ по сюжетной картине.

Особенностью данной системы работы является то, что, последовательно применяя этапы обучения, удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми   высказываниями.  

В специальной литературе недостаточно полно отражено содержание коррекционно-педагогической работы по обучению старших дошкольников умениям и навыкам построения связного высказывания с элементами творчества, особенно придумывание рассказов, сказок.

При оценке готовности к творчеству детей учитываются следующие моменты [44; 52]:

  • правильно ли передается замысел, тема;
  • какова степень точности в обрисовке персонажей;
  • какова самостоятельность и логическая последовательность изложения;
  • какие используются художественные средства, характерные для сказок;
  • использование выразительности голоса (смысловых пауз, ударений, интонационной окраски).

Основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов с элементами творчества в подготовительной группе, вовремя второго года обучения [23]:

1. Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения. (Мальчик ест яблоко.  Мальчик ест сочное сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное, сладкое яблоко.)

2. Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны в разбивку (живет, в, лиса, лесу, густом); одно или несколько, или все слова употреблены в начальных грамматических формах (жить, в, лиса, лес, густой); имеется пропуск слов (Лиса... в густом лесу.); отсутствует начало (...живет в густом лесу) или конец предложения (Лиса живет в густом...).

3. Составление предложений по «живым картинкам» (предметные картинки вырезаны по контуру) с демонстрацией действий на фланелеграфе.

Этот вид работы очень динамичен, позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает закрепить в речи многие предлоги, употребление предложно-падежных конструкций. Например: петух, забор.  (Петух взлетел на забор. Петух перелетел через забор. Петух сидит на заборе. Петух ищет корм за забором.  и т. д.).

  1.  Восстановление предложений со смысловой деформацией.  (Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами.  Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки.).
  2.  Отбор слов из названных логопедом, и составление с ними предложения.  (Мальчик, девочка, читать, писать, рисовать, мыть, книжку).

Постепенно дети учатся располагать предложения в логической последовательности, находить в текстах опорные слова, что является следующей ступенькой к умению составлять план, а затем определить тему высказывания, выделить главное, последовательно строить собственное сообщение, которое должно иметь начало, продолжение, конец.

В процессе выполнения этих заданий у детей активизируется сформированное ранее представление о семантике слов и словосочетаний, совершенствуется навык отбора языковых средств для точного выражения собственной мысли [45,19].

Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием.

В ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний. Большое внимание уделяется формированию языковых (прежде всего, грамматических) обобщений и практическому усвоению (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций.

У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: адекватность содержания, последовательность изложения, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др.

К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению.

Значительное место отводится работе над пересказом, с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, то есть тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе [8;13].

Таким образом, из анализа системы логопедической работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР можно сделать вывод, что в процессе работы используются различные методы обучения, улучшающие речевые возможности детей.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2007. – 467 с.
  2. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников.  – М ., 1993.
  3. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 123 с.
  4. Белова-Давид Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей // Нарушение речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1969. –
  5. Бордич А. М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». – М..: Просвещение, 1974. – 288 с.
  6. Веселовская Л.В. Обучение рассказу дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду, 2005, № 4. – С.11-18.
  7. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: Астрель, 2006. – 231 с.
  8. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 656 с.
  9. Гвоздев А.И. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 189 с.
  10.  Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология, 1994, № 2. – С.23.
  11.  Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – Автореф. Канд. дис. – М., 1987.
  12.  Глухов В. П. Формирование пространственного воображения и речи у детей с общим речевым недоразвитием в процессе предметно-практической деятельности // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. – М., 1985.
  13.  Глухов В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. – М.: АРКТИ, 2004. – 211 с.
  14.  Гриншпун Б. Н., Селиверстов В. И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. – 1988. – №3. – С.23-28.
  15.  Гулина Л. В. Логопедия для всех Логопедия для всех [Электронный ресурс] // http:// nsportal.ru/gulina-lyudmila-vasilevna.
  16.  Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 240 с.
  17.  Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1997.  
  18.  Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. – М.: Эксмо, 2011. – 343 с.
  19.  Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление недоразвития речи у детей. – М.: Педагог, 2004. – 248 с.
  20.  Зикеева А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2000. – 200 с.
  21.  Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи): Кн. для логопедов. – М.: Просвещение, 1985. – 198 с.
  22.  Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред.-сост. В. И. Селиверстов. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  23.  Капышева Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана //Логопедия. –2004.-№ 2.
  24.  Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. – Изд-во Ростовского ун-та, 1987. – 192 с.
  25.  Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
  26.  Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. –М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
  27.  Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Питер, 2001. – 211 с.
  28.  Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. – М., 1958.
  29.  Логопедия: Учебник для студентов дефектологического фак. пед. высш. учеб.заведений / под ред. Л. С, Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2002.  – 680 с.
  30.  Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. – М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1956.  – 96 с.
  31.  Люблинская А.А. Детская психология.  – М.: Просвещение, 1984. – 276 с.
  32.  Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Попул. пособие для родителей и педагогов / О. В. Мариничева, Н. В. Елкина. – Ярославль: Акад. развития, 1996. – 219 с.  (Вместе учимся, играем).
  33.  Медведева Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с III уровнем речевого развития // Дефектология. – 2002. – № 3. – С. 84-92.
  34.  Мельникова И.И. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда / И.И. Мельникова. – М.: Просвещение, 1991. – 119 с.
  35.  Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 528.
  36.  Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 344 с.
  37.  Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2000. – 200 с.
  38.  Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер с франз. – М.: Просвещение, 1969. – 213 с.
  39.  Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 342 с.
  40.  Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Г.В. Гарунтоевой. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
  41.  Помазкова Н. А., Иванченко О. В. Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 101-104.
  42.  Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектолога. фак. пед-вузов – М.: Просвещение, 1969.  – 310 с.
  43.  Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / под общ. Ред. Т. В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.  – 256 с.
  44.  Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 144 с.
  45.  Сидорчук Т.А., Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, М.: Литера, 2004 - 59с.
  46.  Соломенникова Л.К. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи // Дошкольное воспитание, 1999. № 4.
  47.  Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1976. –198 с.
  48.  Спирова Л.Ф. Чиркина Г.В., Ястребова А.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Чиркиной Г.В. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
  49.  Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
  50.  Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 112 с.
  51.  Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / Худ. И.Н. Ржевцева.  – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 47  с.
  52.  Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 112 с.
  53.  Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание. -1995.-№1.-С.59-66.
  54. Филичева Т.Б. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б.Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
  55.  Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями / Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева. – Екатеринбург: АРГО, 1996. – 163 с.
  56.  Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи // Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: «Гном-Пресс», 2006. – 123 с.
  57.  Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном-Пресс», 2009. – 80с.
  58.  Филичева Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М.: Просвещение, 2009.
  59.  Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000. – 55с.: илл. (Библиотека практикующего логопеда)
  60.  Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
  61.  Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.  – 192 с.
  62.  Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 416 с.
  63.  Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1976.
  64.  Lennenberg E.H. Biological foundations of language. N.Y., 1967.
  65.  Richardson K. Studies of child Language development / Journal of Child                         Language. 1970. -№3. - P. 17-26.
  66.  Rondal J. Fathers and mothers speech in early language development // J. of   Child Language. 1980, №7. P. 353-369.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

Система коррекционно - логопедической работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Предлагаемая система занятий адресована логопедам, работающим с детьми с общим недоразвитием речи III уровня, а также может быть выборочно использована в работе воспитателя логопедической группы....

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".

Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...

Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...

Методическая разработка по самообразованию: Коррекционная логопедическая работа по формированию связной речи дошкольников с ОНР. Формирующий эксперимент

Коррекционная логопедическая работа по формированию связной речи дошкольников с ОНР. Формирующий эксперимент...

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи для детей подготовительной к школе группы "Моя Родина - Россия"

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи для детей подготовительной к школе группы по лексической теме "Моя Родина - Россия"...