Статья: Опорные звуки или как перепрограммировать одни звуки в другие.
консультация по логопедии на тему

Одной из основных задач, которые необходимо решить, приступая к анализу речевых нарушений, является их классификация  по месту и способу образования, чтобы одни звуки перепрограммировать в другие. Это универсальный  механизм постановки звуков от опорных звуков. Постановка звуков от опорных звуков дает нам значительное превосходство во времени, т.к. она чаще всего одномоментна.Особое место для логопеда занимает аналитическое изучение специальной литературы, ориентация на самостоятельное, углубленное изучение чужого опыта и применение его в своей практике, усовершенствование старых технологий и разработок новых, более эффективных методов и приемов постановки звуков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_opornye_zvuki.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение №120 комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга  

Статья учителя-логопеда Логиновой Л.А.  на тему:

Постановка звуков  от звука «А»  и от других гласных опорных звуков- вот формула успеха.

                                      «Дайте мне точку опоры и я переверну весь мир»

                                                                                                           Архимед.

Этой точкой опоры может стать звук «А»-от него можно поставить многие гласные  и согласные звонкие звуки. От гласного звука «А» ставятся все гласные I ряда и II ряда, а также  звонкие согласные: «М», «Б», «Н», «В», «Д», «Ж», «Л», «З», от них мы получаем глухие парные звуки, а затем и мягкие согласные. Гласный звук «А» применяется при вызывании звонких согласных фонем. Чтобы поставить звук «М», детям предлагают сомкнуть губы, приоткрыть зубы и длительно произносить звук «А», добиваясь ощущения вибрации в носу.  От звука «И» также образуется звук «Мь». Получив звук «М», просят воспроизвести его, зажав язык между зубами или упереться кончиком языка в верхние резцы-получаем звук «Н». От звука «И» также образуется звук «Нь», просим упереться кончиком языка в верхние резцы и произносить долгий звук «И». Чтобы поставить звук «Б», просим тянуть звук «А» и легко хлопнуть губами. Можно звук «Б» получить и от звука «У», хлопнув большим и указательным пальцами по губам.От звука «Б» получаем звук «П», оглушив его («скажи шёпотом»), а затем получаем «Бь» и «Пь», разница лишь в том, что при произнесении звуков «Бь»,«ПЬ» губы напряжены гораздо сильнее, а язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы. Звук «В» можно получить от звуков «А» и «У», просим тянуть звук, затем нижней губой дотронуться до верхних зубов. От звука «В»  получаем звук «Ф», оглушив его («скажи шёпотом»).  Звуки «Вь» и «Фь» получаем при менее напряженной нижней губе. При постановке звука «Д» даем инструкцию: «тяни звук «а-а-а…», в это же время быстро коснись зубами высунутого языка»-по подражанию. Надо знать, что при смягчении звуков нижней артикуляции напрягается нижняя губа, а для верхней-верхняя губа. Поэтому растягивая сильнее верхнюю губу при улыбке, произнося звуки «Д» и «Т», получаем «Дь» и «Ть».

От звуков «Д» и «Т», отодвигая язык механическим путем, получаем: «Д-дь-гь - г» и «Т – ть – кь- к». Звук «Х» получаем при произнесении звука «Ф», отодвигая механическим путем язык назад и следим за правильным открытием рта. От звука «С», отодвигая язык назад получаем звук «Х», а от звука «Сь»-звук «Хь». Чтобы поставить звук «Ж», просим тянуть звук «А», одновременно поднимая язык вверх «ковшиком», сближая зубы и округляя губы. От звука «З» в верхней артикуляции можно получить звук «Ж». Оглушаем звук «Ж» и получаем звук «Ш». Звук «З» можно стимулировать, пользуясь гласными «А», «Э», «Ы», губы при артикуляции нужно раздвинуть в стороны, ребенка просят высунуть язычок и сблизить зубы, выдыхая воздух изо рта посередине языка. Оглушаем звук «З» и получаем звук «С». Звук «С» можно получить от звука «И». Нужно попросить ребенка шёпотом произнести звук «И», пододвинуть кончик языка к деснам нижних зубов и подуть себе на пальчик. Звуки «Зь» и «Сь» получаем, улыбаясь и натягивая нижнюю губу. При постановке звука «Л» просим протяжно произносить звук «А» с закушенным языком, что позволяет вызвать изолированное произношение звука «Л». Целесообразнее использовать в качестве опорного звука звук «Ы» при постановке звука «Л», т.к. при его произношении создается достаточный подъем корня языка, как и при произношении звука «Л». Если произносить звукосочетание «ДЫ», и на произношении звука «Ы» упираться языком в место между верхними зубами и верхними деснами, то получается звукосочетание «Д-Л-Л-Л».  Звук «Ль» получаем от звука «Й», удерживая кончик языка между зубами. Звук «Р» можно вызвать от звука «З» в верхней артикуляции или от сочетания «ДЗ», проводя вибрацию зондом под кончиком  языка. Иногда звук «Р» ставится от звука «Ц»: язык присасывается к небу, нужно не отрывая языка от неба, отодвинуть его слегка внутрь по небу и быстро произнести звук «Ц», при правильном ротовом выдохе образуется глухой звук «Р». Глухой звук озвончается (ребенок должен произнести сочетание «ДЗ», соблюдая при этом все условия произнесения звука «Ц»). Этот прием позволяет вызывать звук «Р» без механической помощи. Звук «Р» можно вызывать также и от звука «Ж» или от сочетания «ДЖ». Можно произносить на улыбке сочетание «ДИ-ДИ-ДИ…» и вибрировать под подбородком рукой, получается звук «Р». Можно просто произносить один звук «И-И-И…», попросив ребенка прижать язычок к небу «чашечкой» и вибрировать под подбородком рукой. Чтобы поставить звук «Щ», достаточно произнести звук «Сь», округлив губы и оттягивая назад кончик языка. Можно вызвать звук «Щ» как мягкий вариант звука «Ш», нужно придвинуть язык к верхним альвеолам, губы слегка отвести в стороны и сделать выдох, как при звуке «Ш». Если длительно произносить аффрикат «Ч», как: «Ч-щ-щ-…», то мы услышим звук «Щ», фиксируем внимание ребенка на произношении этого звука, выделяем его и закрепляем в речи. Литература:

  1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. М.1981г.
  2. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. М. 1983 г.
  3. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. М. 1983г.
  4. «Расстройство речи у детей и подростков» (под редакцией С.С. Ляпидевского)
  5. Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. М. 1969г.
  6. Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем. «Основы теории и практики логопедии» М. 1968г.
  7. Соботович Е.Ф. Недостатки произношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления. «Педагогические пути устранения речевых нарушенй у детей» Л. 1976г.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М. 2004г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе....

Игровые приемы постановки звуков. Сказка, в которой живет звук (С) и другие.

С помощью этих  занимательных игр можно проводить постановку звуков, которая способствует быстрому овладению правильной артикуляцией и  ускоряет процесс автоматизации....

Отработка опорных звуков в коррекции произношения.

Очень важным моментом в подготовке к постановке нарушенных звуков у ребёнка является работа с опорными звуками.Отрабатывая опорные звуки, сходные по артикуляции (месту и  способу образования) ...

Презентация: "Дифференциация звуков [с] - [ш] в словах, отличающихся одним звуком".

Презентация предназначена для дифференциации звуков [с] - [ш] у дошкольников сфонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи....

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «ПРИРОДА И Я – ОДНА СЕМЬЯ. СТАНЬ ДРУГОМ ПРИРОДЫ».

Помочь детям осознать своё отношение к природе; понять, почему к ней надо бережно относиться и в чём это может выражаться; дать представление о нравственной стороне отношения к природе. Познаком...

Мастер-класс для педагогов "Эбру- рисование одной жидкостью на другой"

МАСТЕР КЛАС С ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЭБРУ- РИСОВАНИЕ ОДНОЙ ЖИДКОСТЬЮ НА ДРУГОЙ » .ПОДГОТОВИЛА: ШЕВЕЛВА ДАРЬЯ НИКОЛАЕВНА МАДОУ д/с №183 г. Тюмень Цель: Познакомить воспитателей с нетради...