Главные вкладки

    Игры, направленные на формирование правильного произношения шипящих звуков
    картотека по логопедии на тему

    Десятова Светлана Владимировна

    Игры, направленные на формирование правильного произношения шипящих звуков

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игры на формирование правильного произношения шипящих звуков

    1. «Тишина»

    Цель: формировать правильное произношение звука Ш.

    Ход: водящий стоит у стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом громком движении водящий издает предостерегающий звук  ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим. Воспитатель следит за правильным произношением звука Ш.

    2. «Лес шумит»

    Цель: формировать правильное произношение звука Ш.

    Ход: воспитатель напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев. Деревья качаются и шумят: ш-ш-ш. воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, как деревья, когда на них дует ветер.

    3. «Гуси»

    Цель: формировать правильное произношение звука Ш.

    Ход: ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к цыпленку, котенку, мышонку и т.д., пугая их своим страшным шипением.

    4. «Пчелы и медвежата»

    Цель: формировать правильное произношение звука Ж.

    Ход: дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая – медвежата. Пчелы собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав сигнал «пчелы, за медом!», дети разбегаются, перелетая с цветка на цветок. Медвежата подходят к улью. На сигнал «медведи идут» пчелы возвращаются со звуком  ж-ж-ж. при повторении игры дети меняются ролями.

    5. «Мухи в паутине»

    Цель: формировать правильное произношение звука Ж.

    Ход: часть детей изображают паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж, влетая и вылетая с круга. По сигналу логопеда дети, изображающие паутину берутся за руки. Те которые не успели выбежать из круга попадают в паутину и выбывают из игры. Воспитатель следит за правильным произношением звука.

    6. «Пчелы собирают мед»

    Цель: формировать правильное произношение звука Ж.

    Ход: одна группа детей изображает цветы. На головы им одевают веночки. Другая группа детей – пчелы, которые собирают мед. Пчелы летаю т вокруг цветка и жужжат. По сигналу воспитателя они летят в улей. За тем дети меняются ролями.

    7. «Поезд»

    Цель: формировать правильное произношение звука Ч.

    Ход: дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз.

    Ведущий дает свисток – поезд трогается и издает звук ч-ч-ч. Дав поезду немного проехать ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет ход. На красный – поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает флажок – машинист дает сигнал. На зеленый – поезд трогается.

    8. «Воробушки»

    Цель: формировать правильное произношение звука Ч.

    Ход: дети (воробушки) сидят на стульчиках (гнездышках) и спят. На слова логопеда: в гнезде воробушки живут и утром рано все встают дети раскрывают слова и громко повторяют: чирик-чик-чик, чирик-чик-чик. После этих слов дети разбегаются по комнате, а на слова воспитателя «кошка близко» возвращаются на свои места. Игра повторяется несколько раз.

    9. «Договори словечко»

    Цель: формировать правильное произношение звука Ч.

    Ход: воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кирпи…, цирка…, скрипа…., и т.д.).

    Игры на закрепление правильного произношения шипящих звуков

    1. «Поймай рыбку»

    Цель: автоматизация шипящих звуков в словах.

    Оборудование: металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом.

    Ход: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

    2. «Помоги Маше»

    Цель: автоматизация звука Ш в словах.

    Ход: воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.).

    3. «Одень ребятишек»

    Цель: автоматизация звука Ш в словах.

    Ход:  на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.).

    4. «Назови ласково»

    Цель: автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах.

    Ход: воспитатель говорит:

    Захотелось ласковых нам слов.

    Кто из звуков нам помочь готов?

    Ч (Ш) – наш самый нежный звук

    Не откажемся мы от его услуг.

    Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с уменьшительно ласкательным суффиксом (Юля-Юлечка, Соня-Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух-петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т.д.).

    5. «Родители и детки»

    Цель: автоматизация звуков Ж, Ч в словах.

    Ход: воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет детеныша (верблюд-верблюжонок, медведь-медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.).

    6. «Большущие слова»

    Цель: автоматизация звука Ч в словах.

    Ход: воспитатель бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени:

    у кошки – усы, а у тигра - ….

    у птички – глаза, у дракона - ….

    у гномика – дом, а у великана ….

    7. «Колечко-колечко»

    Цель: закрепить правильное произношение звука Ч во фразах.

    Ход: дети встают в круг, сложив ладони лодочкой. В ладонях водящего колечко. Обходят детей, водящий незаметно оставляет колечко из одного из играющих, затем выкрикивает: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Играющий с колечком, если его не успеют удержать выбегает из круга и становится водящим.

    Игры на дифференциацию шипящих звуков

    1. «Прогулка в лес»

    Цель: дифференциация звуков Ш – Ж.

    Ход: в одном углу группы стоят дети, в другом – стульчики, это лес. Воспитатель  говорит: «Мы идем на прогулку в лес там посидим отдахнем и послушаем, что делается в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья. Воспитатель  просит их изобразить, качающиеся верхушки деревьев (ш-ш-ш), жужжат жуки (ж-ж-ж), шипят змеи  и т.д.

    2. «Жадный кот»

    Цель: дифференциация звуков Ш-Ж.

    Ход: выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети мышки. Они проходят мимо кота и шепчут: «тише-тише, кот все ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот ловит мышей. Кто попался коту в лапы должен произнести слова со звуками Ш – Ж.

    3. «Слово заблудилось»

    Цель: дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж – Ш).

    Ход:

    Заблудится может каждый,

    Даже очень, очень важный,

    Бизнесмен или ребенок,

    Белка, мышка и котенок,

    Вот и слово заблудилось,

    Не в том месте очутилось,

    Испугалось и закрылось,

    Между слов других забилось.

    Ты найди его скорей,

    Успокой и пожалей.

    Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком. Например, шуба, шайба, санки, шарф.

    4. «Мяч в кругу»

    Цель: упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими звуков.

    Ход: дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком С, а другой со звуком Ш, следующий – со звуком С и т.д. (аналогично играют и с другими парами звуков).

    5. «Звенит – жужжит»

    Цель: дифференциация звуков З – Ж.

    Ход: водящий выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают по одному слову, в названии которого есть звук З или Ж. водящий, вернувшись слушает придуманные слова и говорит: звенит, если слышит звук З, и жужжит, если слышит звук Ж.

    6. «Умей слушать»

    Цель: закреплять умение детей дифференцировать звуки.

    Оборудование: макет четырехэтажного домика, предметные картинки с изображением животных.

    Ход: дети должны расселить зверей и птиц по квартирам: на первом этаже – животные и птицы, в названиях которых есть С, на втором – звук Ш, на третьем З, на четвертом Ж.

    7. «Закончи словечко»

    Цель: дифференциация звуков З-Ж в словах.

    Ход: ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги ЗА-ЖА (коза, кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.).

    8. «Замени звук»

    Цель: дифференциация звуков С-Ш.

    Ход: воспитатель  называет слово, а ребенок заменяет свистящий звук на шипящий, произносит получившееся слово (сок-шок, сутки-шутки, сайка-шайка, сила-шило, миска-мишка и т.д.).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков

    Наказать непослушный язычок. Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу ...

    ПАМЯТКА «Подвижные игры, направленные на формирование правильной осанки»

    «Подвижные игры, направленные на формирование правильной осанки»...

    «Подвижные игры, направленные на формирование правильной осанки"

    Подвижные игры направлены на формирование правильной осанки, на укрепление мышц спины....

    Формирование правильного произношение шипящих звуков в речи детей через устное народное творчество

    Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка. Боль...

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

    Рекомендации для родителей и педагоговРебенку скоро пять лет, а он  не произносит шипящие звуки? Возможно, у него не сформирован правильный артикуляционный уклад. Помогут в решении этой проблемы ...