Комплекс упражнений для формирования правильного произношения шипящих звуков
учебно-методический материал по логопедии

Малащенко Ирина Петровна

Комплекс упражнений для формирования правильного произношения шипящих звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsiya_shipyashchih.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

       

              Комплекс упражнений для формирования правильного    

                              произношения шипящих звуков.

                                                                                                                                   

                                                                                                                                       

                                                                                                                               

                                                                                                               

                                                               

                                                                           

                                                                 

                                                                       

                                    Шипящие звуки: ш, ж, щ, ч

    Все звуки данной группы по месту образования переднеязычные, по способу образования — щелевые, за исключением ч, который является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинка языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

   Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.

   Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу.

   Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы. Если звук ш произносится правильно, то

- добавив голос, мы получим звук ж;

- добавив подъем средней части спинки языка, получим щ;

- добавив подъем средней части спинки языка и смычку перед щелью, получим ч.

          Правильная артикуляция звука ш:

   Губы: округлены и слегка выдвинуты вперед.

  Зубы: зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм; верхние и нижние резцы видны.

  Язык:

- кончик языка широкий, поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель;

- передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму переднего края ковшика), но не касается его, а образует с ними щель;

- средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу (углубление посередине образует как бы дно ковшика);

- задняя часть спинки языка приподнята и оттянута назад (напоминает заднюю часть ковшика);

- боковые края прижаты к верхним коренным зубам (напоминают по форме боковые края ковшика) и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха.

  Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

  Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется.

  Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

  Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при ч — сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

                               

 Статические упражнения:

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Краткое писание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Методические указания.

1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

 3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким («Лопаточка»)

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

Методические указания.

    1.Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

    2.Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

    3.Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

    4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Приклей конфетку

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Краткое описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык — нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. Рот открывать не шире чем на 1,5—2 см.

3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Чашечка

 Краткое описание. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10—15 с.

Грибок

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Методические указания.

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

   

                               Динамические упражнения:

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.

1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2.Нельзя надувать щёки.

3.Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Гармошка

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.

3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Фокус

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков

Наказать непослушный язычок. Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу ...

Игры, направленные на формирование правильного произношения шипящих звуков

Игры, направленные на формирование правильного произношения шипящих звуков...

Формирование правильного произношение шипящих звуков в речи детей через устное народное творчество

Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка. Боль...

Комплекс упражнений для формирования правильного произношения звуков [Л], [Л’]

Комплекс упражнений для формирования правильного произношения звуков Л, Ль...

Комплекс упражнений для формирования правильного произношения звуков [Р], [Р’]

Комплекс упражнений для формирования правильного произношения звуков Р, Рь...

Комплекс упражнений для формирования правильного произношения звуков [С], [С’]

Комплекс упражнений для формирования правильного произношения звуков С, Сь...

Комплекс упражнений для формирования правильного произношения звуков [Ш], [Ж]

Комплекс упражнений для формирования правильного произношения звуков Ш, Ж...