Если ребёнок плохо слышит.
консультация по логопедии на тему

Шувалова Ирина Анатольевна

Консультация "Если ребёнок плохо слышит" предназначена для родителей, имеющих детей с нарушениями слуха. Родители узнают чем отличается глухота от тугоухости, причины нарушения слуха у детей и куда обратиться, если они столкнулись с такой проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kon-esli_r-k_ploho_slyshit.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Если ребёнок плохо слышит»

Подготовила: учитель-логопед И.А.Шувалова

2017 год

     Для развития речи ребёнка решающее значение имеет полноценный слух. Ребёнок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У  детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.

     Слух играет большую роль и в интеллектуальном развитии ребёнка: слушая объяснения взрослых , малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности.

     Дети усваивают значения многих слов до того, как овладевают умением говорить.

     Слуху принадлежит ещё одна главная роль: с его помощью ребёнок получает возможность контролировать собственную речь и сравнивать её с речью окружающих. Так, он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматический строй языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для успешного овладения детьми чтением и письмом.

     Классификация нарушений слуха определяется характером поражения слуховой функции и состоянием речи. В зависимости от этого выделяется два вида слуховой недостаточности: глухота и тугоухость.

     Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Полная глухота встречается редко. В большинстве случаев сохраняются хотя бы небольшие остатки слуха. С их помощью ребёнок может воспринимать очень громкие, резкие неречевые звуки (звонок, свисток), отдельные звуки речи, а иногда простые, хорошо знакомые слова, произнесённые громко около ушной раковины.

     Глухота может быть врождённой и приобретённой.

В р о ж д ё н н а я   г л у х о т а встречается реже. Причинами её являются:

  1. Неправильное развитие слухового органа во внутриутробный  период (влияние наследственного фактора).
  2. Неблагоприятные условия развития плода в результате воздействия вредных факторов в период беременности матери: перенесённые инфекционные заболевания – грипп, корь, травмы и т.д.; употребление матерью алкоголя; лечение стрептомицином и другими лекарственными препаратами; травма плода в первые месяцы беременности.

     П р и о б р е т ё н н а я  глухота чаще всего является результатом воспалительных процессов во внутреннем ухе и слуховом нерве при различных заболеваниях: менингите, кори, скарлатине, гриппе, свинке и т.д.

      В зависимости от времени возникновения различают раннюю глухоту, возникшую в период доречевого развития, и позднюю, наступившую, когда у ребёнка речь уже сформировалась.

     Тугоухость – поражение слуха, при котором возникают трудности в восприятии речи с помощью слуха. Если при глухоте восприятие речи резко ограничено, то при тугоухости в специально созданных условиях (усиление голоса, использование специальной звукоусиливающей аппаратуры и др.) возможности восприятия речи возрастают.

     Причины возникновения тугоухости разнообразны. Снижение слуха наступает:

  1. Как результат острого или хронического воспаления среднего уха.
  2. Как результат хронических заболеваний носа и носоглотки (например, аденоидные разрастания); при этом нарушается проходимость евстахиевой трубы.
  3. Как результат перенесённых инфекционных заболеваний (скарлатины, гриппа, кори).
  4. Как результат врождённых аномалий органов слуха в эмбриональном периоде.

     Тугоухость может быть выражена в различной степени – от незначительного нарушения восприятия шёпотной  речи до резкого ограничения возможности  восприятия речи разговорной громкости.

      Состояние речи детей зависит от разных факторов. Основные из них следующие:

  1. Степень снижения слуха – чем хуже ребёнок слышит, тем хуже он говорит.
  2. Время возникновения дефекта слуха: если слух был нарушен после 3 лет, у ребёнка может быть фразовая речь с незначительными отклонениями в словаре, грамматическом строе, звукопроизношении. Снижение слуха в раннем возрасте приводит к тяжёлому расстройству речи.
  3. Условия, в которых развивается ребёнок после поражения слуха: своевременно начатые занятия дают наибольшую эффективность в работе.
  4. Физическое и психическое состояние слабослышащего ребёнка – у соматически ослабленных детей, психически малоактивных  формирование речи происходит менее активно.

     Профилактика нарушений слуха у детей осуществляется главным образом родителями и воспитателями детских учреждений.

     Профилактические мероприятия необходимо начинать с внутриутробного периода развития ребёнка, оберегая мать в период беременности. После рождения ребёнка важно тщательно следить за его здоровьем: держать уши в чистоте, предупреждать воспалительные процессы в органах слуха, принимать меры по предотвращению бытовых травм. У маленьких детей крайне важно оберегать уши от холода, так как частые простуды могут привести к патологии речевого аппарата.

     Надо помнить, что для слуха вредны очень громкие звуки, крик, шум в группе.

     В целях предупреждения нарушения слуха врач-отоларинголог должен периодически обследовать детей.

     Если у ребёнка уже имеется врождённое или приобретённое поражение органа слуха, необходимо безотлагательное вмешательство врача: от времени начала лечения во многом зависит, какой характер будет носить нарушение слуха и как это повлияет на формирование речевой функции.

     Появление в семье глухого ребёнка оказывает существенное влияние на весь уклад жизни, ведёт к перестройке отношений, возлагает на родителей новые обязанности. Очень часто в семье не бывают созданы благоприятные условия для развития глухого ребёнка. Особенно страдают слабослышащие дети. Родители часто пеняют на то, что дети недослышат из-за невнимательности, а не говорят из-за упрямства. Если дети лишены правильного воспитания и с ними не ведётся коррекционная работа, то они остаются неречевыми, часто отстают в психическом развитии и могут стать бременем для семьи и государства.

     Для успешного воспитания ребёнка в семье нужны следующие условия:

  • Осуществление мер по предупреждению дефекта слуха, т.е. устранение первопричины.
  • Своевременное обнаружение у ребёнка дефекта слуха. Родители не должны полагаться на то, что всё пройдёт само собой.
  • Родители должны знать всё о дефекте и об особенностях развития глухого и слабослышащего ребёнка.
  • Родителям необходим некоторый объём специальных дефектологических знаний.
  • Родители должны начать сразу коррекционную работу с ребёнком,  как только дефект обнаружен (особенно с позднооглохшими детьми).
  • Родителям следует осуществлять тесную связь с врачом-сурдологом и сурдопедагогом.
  • Необходимо создать благоприятные условия жизни ребёнка.

         Родители не слышащего ребёнка должны быть терпеливыми и заботливыми. Очень важно, чтобы они привлекали ребёнка к полезному делу и интересному занятию, чтобы постоянно разговаривали с ним,  учитывая его возможности.

      Родители должны знать, что обучение ребёнка, особенно начатое своевременно, приносит хорошие результаты.  Нет потолка развития у глухих и слабослышащих. Они могут хорошо говорить и могут стать полезными членами общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребёнок плохо говорит...

В рекомендации для родитей описаны причины речевых проблем детей раннего возраста и шаги которые могут предпринять родители для их устранения....

Если ребёнок плохо ест.

Питание для любого живого организма - это источник энергии, продуктов, участвующих в обмене веществ, пластического материала. Правильное в количественном и качественном отношении питание - важнейший ф...

Консультация для родителей "Если ребёнок плохо говорит"

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим...

если ребёнок плохо ест

ЕСЛИ РЕБЁНОК ПЛОХО ЕСТВремя еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают самоутверждаться самым неподходящи...

"Если ребёнок плохо ест"

Консультация для родителей....

Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"

В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и  возможно кому это пригодится....