Консультации для воспитателей «Речевая развивающая среда в группе детского сада для старшей и подготовительной группы»
консультация по логопедии на тему

Иванова Светлана Витальевна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Иванова С.В.

Консультации для воспитателей

«Речевая развивающая среда в группе

детского сада для старшей и подготовительной группы»

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное

окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи

каждого ребенка.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития

детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать

свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей

действительности, содержательнее и полноценнее отношения со

сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое

развитие.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей

среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного

возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды:

- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

- обеспечение богатства сенсорных представлений;

- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой

деятельности ребенка;

- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых

реакций;

- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой

системе.

Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих

факторов:

- восприятие речи взрослых;

- наблюдение за языком;

- вовлеченность в активную речевую среду;

- диалог между взрослыми.

Работая с детьми, педагог должен:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся

дефекты речи.

2. Иметь ясную, чѐткую и отчѐтливую речь, т.е. хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства

выразительности с учѐтом содержания высказывания.

5. В общении с детьми говорить в слегка замедленном темпе, умеренно громким голосом.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

          Для воспитателя логопедической группы владение образцовой речью – это

показатель его профессиональной подготовленности. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как

письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

          На развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее

пространство, его наполняемость. Речевые уголки должны быть в группах и привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве.

Речевая развивающая среда старшей и подготовительной групп:

•   Грамотная речь педагога;

• Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения) ;

• Методы и приемы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения);

• Организация деятельности в «уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением);

•   Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.

     Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные

зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал). Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием.

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка –

―одушевленный персонаж‖, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности. Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению

группы. Ей можно придумать название, например «Уголок речи и грамотности», «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В еѐ оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями.

Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:

- развитие словаря ребенка

- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам

словообразования, формирование грамматически правильной речи)

- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов,

пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и

поговорками, стихами)

- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-

речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха,

закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими

компонентами речи)

- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным

анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)

- развитие мелкой моторики и графомоторной функции

- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в

книжный уголок)

Оборудование и наполнение речевой зоны:

1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи:

  • «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»;
  • лабиринты;
  • разноцветные шарики; султанчики;
  • бумажные снежинки;
  • вертушки — карандаши;
  • колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик

доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

2. Формирование фонематического восприятия и слуха:

  • шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки;
  • предметные, сюжетные картинки для постановки звуков и их автоматизации;
  • игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ);
  • звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата»);
  • индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова;
  • звуковые дорожки, звуковая лесенка;
  • альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы».

3. Развитие артикуляционной моторики

  • Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы;
  • артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук;
  • схема характеристики артикуляции звуков;
  • артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;
  • формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах;
  • альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.

4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных

звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).

  • Мелкие игрушки;
  • предметные картинки;
  • сюжетные картинки;
  • различные виды театров;
  •  альбомы на каждый звук;
  • логопедические альбомы для автоматизации различных звуков,
  • чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;
  • схема характеристики звуков; схема слова;
  • зеркала в ассортименте
  • Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото».

5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте:

  • Магнитная доска;
  • наборы магнитных букв;
  • кассы букв и слогов;
  • символы для звуко – буквенного анализа,
  • кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д. ;
  • альбом «Изучаем буквы»;
  • пособие «Говорящая азбука»; «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе? »; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др. ;
  • серия «Умные игры», ребусы.

6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических

категорий:

  • Предметные картинки по лексическим темам;
  • «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.

7. Развитие связной речи:

  • Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»;
  • разные виды театра;
  • чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

8. Развитие мелкой моторики:

  • Сухой бассейн;
  • массажные валики, мячики, прищепки, трафареты;
  • пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ;
  • «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв);
  • игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»;
  • мозаики; игры-шнуровки и др.

          Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для

эффективного воспитательного воздействия, создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

праздник в старшей и подготовительной группе детского сада" Рождество Христово"

Один из самых важных и любимых народом зимних праздников, Рождество Христово. В этот день начали колядовать-ходить по домам с рождественской звездой, с пением рождественских песен. В колядовании прини...

Тренинг детско-родительских отношений "Давай вместе", для детей старших и подготовительных групп детского сада.

Цель тренинга: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга; ...

Проект "Твори добро" для детей старшей и подготовительной группы детского сада

Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они ...

Проект "Твори добро" для детей старшей и подготовительной группы детского сада

Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они ...

Масленица – день за днем. Тематическая беседа для детей старшей и подготовительной группы детского сада

Масленица – день за днем.Тематическая беседа  для детейстаршей и подготовительной группы детского садаВедущая. Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Конец...

Осенний праздник «Прогулка по Летнему саду» для старшей и подготовительной групп детского сада.

Праздник создавался в рамках годового проекта по изучению родного города. Предполагает показ слайдов....