Выступление с презентацией на педсовете. Тема: «Методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой в разных возрастных группах»
презентация по логопедии на тему

Художественная литература – важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Произведения литературы способствуют формированию отношения ребёнка к окружающему миру, обобщая реальные жизненные факторы, помогают познавать жизнь, мир человеческих чувств и взаимоотношений.  Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priyomy.docx26.46 КБ
Файл prezentatsiya_pedsoveta.pptx142.8 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление с презентацией на педсовете

Тема:

«Методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой в разных возрастных группах»

                                                Учитель – логопед подготовительной группы

Борзова Т.М.

Сургут 2014

Художественная литература – важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Произведения литературы способствуют формированию отношения ребёнка к окружающему миру, обобщая реальные жизненные факторы, помогают познавать жизнь, мир человеческих чувств и взаимоотношений.  Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словесного творчества – поставлены следующие задачи:    (Слайд №1)

  • Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке);
  • Развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
  • Воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
  • Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития необходимо грамотно осуществлять правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Разработано несколько критериев: (слайд №2)

  • Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;
  • Высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
  • Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
  • Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
  • Конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений. (слайд №3)

  • Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, частушки, небылицы и перевертыши; сказки.
  • Произведения русской и зарубежной классической литературы.
  • Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой педагогу необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

                    Художественное восприятие на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия, выделяя 2 периода в их эстетическом развитии: (слайд №4)

1) от 2 до 5 лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства;

2) после 5 лет, когда искусство (и искусство слова) для ребенка становится самоценным.

Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи, педагог использует разнообразные методы, приемы (слайд №5)

Методы и приёмы ознакомления детей с литературой.

Метод

Приёмы

Словесный

Чтение произведений

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

Практический

Элементы инсценировки

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театра

Игровая деятельность

Наглядный

Показ иллюстраций

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки. Книжного уголка.

При ознакомлении детей с художественными произведениями самыми распространёнными являются словесные методы. Чтение педагога, т. е. дословная передача текста – один из основных приёмов. Бережное обращение педагога с книгой в момент чтения является примером для детей. Следующий приём – это рассказывание. Это более свободная передача текста. В ней допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т.д. таким способом знакомят детей со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами, газетными и журнальными материалами (в подготовительной группе). Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям. Часто на одном занятии  используют различные методы и приёмы. Основой всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение педагога. Оно помогает донести интерпретацию художественного произведения и требует от педагога серьёзной предварительной подготовки: разбора произведения и тренировочного чтения вслух. Если произведение после первого чтения понятно детям, воспитатель может использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие произведения – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценировки, движения пальцами, руками ( в младших группах эти приёмы употребляются чаще); используются словесные приёмы – напоминание сходного случая из жизни, в старших группах вспоминают произведения, близкие по содержанию этой теме. Но иногда детям могут быть непонятны некоторые слова или выражения. Нужно дать им  возможность понять новое слово, строй фразы, осмысливая ситуацию. Так мы вовлекаем их в активную работу над языком произведения. Но не надо забывать,  что само художественное произведение никогда не должно превращаться в средство освоения новых слов.  Не следует прерывать чтение объяснением  отдельных слов, особенно в стихах, так, как это нарушает восприятие художественного образа и ритма. Как исключение это допускается при чтении познавательных книг, если непонятные слова затрудняют понимание основной мысли отрывка или всего произведения. Иногда новые слова объясняются до чтения.

В подготовительной к школе группе нужно обратить внимание детей на образность, выразительность языка (определения, сравнения, фразеологизмы). Широко распространенным приёмом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его  пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация – рисунок, относящийся к определённой части текста, поясняющий какой – то момент. Иллюстрация всегда привлекает детей: смотреть легче, чем слушать. В большинстве случаев иллюстрации показываются в той последовательности, в которой размещены художником, но после чтения текста. Нужно учить внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них знакомых героев книг. Этому способствуют вопросы: что? Кто это? Что делает?...  . В средней группе детям можно предлагать угадать  к какому произведению эта картинка. Со старшими детьми возможно сравнительное рассматривание иллюстраций к одному и тому же произведению, выполненных разными художниками или разными полиграфическими способами (чёрно – белые, цветные). Под руководством педагога дети рассматривают книги, одновременно  перевёртывая страницы. Попутно активизируются некоторые слова ( страница, лист, обложка. Автор, название, иллюстрация, строчка, правая и левая страница. На этом занятии закрепляются правила обращения с книгой. Учебная работа с иллюстрацией продолжается и в уголке книги. Иногда, чтобы возбудить у детей любознательность, воспитатель может незаметно поставить на полку новую книгу, рассмотреть в ней рисунки и поговорить о предполагаемом содержании. В процессе ознакомления детей с художественным произведением необходимо активизировать не только образное мышление, память и чувства, но и аналитическое мышление, углублять понимание текста. Есть ряд произведений повышенной сложности, где рассказывается об объектах, далёких от опыта данных детей (явления природы, жизнь животных и растений), или тонко завуалирована мораль (рассказы В. Осеевой, Е.Пермяка). Чтобы правильно осмыслить содержание таких произведений, детям нужна помощь взрослого, например: заблаговременное  наблюдение с детьми аналогичного явления, вводная беседа перед чтением, предварительное рассматривание картин. После первого чтения  дети обычно находятся под сильным впечатлением, естественны их реплики, просьбы почитать ещё. Педагог поддерживает непринуждённый разговор, напоминает ряд ярких эпизодов, читает произведение вторично, рассматривает с детьми иллюстрации. После чтения в старших группах может состояться белее развёрнутая беседа, если дети не восприняли идею произведения во всей полноте. Нужно задать несколько вопросов, которые помогут им понять, кто из персонажей поступил правильно, почему, какие хорошие или плохие поступки совершили герои и т. д. Чтобы дети яснее представляли себе смысл происшедшего, можно предложить им представить, что они являются одним из персонажей. В беседах такого типа можно рассматривать детские работы по изобразительной деятельности на темы знакомых произведений. Воспитателю при проведении бесед не следует забывать слова Е. А. Флёриной: «Художественный образ говорит всегда лучше, убедительнее, чем все  его толкования, объяснения. Это должно предостеречь педагога от увлечения беседой при чтении, рассказывании, от излишних растолковываний и в особенности от морализирующих выводов.

Более эффективным, является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Методика ознакомления младших дошкольников с художественной литературой имеет свои особенности Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание в младших группах предпочтительнее. Знакомство с художественной литературой может проходить на специальных занятиях и быть частью любых интегрированных занятиях. Занятия предусматривают не только слушание ребенком произведений, но и его участие в действии-игре, в общении с исполнителем и персонажем. Огромное значение имеет умение воспитателя выразительно рассказать сказку, прочитать потешку, стихотворение. Обычно на занятии сказку рассказывают дважды, иногда повторяют и в третий раз. Воспитатель обеспечивает активность детей во время слушания: предлагает выполнить имитационные движения (малыши показывают, какая большая-пребольшая была репка; как её тянут потянут и т.п.), используют разнообразные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра, картинок на фланелеграфе и пр.), побуждает инсценировать отрывок из сказки.

О.С. Ушакова предлагает определенную последовательность ознакомления младших дошкольников со сказкой. Так, например, последовательность ознакомления со сказкой ("Курочка Ряба", "Репка", "Теремок") может быть такой:

1. Рассказывание сказки и одновременное рассматривание иллюстраций.

2.Показ настольного кукольного театра "Курочка Ряба" с одновременным рассказыванием.

3. Игра-инсценировка по сказке "Курочка Ряба"

4. Игра-драматизация по мотивам сказки "Курочка Ряба"

Рассказывание без наглядного сопровождения целесообразно для занятий, посвященных повторению знакомых сказок. Необходимо также предусматривать задания на формирование интонационной выразительности речи. Восприятие некоторых сказок идет успешнее, если проводится предварительная подготовка (с детьми рассматривают иллюстрации к сказкам и знакомят с персонажами).

С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы: (слайд №6)

- оформление уголков чтения в группах детского сада.

- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.

- оформление макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги.

– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.

- посещение библиотеки.

 - создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению.

В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях. Для эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций:

                    «Знакомство ребенка с художественной литературой».

                   «Роль сказки в развитии речи детей».

                   «Организация бесед по сказкам».

                   «Значение игр – драматизаций в развитии речи детей» и т. п.

Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

Выводы:   Благодаря использованию разнообразных методов и приёмов  при ознакомлении детей с художественной литературой происходит повышение интереса ребёнка к книге. Литература как вид искусства, оказывает на маленького читателя латентное воздействие, результаты которого проявятся в будущем.

-    А сейчас предлагаю вам немного поиграть.

Деловая игра

«Методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой»

(Педагогов просят разбиться на три группы, каждой группе нужно выбрать свой метод ознакомления с литературой и подобрать к нему приёмы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приёмы можно использовать в работе с детьми.)

Предлагаемые произведения детской литературы:

Подготовительная группа – В. Осеева «На катке».

Старшая группа – русская народная сказка «Гуси – лебеди».

Средняя группа –  украинская народная сказка «Рукавичка».

Младшая группа – русская народная сказка «Колобок»

Желаю успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОУ « Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой в разных возрастных группах Учитель –логопед: Борзова Т.М.

Слайд 2

С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек , работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словесного творчества – поставлены следующие задачи: - Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке); - Развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов. - Воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё; - Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

Слайд 3

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Разработано несколько критериев: Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги; Высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык; Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт; Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции; Конкретные педагогические задачи.

Слайд 4

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки , частушки, небылицы и перевертыши; сказки. Произведения русской и зарубежной классической литературы. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Слайд 5

Возрастные особенности восприятия Выделяют 2 периода в их эстетическом развитии: 1) от 2 до 5 лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства; 2) после 5 лет, когда искусство (и искусство слова) для ребенка становится самоценным.

Слайд 6

Методы и приёмы ознакомления детей с литературой. методы приёмы словесный Чтение произведений Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению Прослушивание грамзаписи практический Элементы инсценировки Игры-драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театра Игровая деятельность наглядный Показ иллюстраций Элементы инсценировки Движение пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр видеофильмов, диафильмов Оформление выставки. Книжного уголка.

Слайд 7

При ознакомлении детей с художественной литературой используют следующие формы работы Оформление уголков чтения в группах детского сада. Выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки. Оформление макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги. Создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях. Посещение библиотеки. Создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников.

Слайд 8

Выводы: Благодаря использованию разнообразных методов и приёмов при ознакомлении детей с художественной литературой происходит повышение интереса ребёнка к книге. Литература как вид искусства, оказывает на маленького читателя латентное воздействие, результаты которого проявятся в будущем.

Слайд 9

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Методы и приёмы знакомства детей с художественной литературой как средством развития театрализованной игры»

Консультация для педагогов «Методы и приёмы знакомства детей с художественной литературой как средством развития театрализованной игры»Цель формирующего эксперимента - определить содержание педагогиче...

презентация " методы и приёмы ознакомления дошкольников с художественной литературой"

презентация " методы и приемы ознакомления дошкольников с художественной литературой"-консультация для воспитателей.Традиционно литература используется в целях умственного, нравственного и эстетическо...

Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой

       Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной форм...

Деловая игра для педагогов «Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой»

Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение художественного слова в работе с детьми....

Ознакомление с художественной литературой в разных возрастных группах. Методика работы с книжными иллюстрациями

Традиционная литература используется в целях умственного. нравственного и эстетичекого воспитания дошкольников...

Ознакомление с художественной литературой в разных возрастных группах. Методика работы с книжными иллюстрациями

Традиционная литература используется в целях умственного. нравственного и эстетичекого воспитания дошкольников...