Конспект занятия "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кулагина Ирина Александровна

Второй конспект занятия на неделю по лексичексой теме Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. На основе конспектов Н. В. Нищевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereletnye_ptitsy_2.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Октябрь, 2- я неделя. Тема «Перелётные птицы. Водоплавающие птицы».

Занятие 2.

Коррекционно- обучающие задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ-х с пом. суф. –ат-, - ят-). Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

Коррекционно- развивающие задачи. Развитие связной речи, зрительного и  слухового внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, пластичности.

Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, бережного отношения к природе.

Ход занятия.

  1. Оргмомент. Приветствие, пожелание плодотворной работы.

Логопед. Сегодня мы отправимся в путешествие в сказку «Как лебедь остался один». Для того чтобы попасть в сказку, вы должны выполнить мои задания.

  1. Упражнение «Кто лишний?»

На доске картинки с изображениями птиц: ласточки, грача, лебедя, кукушки, снегиря и журавля.

Логопед. Посмотрите внимательно и подумайте, какая картинка здесь лишняя и почему. Постарайтесь ответить на вопрос, построив предложение со словами потому что.

Ребенок. Здесь лишний снегирь, потому что снегирь – зимующая птица, а все остальные птицы – перелетные.

  1. Рассказывание сказки «Как лебедь остался один». (на доске картинка)

Логопед. Наступила осень. По небу плыли рваные черные тучи. Листья на деревьях стали рыжими. В выходной день Аришка отправилась на прогулку в Летний сад. Под ногами шуршала опавшая листва. Кленовые листья кружились в воздухе.

Упражнение «Кленовые листья».

Логопед. Представьте, что вы превратились в кленовые листья. Покажите, как они кружатся в воздухе.

Дети свободно двигаются под музыку.

Логопед. Вдруг девочка увидела на зеркальной глади пруда прекрасного белого лебедя. Он медленно плыл, печально опустив голову. Аришка вспомнила, что летом она увидела на пруду двух лебедей с целым выводком лебедят.

Упражнение «У кого кто?»

Логопед просит детей встать в круг и берет в руки мяч.

Логопед. Давайте вспомним в игре с мячом, как называются птенцы других перелетных птиц.

У скворца- скворчата

У грача- грачата

У гуся- гусята

У утки- утята

У журавля- журавлята

У аиста- аистята

У стрижа- стрижата

У ласточки- ласточата

Логопед убирает мяч. Дети возвращаются на места.

Логопед. «Что же случилось?- подумала Аришка. – Почему лебедь остался один?»

- Да, все лебеди улетели,- услышала она хриплый голос над головой.

На ветке клена сидели две вороны и беседовали.

- А почему остался этот красавец? – спросила та ворона, что была поменьше.

- Злые люди хотели поймать лебедят, а он защищал их и сломал крыло. Теперь лебедята выросли и вместе с мамой улетели на юг, - ответила ей старая ворона. Теперь лебедь будет зимовать в зимнем саду и ждать возвращения других лебедей,- продолжала старая ворона.

И действительно, Аришка увидела на острове посреди пруда маленький домик, где будет зимовать лебедь, и подумала, что обязательно будет приходить к нему зимой и приносить угощение. И все- таки девочке было грустно. Начинался нудный осенний дождь. Она раскрыла зонт и пошла домой. У ворот она повернулась и посмотрела на лебедя. Он все также медленно кружил по пруду, печально опустив голову.

  1. Беседа по сказке.

Логопед. Какую сказку я рассказала вам?

Дети. Вы рассказали нам сказку «Как лебедь остался один».

Логопед. Расскажите, как описана природа в начале сказки.

Дети. Наступила осень. По небу плыли темные тучи. Листья на деревьях пожелтели.

Логопед. Куда пошла девочка?

Дети. Девочка пошла на прогулку в Летний сад.

Логопед. Верно. Что вспомнила Аришка, когда увидела одного лебедя?

Дети. Она вспомнила, что летом видела на пруду много лебедей.

Логопед. А почему сейчас он оказался один?

Дети. Он защищал своих лебедят от злых людей и сломал крыло. К осени лебедята выросли и вместе с другими лебедями улетели на юг. А лебедь не смог лететь и остался один.

Логопед. А почему ворона назвала людей злыми?

Дети. Они хотели поймать лебедят, а к природе надо относиться бережно. Диких птиц нельзя ловить и держать в неволе.

Логопед. Где же будет зимовать лебедь?

Дети. Для него построили домик на острове посреди пруда. Там он и будет ждать возвращения других птиц. Служители сада будут кормить птицу. И Аришка тоже будет приносить ему угощение.

Логопед. Какое у вас было настроение, когда я рассказывала сказку?

Дети. Было очень грустно и жалко лебедя.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Логопед. Давайте поднимем настроение веселой пальчиковой гимнастикой «Птички».

Эта птичка- соловей,        Дети загибают пальцы на обеих руках на каждое название птицы.

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – злой орлан.                       Машут сложенными накрест ладонями.

Птички, птички, по домам!                   Машут руками, как крыльями.

  1. Игра «Найди место».

Логопед. Я предлагаю вам сыграть в игру. Найдите место для каждой птицы на картине, составив предложение. Отметим, какие предлоги будут в вашем предложении

  1. лебедь плавает ПО озеру. Предлог ПО.
  2. журавль стоит В воде около берега. Предлог В.
  3. ласточка поднялась высоко в небо. Предлог В.
  4. утка сидит в гнезде в камышах. Предлог В.
  5. кулик ходит по берегу возле воды. Предлог ПО.
  6. грач сидит на березе. Предлог НА.
  7. скворец сидит возле скворечника на рябине. Предлог НА.
  8. кукушка сидит в кусте орешника. Предлог В.
  1. Упражнение «Составь схему».

Логопед. Повторите последнее предложение про кукушку, сосчитайте, сколько в нем слов, составьте схему предложения.

Дети считают слова и составляют схему, называют все слова по порядку.

  1. Работа в тетради. Печатание треугольников – журавлиных «клиньев».
  2. Упражнение «Кто чем питается».

Логопед. И, наконец, последнее задание. Рассмотрите картинки и составьте предложения о том, чем питаются изображенные на них птицы.

- ласточка ловит мелких насекомых.

- цапля питается лягушками.

- грач ищет емляных червей.

- скворец собирает гусениц с листьев березы.

- лебедь питается подводными растениями.

  1. Окончание занятия.

Логопед подводит итог изучения темы, оценивает деятельность детей.