Консультация для педагогов: «КАК СДЕЛАТЬ СКУЧНОЕ ИНТЕРЕСНЫМ?»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Петрова Татьяна Алексеевна

Игровые приемы автоматизации звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sdelat_skuchnoe_interesnym.docx27.26 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - «Детский сад №8 «Лесная сказка»

Консультация для педагогов:

«КАК СДЕЛАТЬ СКУЧНОЕ ИНТЕРЕСНЫМ?»

Игровые приемы автоматизации звуков.

                                                                                                   Подготовила:

                                                                                           воспитатель  Петрова Т. А.

                                                                                           высшая квалификационная категория                 

г. Северодвинск

       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

       Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений,                                                                                                                                                                                                                                                                                                         заданием.

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

      Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.

      Особое значение имеет игра для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Эти дети часто бывают, раздражительны, упрямы, плохо вступают в контакт. Они много плачут и очень быстро утомляются. Работа с такими детьми должна быть организована на более высоком методическом уровне, с учётом психологических особенностей этих детей.

       Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес.

    Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?


      Сегодня мы познакомимся с некоторыми приёмами автоматизации поставленных звуков в речь. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.

   Условно можно разделить эти приёмы на четыре группы:
• Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;
• Приёмы на основе продуктивной деятельности детей;
•       Приёмы с использованием информационно-компьютерных технологий;
•   Приёмы, предусматривающие использование различных предметов;
Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.
            Во-первых, нам могут помочь наши пальцы и пальцы ребёнка. Я предлагаю следующие упражнения, не требующие специальной подготовки, что немаловажно в нашей работе.
«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца. 
«Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
«Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово.
«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово). 
«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.
Для упражнений «Колечки», «Крыша», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – «ласковый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом. Ласковый голос, ласковая мама, ласковый котёнок и т. д.
«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.
         Если ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут упражнения из второй группы приёмов. Это самая творческая группа. Автоматизация звука происходит в процессе продуктивной деятельности (когда результат деятельности какой-нибудь продукт – рисунок, аппликация и т. д.). Можно назвать следующие приёмы – рисование палочек, клеточек, кружочков, камешков, цветочков при одновременном произнесении материала. Интереснее будет, если это рисование будет по заданию. Например, нарисуем забор, чтобы коза не зашла в огород. Ребёнок проговаривает слово и рисует палочку – дощечку забора. Рисовать можно чем угодно: мелом, карандашами, красками. Можно рисовать на песке, манке. Лепка шариков из пластилина.
          Самая большая группа приёмов - упражнения с различными предметами.
Песочные часы
 – проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок. 
Юла (маленький волчок) – проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.
Массажный мяч – проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием.
Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).
Бусинки – собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р].
Прищепки – цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.
Мозаика – собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение), чтобы заработать деталь.
Мыльные пузыри – вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.
Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.
Скакалка – на каждый прыжок называем слог.
        Сортировка мелких предметов. В большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Понадобятся и более мелкие ёмкости по количеству сортов предметов. Взрослый даёт задание, например, разложить пуговицы по размеру. Если ребёнок берёт крупную пуговицу, то он проговаривает слог «ра», если мелкую – то «ру», пуговицу среднего размера – «ро». Можно предложить припоминать слова с заданным звуком в начале, середине, конце. Данное упражнение позволяет не только автоматизировать звук в речь, но и прекрасно тренирует мелкую моторику и психические процессы: мышление, внимание, восприятие.
«Альпинист». На верёвке или шнурке (4-6 мм) завязываем 4-8 узелков. Верёвку подвешиваем вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазании по канату) и так двигается дальше. На каждый узелок ребёнок называет заданный звука (слог, слово).
         Для автоматизации звуков отлично подойдёт приём с использованием игрушек. Некоторые из них можно использовать для автоматизации изолированных звуков. Например, как рычит тигр – [р-р-р], как гудит самолёт – [л-л-л]. Можно учить игрушку говорить. В этом случае взрослый и ребёнок проговаривают речевой материал для игрушки. 
           Для автоматизации звуков (особенно в изолированной позиции) можно использовать различные дорожки и лабиринты. Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он «бежит» по дорожке. 
        Можно выложить дорожку цветными камешками или ракушками для какого-нибудь героя.
         Давайте мы с вами попробуем выложить дорожку из цветов: поможем принцу добраться до замка принцессы.
(воспитатели  называют слова на заданный звук и с помощью магнитов прикрепляют к доске цветы в соответствии с намеченной дорожкой.)

        Самая современная группа приёмов – это конечно специальные компьютерные игры. Они несомненно заинтересуют ребёнка. Однако, необходимо помнить, что перед использованием любой из таких игр необходима консультация учителя-логопеда. (Логопед с помощью экрана и ноутбука демонстрирует игры для автоматизации звуков).

          Фантазируйте, придумывайте жесты и движения вместе с детьми, превратите этот процесс в увлекательную игру. Важно не забывать про основную цель занятий – правильное произношение звука, постоянный контроль и исправление. Забавные стихи с движениями – это и речевая зарядка, и физкультминутка во время занятий, и веселая утренняя гимнастика, и просто забавная игра.

           В литературе можно найти много скороговорок, потешек, дразнилок, небольших стихов и диалогов, которые можно с успехом использовать. Но не стоит заучивать все подряд, лучше выбрать те, которые понравились ребенку.

Очень важно не переиграть, вовремя остановить игру. Это как прием вкусной пищи –«Лучше НЕДО, чем ПЕРЕ!» - золотое правило игры. Пусть ребенок сохранит живой интерес к игре и острое желание продолжить ее снова.

Многие выше перечисленные приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость. 
Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя – логопеда!

       

Список  литературы:

  1. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Автоматизация звуков у детей. Комплект из четырех альбомов /-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007
  2. Е. А. Пожиленко Волшебный         мир звуков и слов. Пособие для логопедов / -М. : Владос, 2001
  3. В. А. Якунина Трудные звуки и буквы Ж и Ш. Библиотека логопеда/-М.,Издательство «ТЦ СфЕРА», 2014
  4. Н. Ю. Костылева Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики/-М., Издательство «ТЦ СфЕРА», 2014
  5. Ю. А. Фадеева, Г. А. Пичугина. И. И. Жилина Игры с прищепками: творим и говорим/-М., Издательство «ТЦ СфЕРА», 2014


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов «Как сделать скучное интересным?» ( игровые приемы автоматизации звуков) Подготовила воспитатель коррекционной группы для детей с ТНР (ОНР) Петрова Т. А. МАДОУ №8 «Лесная сказка», г. Северодвинск, 2016г

Слайд 3

Ребенок с ТНР

Слайд 4

Положительные эмоции Познавательная активность Интерес

Слайд 6

Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики . «Колечки» «Цветок» «Пирожки» «Крыша» «Пианино»

Слайд 7

Приёмы на основе продуктивной деятельности детей лепим рисуем

Слайд 8

Упражнения с различными предметами

Слайд 9

Специальные компьютерные игры «ЛОГОМЕР» - программно - дидактический комплекс современный универсальный набор интерактивных дидактических материалов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Как сделать скучное интересным? Игровые методы автоматизации звуков"

Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает...

Семинар-практикум для педагогов: "Как сделать скучное интересным? Игровые приёмы автоматизации звуков"

К автоматизации поставленного звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции поставленный звук....

Консультация для педагогов "Как сделать блог ярким, информативным и доступным" Ч.1

В настоящее время внедрение компьютерных технологий  является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе ГБОУ. Блог является современным инструментом для обмена информации, общения с ...

Консультация для педагогов "Как сделать блог ярким, информативным и доступным" Ч.2

В настоящее время внедрение компьютерных технологий  является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе ГБОУ. Блог является современным инструментом для обмена информации, общения с ...

Консультация для педагогов "Как сделать ребенку портфолио"

Материал предназначен для воспитателей ДОУ. В консультации описываются рекомендации как составить портфолио дошкольника...

Консультация для педагогов " Как сделать образовательную деятельность по формированию экологической воспитанности для дошкольников интересной"

В данном материале данны  рекомендации педагогам,  как интересно и грамотно, в соответствии с ФГОС выстроить свою работу по формированию экологической воспитанности дошкольников при наблюден...