Главные вкладки

    Семинар-практикум для педагогов: "Как сделать скучное интересным? Игровые приёмы автоматизации звуков"
    материал (подготовительная группа) на тему

    К автоматизации поставленного звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции поставленный звук.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminarigrovye_priyomy_avt.zvukov.docx547.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум для педагогов:

    "Как сделать скучное интересным?

    Игровые приёмы

    автоматизации

    звуков"

                                     

    Подготовила учитель-логопед: Операй Наталья Павловна

    «Игровые приемы автоматизации звуков »

     Речь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения. Ошибки в произношении звуков поможет исправить логопед, но к постановке звука он приступает тогда, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного на слух. К автоматизации поставленного звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции поставленный звук.

    Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Откажитесь и от совсем «невкусных» слов «давай заниматься». Замените их на заманчивое «давай поиграем». Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям.
    Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент.

    Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Игра позволит вам сменить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д. конечно основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.

    Предлагаю несколько игр со звуками.

    На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие пособия, как:

     "Дорожки" Всевозможные рисунки – посади бабочку на цветок, произнося ж-ж-ж-ж-ж; дай косточку щенку – р-р-р-р-р; дай белочке орешки; мышке – сыр и т.д.

      "Чудо-валик" тоже может быть использован  в автоматизации звуков – повторять звуки, слоги, слова, катая шарик или валик – произносить предложения или стихотворения.

    Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознаётся им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызывать слуховую ассоциацию –( «з-з-з» - комарик звенит, «р-р-р» - собака рычит), то слог для дошкольников – весьма абстрактное понятие.

    - Автоматизация звука «Ч» изолированно.

    Игра «Поезд»

    Слышен гром издалека,

    Тучек в небе нет пока.

    Это разгоняя пух,

    Поезд  мчится: ч- ч -ч!

    Далее обыгрываю данную ситуацию с ребенком.

    Автоматизация звука в слогах – важный вид работы, заключающийся в многократном повторении за логопедом. К этому процессу я подключила зрительный и тактильный анализаторы. Это дало возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.

    - Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно и т.д.

    - Отгадать загадки:

    Под соснами, под елками

    Лежит мешок с иголками.   (Еж)

    С хозяином дружит,

    Дом сторожит,

    Живет под крылечком,

    А хвост колечком.     (Собака)

    - Помочь зверюшкам - героям загадок добраться к их любимой еде, проводя пальцем по линиям и произнося слоги.


    В работе над автоматизацией звука в слогах использую игрушки из киндер-сюрприза. Дети очень любят эти забавные игрушки и стараются произносить звуки правильно.

    Так же я использую игры:

     - «Солнышко и дождик»,

    - «Угостим шарика»,

    - «Соберем грибочки  для белочки» и т.д.

    Закрепление знания цвета также включаю в занятия на автоматизацию звука в слогах.

    - Скажи столько раз слог СА, сколько красных карандашей.

    - Выбери красные фишки и скажи столько же раз слог СО .

    - « Пианино».

    Указательным пальцем нажимай на белые «клавиши» и произноси слог ША.

    При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно использовать следующие приёмы и упражнения:

    "Проведи слог по звуковой дорожке"

    Одна «дорожка» - ровная: идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» ведёт «по кочкам»: слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья «дорожка» ведёт «в гору»: в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче, а «на вершине горы» - очень громко.

    "Волшебная палочка"

    Логопед ударяет «палочкой» по слогу нужное количество раз и произносит слоги. Затем передаёт ребёнку палочку – ребенок, дотрагиваясь «волшебной палочкой» повторяет слоги.

    "Цветочек"

    Слоги и слова проговариваются с разгибанием и сгибанием пальчиков – «лепестки раскрываются и закрываются».

    "Музыкант» или «Программист"

    Ребёнок имитирует игру на пианино или работу за клавиатурой, ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог нужное количество раз. Можно отсчитывать бусины на счётах, перебирать бусины, выкладывать узор  и т.д.)

    При автоматизации звуков в словах я использую настольные игры с игровым сюжетом, которые позволяют добиться положительного эмоционального фона.

    «Игры в файлах»:

    Игра «Жук»

    Игровое поле помещено в файл, на поле изображен большой жук. Во время произношения ребенок фломастером рисует кружки на изображении жука, «украшая» его.

    Инструкция. Жил-был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Однажды прошел сильный дождь и смыл у жука нарядный костюм, он теперь не может жужжать. Укрась жука так, чтобы он смог жужжать и летать. После каждого слова нарисуй жуку на спине кружочки.

     «Гром и молнии» На листе изображены тучи, после произнесения слова ребёнок рисует под каждой тучей молнию. При появлении на поле солнышка он в том же порядке стирает молнии. Инструкции: В жаркой стране Африке долго не было дождей. Без них совсем трудно: и растениям и животным. Когда на небе появятся молнии, пойдёт дождь. Произнеси слова правильно, и мы сможем нарисовать молнии.

    «Щенок Рим» На листе изображения собаки и щенка и косточка на нитке. При отработке произношения ребёнок передвигает косточку, «угощая» собаку (при произношении твёрдого звука р) или щенка (при произнесении мягкого звука рь). При отработке других групп звуков поменять клички щенку и собаке. Инструкции: щенок Рим проголодался. Угости его косточкой. Рим так аппетитно хрустел косточкой, что это услышал пёс Ром. Он тоже хочет полакомиться. Услышишь в слове звук Р – угощаешь Рома, звук РЬ – Рима.

     «Бабочка» Игра может использоваться в процессе работы над любой группой звуков. Принцип то же, что и в игре «Жук».

    «Ёжик» На листе изображение ёжика без иголок. После произношения слога, слова ребёнок подрисовывает ёжику иголки. Инструкции: Однажды ёжик заболел: у него осыпались все иголки. Сидит ёжик под кустом и вздыхает (ш-ш-ш). Нужно вылечить ёжика и вернуть его иголки. Вспомни и произнеси слова со звуком (ш), тогда у ёжика вырастут новые иголочки. При дифференциации логопед произносит слова со смешиваемыми звуками, ребёнок повторяет слово только со звуком (ш), подрисовывая после этого ёжику иголки.

    «Шарики»  На листе вразброс изображены воздушные шары синего и зелёного цвета без ниточек. Произнося слова, слоги с отрабатываемым звуком, ребёнок подрисовывает к шарикам ниточки. Инструкции: Детям на праздник подарили воздушные шарики, но у них оборвались ниточки. «Привяжи» ниточки к шарикам, чтобы они не улетели. Ниточки на шариках будут держаться крепко, если ты правильно произнесёшь звук. При дифференциации Ш-Щ ниточки «привязывают» к синим или зелёным шарам.

    «Починим кран» На листе изображён кран. По файлу нарисованы капли воды, «вытекающие» из крана. После правильно произносимых слов капли, нарисованные на файле, стираются. Инструкции: Дома поломался кран. Из крана бежит вода: с-а, с-ы, с-о, с-у и мешает маме спать. Почини кран, чтобы вода не капала, и мама могла отдохнуть.

    «Цыплёнок» На листе изображён цыплёнок. Во время произношения слов или слогов ребёнок «кормит» цыплёнка, рисуя на листе «зёрнышки». Обратный ход игры: ребёнок стирает «зёрнышки», показывая, сколько склевал цыплёнок. Инструкции: Первый вариант: Цыплёнка Цыпу пора кормить, позови его: цып-цып-цып. Насыпь ему зёрнышек со словами, в которых есть звук Ц. Второй вариант: Цыпа быстро склюёт зёрнышки, если услышит в словах звук Ц.

    «Рыбалка»В «аквариуме» «плавают» рыбки, к которым прикреплены буквы. С помощью удочки с магнитиком ребёнок вытаскивает «рыбку» и на данный звук подбирает слова. Поймав «рыбок» - слова (рыбку с картинкой), дети учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым звуком, но и делить его на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы: «Кто это? Что это?», образовывать множественное число и т.п.

     «Веер», на каждом пёрышке которого наклеены картинки с заданным звуком. Эта игра позволяет не только добиваться правильного произношения слов, но и развивает память – нужно запомнить и повторить слова в их разных сочетаниях.

     «Построй домик» из кирпичиков, на которых предметные картинки с заданным звуком и со звуками близкими ему по артикуляции, позволяет проводить одновременно с автоматизацией заданного звука его дифференциацию с другими звуками. Ведь нужно выбирать только кирпичики с нужным звуком и объяснить, почему другие кирпичики не пригодились.

    Через несколько занятий детям уже легче сказать звук правильно, если он первый в слове или последний, а вот если он в середине слова – это трудно, так как дети с нарушенным фонематическим восприятием не всегда точно представляют, где находится нужный слог. Для развития фонематического восприятия звуков полезна игра со Звукоедом. Это герой (нарисованный персонаж или игрушка), который «похищает» звук из слова, а дети должны «спасти» звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: Д….М (ДОМ), МА…..ИНА, (МАШИНА), К…Т (КОТ) и т.д.

    Это довольно трудно, но тем интересней для детей помочь справиться со Звукоедом.

    Эффективными приемами работы над звуками на этапе их автоматизации является использование мнемотехники. Мнемотехника – это техника, облегчающая запоминание и увеличение объема памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.


    Основой мнемодорожек послужили известные чистоговорки скороговорки и стихи.

    Игра словом в скороговорках тоже становится источником веселья. И потому в своей работе я использую потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки, которые дают положительный результат, т.к. отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры.

    Следующим игровым приемом может послужить работа со счетными полочками. Она помогает разнообразить процесс автоматизации звуков, превращает занятие в интересную игру, создавая развивающую среду, способствует двигательной активности, что так необходимо детям с речевой патологией.

    Процесс выполнения задания можно разделить на несколько этапов:

    1. Сначала логопед разучивает с ребенком стихотворение или потешку с автоматизируемым звуком.

    2. Затем ребенку предлагается проиллюстрировать этот текст выкладыванием картинки из счетных палочек по образцу.

    3. После этого, когда картинка готова, ребенок вновь самостоятельно рассказывает стихотворение, а также контролирует поставленный звук на протяжении всего текста.

    Игра «Веселые картинки»

    - Сложи картинку по образцу и выучи стихотворение наизусть.

    - Назови кошку разными ласковыми названиями так, чтобы в них был звук «С».

    «Киска и миска»

    Ест киска суп из миски

    Сыта киска, пуста миска.

    Автоматизация звука в предложениях

    «Живые предложения»

    Дети становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными), в конце предложения нужно ставить знак – точку, восклицательный или вопросительный знаки. Дети запоминают жестовый показ знаков: сжатый кулачок – точка, на кулачок ставится прямая рука – восклицательный знак,  на кулачок ставится рука, изогнутая в форме вопроса – вопросительный знак.

    Вследствие чего закрепляется не только правильное произношение звуков, но и проводится работа по профилактике дисграфии.

    Такие пособия, как: «кукла Маша» (заплетаем, одеваем и др.), «Каркуша-Говоруша» (с «гнёздышком» в которое можно положить картинки, задания), «Мишка-Тишка» (отстёгиваются детали) и другие помогут не только закреплять звуки, но и развивать мелкую моторику рук, закреплять знания цветов, изучать части и целое и т.д. Все они могут быть героями путешествий, игр в которых будут помогать детям справляться с трудными заданиями.

     Автоматизация звука в связной и самостоятельной речи

    На последнем этапе автоматизации звука используются различные пересказы, составлении рассказов по картине или по серии картин. Эти задания довольно утомительны для ребёнка, поэтому, чтобы вызвать интерес, можно использовать пересказы и рассказы с фигурками на магнитной доске, придумывание сказок и их разыгрывание  и др.

     Все игры нацелены на то, чтобы поддерживать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контакта с трудными детьми, а значит, будут способствовать достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков.

      Для успешного результата конечно важным является взаимодействие с воспитателями и родителями. Одним из условий  развития правильной речи детей выступает правильная, образная речь родителей, которая должна быть образцом для ребёнка. Каждое слово родителей должно быть значимым, помогать ребёнку познавать окружающий мир и осваивать язык. Активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей – залог успеха в этой работе.

            Начиная работу с родителями необходимо объяснить им, что их участие в речевом развитии ребёнка должно быть не разовым, а систематизированным. Если родители не будут выполнять данных и рекомендаций, то нарушится целостность педагогического процесса, вследствие чего страдает ребёнок.

         Взаимодействие всех взрослых необходимо для успешного речевого развития ребёнка.

     Углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приёмов при содействии с родителей и воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и качество их подготовки к школе.

         

    Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.

    И еще один совет: умейте всегда во время остановить игру. Очень важно не переиграть. Это как прием вкусной пищи – «лучше НЕДО, чем ПЕРЕ» - золотое правило игры. Пусть ребенок уйдет от вас с живым интересом к игре и острым желанием продолжить ее завтра.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов: "Как сделать скучное интересным? Игровые методы автоматизации звуков"

    Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает...

    Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

    Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

    Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

    Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

    Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

    Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

    Игровые приёмы автоматизации звуков в словах, слогах, предложениях.

    Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество нагляд...

    Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

    Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....