Семинар-практикум для воспитателей "Обучение грамоте. Методики и игорвые приёмы"
материал по обучению грамоте
Цель: повышение компетентности педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №56»
Московская обл., Сергиево-Посадский городской округ, с.Васильевское, д.42/1
Семинар – практикум
«Обучение грамоте. Методики и игровые приёмы»
Подготовила: Митяева В.А.
2024 г.
Ход семинара – практикума.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые педагоги! Мы рады приветствовать вас на нашем семинаре.
Артикуляционная считалка (автор Куликовская Т. А.).
Итак, сели ровно, спинки выпрямили, плечи расправили, ручки положили на колени, ножки подружили, посмотрели на меня - улыбнулись.
А теперь, внимание на экран. Начинаем.
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
Раз – зевнул в лесу мышонок.
Два – лакает суп котенок.
Три – лошадка поскакала
На четыре - постояла.
Пять – болтают индюки
Шесть – качели у реки.
Семь – варенье мы попросим.
Восемь – мячик мы подбросим.
Девять – звонко барабаним.
Десять – тихо отдыхаем.
Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.
1. Понятие «Подготовка к обучению грамоте».
Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова должна начинаться с момента прихода ребёнка в детский сад. Ещё в младших группах, когда дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой, различать на слух сходные по звучанию звукосочетания. Уже в средней группе детей приучают интонационно выделять звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая их к звуковому анализу. В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, развитию их мышления, памяти и воображения. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)
Грамота – базовые правила чтения и написания текста.
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте
Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп
• Сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
3. Блиц - опрос
- что такое речь? – (всё, что мы говорим, читаем и пишем)
- из чего состоит наша речь? – (из предложений)
- что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)
- из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов)
- из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)
- формы речи – (устная и письменная)
- какие бывают звуки? – (гласные и согласные)
- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу
Могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.
- Вспомните и назовите гласные звуки (А,О,У,И,Ы,Э)
- Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, (МММ). Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие зеленым.
- Давайте немножко поиграем.
Игра «Твердый – мягкий» педагоги стоят в кругу, и под музыку одновременно передают друг другу две кегли - синего и зеленого цвета. Как только музыка перестает звучать, педагог показывает букву. Педагоги, у которых в руках кегли, должны назвать слова с твердым и мягким согласным звуком. Игра продолжается с началом музыки.
- Звук может стоять в начале, середине и конце слова.
- Самое сложное дается детям – это звуковой анализ слова. При выкладывании схемы звукового анализа слова учим детей пользоваться алгоритмом. Предлагаю вместе со мной выложить схему звукового анализа слова «МАК»
Алгоритм звукового анализа слова из 3-х звуков.
1. Произнести слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук (мммаааккк)
2. Выделить голосом и назвать первый звук в слове (мммак). Какой это звук? (согласный, твердый)
3. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (мааак). Какой это звук? (гласный)
4. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (маккк). Какой это звук? (согласный, твердый)
5. Назвать все звуки в слове по порядку (м-а-к)
6. Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «мак» - 3 звука). Сколько гласных? Сколько согласных?
Минутка отдыха.
Небольшая разминка для педагогов.
1. Встаньте те, у кого в имени есть звук Р.
2. Встаньте те, у кого фамилия состоит из 5 слогов.
3. Выйти в круг тем, у кого во втором слоге фамилии есть звук О.
4. Выйти в круг тем, у кого ударение в фамилии падает на 3 слог
5. Выйти тем, у кого в имени нет звука Н.
Игра «Придумай слово к схеме». На экране схемы звукового анализа слов.
Игра «Новое слово»
- Что такое слоги? (Это части слова). Как можно определить сколько слогов в слове? Слова делим на слоги при помощи хлопков, слова можно прошагать, можно определить с помощью ладони руки под подбородком, сколько раз подбородок коснется руки, столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
- А сейчас приглашаю вас в круг. Игра называется «Полслова за вами»
Бросающий громко говорит половину какого- либо слова и бросает мяч, тот кто ловит должен назвать его вторую половину (ма-ма)
Игра «Кому в какой дом» (деление слов на слоги)
На экране изображение домов (одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный)- предлагается определить количество слогов в словах, изображенных на картинке и «заселить» эти слова в соответствующие домики.
- Что же такое предложение? Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.
Педагогам предлагается составить предложения по графической схеме (индивидуально)
Разнообразие игр позволяет нам интересно, увлеченно и занимательно обучаться грамоте.
Рефлексия «Закончи фразу»
Педагогам предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением.
- Сегодня я узнала…
- Меня сегодня удивило…
- Больше всего мне понравилось…
- Хотелось бы добавить…
Планирую использовать в своей дальнейшей работе и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар -практикум для педагогов "Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах"
Утренняя гимнастика направлена на решение оздоровительных задач, способствует укреплению костно мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, создает бодрое, жизнерадо...
Семинар-практикум для педагогов: "Как сделать скучное интересным? Игровые приёмы автоматизации звуков"
К автоматизации поставленного звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции поставленный звук....

Семинар - практикум для педагогов "Обучение грамоте дошкольников"
Повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте....
Семинар-практикум Развиваем фантазию ребенка по методике Джанни Родари
Отправной точкой для сочинения, по мнению писателя, может служить всего одно слово. Любое произнесенное слово вызывает у человека ряд ассоциаций – круги на воде. Дж. Родари назвал этот мето...

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Методика заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....

Семинар практикум для педагогов: "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"
Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей, помочь педагогам использовать разнообразные формы организации театрализованной деятельности, методы и приемы....

Семинар – практикум для педагогов на тему «Методика обучения детей дошкольного возраста приемам лепки»
Семинар посвящен методике лепки в детском саду. На протяжении всего периода дошкольного обучения воспитатель учит детей лепить, используя все доступные детям техники. И оттого насколько воспитатель бу...
