Семинар -практикум для молодых педагогов "Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников"
материал

Киселева Кристина Владимировна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Практикум

«Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников»

Подготовила:

 

Киселева Кристина Владимировна,

 музыкальный руководитель

г. Советский, 2023 г

Музыкальные занятия детей в детском саду - это вступление в необычный, удивительный мир музыки. Играть на инструментах, танцевать и самим себе аккомпанировать, придумывать музыкальную сказку, озвучивать стихи – всё это вызывает у детей азарт и восторг, даёт эмоциональный всплеск, без которого музыки нет вовсе.

Чтобы вовлечь детей в этот удивительный мир, развить музыкальные и творческие способности, предлагаем вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей.

1. Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку».

Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию.

В течении месяца мы с детьми разучиваем  песни, в которых еще дополнительно простукиваем ритм. Затем детям предлагается по ритмическому рисунку определить песню. Например, мы выучили 3 песни: "Улыбка", "Калинка"и "Жили у бабуси". Давайте попробуем, я на ложках буду простукивать ритмический рисунок, а вы попробуете отгадать.

Звучит ритмический рисунок песни «Калинка», «Маленькой ёлочке», «Антошка».  Предлагается воспитателям назвать песню.

Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и внутренний слух дошкольника,тренирует память.

Переходим к следующей игре.

2. «Спой и покажи». 

Звучит песня «У оленя дом большой». Участники показывают слова жестами, темп ускоряется.

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

Дом большой (руки над головой «домиком»)

Он глядит (правую руку над глазами)

В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)

Заяц (ладони к голове, как уши зайца)

по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)

В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)

«Стук-стук, Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)

Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)

Охотник злой!» (сердитое лицо)

«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)

Лапу мне давай!» (подать руку)

В этой игре у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений. Данная игра имеет множество вариантов.

3. Игра на детских музыкальных инструментах.                             

Для развития музыкальной памяти, мышления, фантазии, тембрового слуха можно применять детские музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем - почти волшебник. Попав в руки робкого ребёнка, музыкальный инструмент помогает стать ему смелым и решительным.

Игра «Весёлый бубен».

Ты катись весёлый бубен

Быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот сейчас сыграет нам!

Дети по кругу со словами передают инструмент. У кого на последнем слове в руках остаётся бубен, тот отбивает любой ритмический рисунок. 

4. Музыкальная игра «Музыкальная машина» (по показу)

5. Музыкальная игра «Повтори ритм» (по показу)
6. Дидактическая игра на внимание «Один лишний».

Дети внимательно рассматривают картинки с изображениями музыкальных инструментов. Нужно найти, какой инструмент лишний и объяснить почему. Такая игра проводится в старшей и подготовительной к школе группе, когда мы изучаем группы музыкальных инструментов.

7. Поэтическое музицирование.

Часто в своей работе мы применяем поэтическое музицирование.

Детям «раздаются» роли (собака, волк и т.д.) и предлагается найти инструмент, с помощью которого они будут украшать своё пение.

Сначала нужно участников познакомить с текстом стихотворения «Весна». Затем подбираются музыкальные инструменты. Дальше, стихотворение «озвучивается».

Стихотворение «Весна» Г. Сангир.

Ветер в наш лес песню донёс:   Ш-ш, ш-ш, ш-ш…. (колокольчик)

Песню пролаял охотничий пёс:  Гав-гав! (бубен)

Волк эту песню провыл на опушке:  У-у-у-у…. (треугольник)

Дружно проквакали песню лягушки:  Ква-ква-ква! (кастаньеты)

Бык эту песню, как мы, промычал:  Му-у-у… (Рожок)

Рысь промурлыкала:  Мур-мур… (гусли)

Сом промолчал:  (подносят палец к губам)

Филин прогукал:  Ух-ух! (барабан)

Уж прошипел: Ш-ш-ш…. (маракас)

А соловей эту песню пропел: (свистулька или дудочка)

8.  Упражнение «Прячем мелодию».

Дети поют хорошо знакомую песню, затем по условному знаку, продолжают петь про себя, пение сопровождается ритмическими хлопками. Затем снова поют вслух.

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик».

В траве сидел кузнечик,                      (вслух)

В траве сидел кузнечик,                      ( про себя)

Совсем, как огуречик,                          (вслух)

Зелененький он был.                            (про себя)

Представьте себе, представьте себе    (вслух)

Совсем как огуречик.                          ( про себя)

Представьте себе, представьте себе   (вслух)

Зелененький он был.                            (про себя)

Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

9. Ритмопластика.

Для развития танцевального творчества можно использовать ритмопластику. Она развивает умение чувствовать и передавать характер музыки, помогает  ребёнку психологически раскрепоститься через освоение собственного тела.

Упражнение «Сказочные человечки».

Детям предлагается ритмично  двигаться под музыку изображая:

а) деревянных человечков, как Буратино   двигают руками, ногами - на шарнирах;

б) человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

А теперь необычная музыкальная сказка– шумелка, а называется она «Заяц в лесу». Посмотрите, у меня на столе лежат музыкальные инструменты, подумайте, каким инструментом можно изобразить:

1. Как бежит по лесу Заяц?  выбирают трещотку)

2. А как шуршит Ёж в кустах? (маракас)

3. Стук Дятла? (деревянные ложки)

4. Крылья Совы? (руками по коленям)

5. Прыгают в воду Лягушки? (треугольник)

А теперь выберите себе музыкальный инструмент, и мы с вами с их помощью озвучим сказку.

10. ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!(маракас)

Испугался заяц и бежать.(трещотка (быстро)

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!(деревянные ложки)

Бросился заяц бежать.(трещотка (быстро)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает. (руками по коленям)

Побежал заяц из леса к речке (трещотка (быстро)

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца - и скок в воду. (треугольник)

Тут заяц остановился и говорит:

- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так, и смело поскакал обратно в лес. (трещотки медленно)

В таких сказках- шумелках у детей совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой, а также развивается чувство ансамбля). Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Наш практикум подошел к концу, и мне хочется напомнить Вам о том, что наша память сохраняет:

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

Поэтому просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Памятка

«Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников»

Подготовила:

 

Киселева Кристина Владимировна,

 музыкальный руководитель

г. Советский, 2023 г

        

Игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей.

Игры для детей старшей и подготовительной к школе группе

1. Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку».

На ложках простукивать ритмический рисунок из знакомой детям песни, а дети должны отгадать песню.

Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и внутренний слух дошкольника, тренирует память.

2. «Спой и покажи». 

Звучит песня «У оленя дом большой». Участники показывают слова жестами, темп ускоряется.

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

Дом большой (руки над головой «домиком»)

Он глядит (правую руку над глазами)

В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)

Заяц (ладони к голове, как уши зайца)

по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)

В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)

«Стук-стук, Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)

Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)

Охотник злой!» (сердитое лицо)

«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)

Лапу мне давай!» (подать руку)

В этой игре у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.

3. Игра «Весёлый бубен».

Ты катись весёлый бубен

Быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот сейчас сыграет нам!

Дети по кругу со словами передают инструмент. У кого на последнем слове в руках остаётся бубен, тот отбивает любой ритмический рисунок.

Игра для детей среднего возраста

4. Музыкальная игра «Музыкальная машина» (по показу)

1.Едет музыкальная машина, (движение руками, как будто крутим руль )
Широкая, высокая кабина, (руки в стороны и наверх)
А внутри нее корзина, (показываем на корзину)
Что там, отгадай,
Что там, называй,
Бам, бам, бам, бам-это барабан (достаем инструмент и играем)

2.Едет музыкальная машина,
Крутятся, вертятся шины, (крутим руками)
А внутри нее корзина,
Что там, отгадай,
Что там, называй,
Динь, дон, динь, дон-колокольчика звон

3.Едет музыкальная машина,
И сигналит всем красиво, (хлопаем ладошками)
А внутри нее корзина,
Что там, отгадай,
Что там, называй,
Тук, тук, тук, тук-это ложечек стук

4.Едет музыкальная машина,
Широкая, высокая кабина,
А внутри нее корзина,
Что там, отгадай,
Что там, называй,
Шш.. шш..шш..шш-маракас гремит.

Игры для детей старшей и подготовительной к школе группе

5. Музыкальная игра «Повтори ритм» (по показу)

Дети стоят в кругу, на полу перед ребенком музыкальный инструмент, в середине круга, точно такие же инструменты, водящий в середине круга. Под первую часть музыки, дети идут по кругу «противоходом», затем звучит  вторая часть музыки, водящий берет любой музыкальный инструмент, отбивает свой ритм, те дети у которых оказался такой же музыкальный инструмент повторяет за водящим ритм на инструменте, остальные хлопают в ладоши. По окончании игры, водящий выбирает другого ребенка-водящего и встает на его место в круг. Игра повторяется.
6. Дидактическая игра на внимание «Один лишний».

Дети внимательно рассматривают картинки с изображениями музыкальных инструментов. Нужно найти, какой инструмент лишний и объяснить почему. Такая игра проводится в старшей и подготовительной к школе группе, когда на музыкальных занятиях  изучают группы музыкальных инструментов.

Игра 5-7 лет

7. Поэтическое музицирование.

Детям «раздаются» роли (собака, волк и т.д.) и предлагается найти инструмент, с помощью которого они будут украшать своё пение.

Сначала нужно участников познакомить с текстом стихотворения «Весна». Затем подбираются музыкальные инструменты. Дальше, стихотворение «озвучивается».

Стихотворение «Весна» Г. Сангир.

Ветер в наш лес песню донёс:   Ш-ш, ш-ш, ш-ш…. (колокольчик)

Песню пролаял охотничий пёс:  Гав-гав! (бубен)

Волк эту песню провыл на опушке:  У-у-у-у…. (треугольник)

Дружно проквакали песню лягушки:  Ква-ква-ква! (кастаньеты)

Бык эту песню, как мы, промычал:  Му-у-у… (Рожок)

Рысь промурлыкала:  Мур-мур… (гусли)

Сом промолчал:  (подносят палец к губам)

Филин прогукал:  Ух-ух! (барабан)

Уж прошипел: Ш-ш-ш…. (маракас)

А соловей эту песню пропел: (свистулька или дудочка)

Игры для детей старшей и подготовительной к школе группе

8.  Упражнение «Прячем мелодию».

Дети поют хорошо знакомую песню, затем по условному знаку, продолжают петь про себя, пение сопровождается ритмическими хлопками. Затем снова поют вслух.

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик».

В траве сидел кузнечик,                      (вслух)

В траве сидел кузнечик,                      (про себя)

Совсем, как огуречик,                         ( вслух)

Зелененький он был.                           ( про себя)

Представьте себе, представьте себе    (вслух)

Совсем как огуречик.                           (про себя)

Представьте себе, представьте себе    (вслух)

Зелененький он был.                             (про себя)

Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

9. Ритмопластика.

Для развития танцевального творчества можно использовать ритмопластику. Она развивает умение чувствовать и передавать характер музыки, помогает  ребёнку психологически раскрепоститься через освоение собственного тела.

Упражнение «Сказочные человечки».

Детям предлагается ритмично  двигаться под музыку изображая:

а) деревянных человечков, как Буратино   двигают руками, ногами - на шарнирах;

б) человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

Игра 5-7 лет

10. Сказка-шумелка

Детям предлагается посмотреть на музыкальные инструменты, которые заранее приготовлены, затем подумать, каким инструментом можно изобразить:

1. Как бежит по лесу Заяц?  (выбирают трещотку)

2. А как шуршит Ёж в кустах? (маракас)

3. Стук Дятла? (деревянные ложки)

4. Крылья Совы? (руками по коленям)

5. Прыгают в воду Лягушки? (треугольник)

Предложить выбрать себе музыкальный инструмент, а затем с их помощью озвучить сказку.

Сказка «Заяц в лесу»

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!(маракас)

Испугался заяц и бежать.(трещотка (быстро)

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!(деревянные ложки)

Бросился заяц бежать.(трещотка (быстро)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает. (руками по коленям)

Побежал заяц из леса к речке (трещотка (быстро)

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца - и скок в воду. (треугольник)

Тут заяц остановился и говорит:

- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так, и смело поскакал обратно в лес. (трещотки медленно)

В таких сказках- шумелках у детей совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой, а также развивается чувство ансамбля). Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский» (МАДОУ д/с «Алёнка) Практикум « Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников » Подготовила: Киселева Кристина Владимировна, музыкальный руководитель г. Советский, 2023 г

Слайд 2

Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.

Слайд 3

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»

Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для молодых педагогов ДОУ "Игра - ведущий вид деятельности дошкольников"

Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Дети очень любят игры, любят педагогов которые с ними играют, лепят, рисуют, прыгают и даже ползают. Работая с маленькими детьми воспитатель должен помнить,...

Семинар-практикум "Игры В.В. Воскобовича в развитии математических способностей детей"

Семинар-практикум по теме: «Игры В.В. Воскобовича в развитии математических способностей детей" позволяет:Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность,  арг...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников»

Музыкальные занятия детей в детском саду - это вступление в необычный, удивительный мир музыки. Играть на инструментах, танцевать и самим себе аккомпанировать, придумывать музыкальную сказку, озв...

Семинар-практикум для воспитателей По опыту работы: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»ффффф

Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации  сенсорного воспитания.Задачи: ознакомить воспитателей с сенсорными эталонами, дидактическими играми, способству...