Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников»
консультация

Селезнев Николай Вячеславович

Музыкальные занятия детей в детском саду - это вступление в необычный, удивительный мир музыки. Играть на инструментах, танцевать и самим себе аккомпанировать, придумывать музыкальную сказку, озвучивать стихи – всё это вызывает у детей азарт и восторг, даёт эмоциональный всплеск, без которого музыки нет вовсе.

Чтобы вовлечь детей в этот удивительный мир, развить музыкальные и творческие способности, предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_netrad_priemy.docx243.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

http://www.krasndmsh.ru/userfiles/images/15/121132.png

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ

«Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников»

Музыкальные занятия детей в детском саду - это вступление в необычный, удивительный мир музыки. Играть на инструментах, танцевать и самим себе аккомпанировать, придумывать музыкальную сказку, озвучивать стихи – всё это вызывает у детей азарт и восторг, даёт эмоциональный всплеск, без которого музыки нет вовсе.

Чтобы вовлечь детей в этот удивительный мир, развить музыкальные и творческие способности, предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей.

1. Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку».

Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию.

В течении месяца мы с детьми разучиваем  песни, в которых еще дополнительно простукиваем ритм. Затем детям предлагается по ритмическому рисунку определить песню. Например, мы выучили 3 песни: "Улыбка", "Калинка"и "Жили у бабуси".

Звучит ритмический рисунок песни «Калинка». Предлагается воспитателям назвать песню.

Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и внутренний слух дошкольника.

2. Ритмическая игра «Длинные и короткие звуки».

Чтобы научить детей разбираться в длительностях, применяю такую игру.

Ритмический рисунок выложен на фланелеграфе, дети отстукивают ритмический рисунок (короткие звуки - в ладоши, длинный звук - по коленочкам.)

3. Игра на детских музыкальных инструментах.                             

Для развития музыкальной памяти, мышления, фантазии, тембрового слуха применяю детских музыкальных инструментах.

Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем - почти волшебник. Попав в руки робкого ребёнка, музыкальный инструмент помогает стать ему смелым и решительным.

Игра «Весёлый бубен».

Ты катись весёлый бубен

Быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот сейчас сыграет нам!

Дети по кругу со словами передают инструмент. У кого на последнем слове в руках остаётся бубен, тот отбивает любой ритмический рисунок. 

СОСУЛЬКИ.

 Нисколько не смущаясь,                                                                                                       Что снег лежит кругом,                                                                                                       Взяла и поселилась сосулька за окном.                                                                                И начала несмело петь песенку свою:

(выбегает одна девочка и встает к своему металлофону)

 Девочка: Послушайте, послушайте,                                                                                     Я про весну пою! (играет гамму на металлофоне)

Музыкальный руководитель:

А через день мы видим - сосулек стало пять!                                                                      И начала уверенней мелодия звучать.

(еще четверо детей выбегают к своим инструментам)

Еще не очень слаженно играет их квинтет…

 

Дети: Послушайте, послушайте                                                                                                    Весенний наш привет!

(играют на металлофонах)

 Музыкальный руководитель:

И вот над нашей крышей, построясь в длинный ряд,                                                       Сосульки репетируют который час подряд.                                                       (выбегают остальные дети с инструментами)                                                                Как звуки их оркестра прекрасны и нежны!

 Дети: Послушайте, послушайте                                                                             Симфонию весны!

(исполняют «Росинки», музыка С.Майкапара).


4. Дидактическая игра на внимание «Один лишний».

Дети внимательно рассматривают картинки с изображениями музыкальных инструментов. Нужно найти, какой инструмент лишний и объяснить почему.

5. Поэтическое музицирование.

Часто в своей работе применяю поэтическое музицирование.

Детям «раздаются» роли (собака, волк и т.д.) и предлагается найти инструмент, с помощью которого они будут украшать своё пение.

Сначала нужно участников познакомить с текстом стихотворения «Весна». Затем подбираются музыкальные инструменты. Дальше, стихотворение «озвучивается».

Стихотворение «Весна» Г. Сангир.

Ветер в наш лес песню донёс:   Ш-ш, ш-ш, ш-ш…. (колокольчик)

Песню пролаял охотничий пёс:  Гав-гав! (бубен)

Волк эту песню провыл на опушке:  У-у-у-у…. (треугольник)

Дружно проквакали песню лягушки:  Ква-ква-ква! (кастаньеты)

Бык эту песню, как мы, промычал:  Му-у-у… (Рожок)

Рысь промурлыкала:  Мур-мур… (гусли)

Сом промолчал:  (подносят палец к губам)

Филин прогукал:  Ух-ух! (барабан)

Уж прошипел: Ш-ш-ш…. (маракас)

А соловей эту песню пропел: (свистулька или дудочка)

6.   Упражнение «Прячем мелодию».

Дети поют хорошо знакомую песню, затем по условному знаку, продолжают петь про себя, пение сопровождается ритмическими хлопками. Затем снова поют вслух.

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик».

В траве сидел кузнечик,                      вслух

В траве сидел кузнечик,                      про себя

Совсем, как огуречик,                         вслух

Зелененький он был.                           про себя

Представьте себе, представьте себе    вслух

Совсем как огуречик.                          про себя

Представьте себе, представьте себе    вслух

Зелененький он был.                            про себя

Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

7. Пальчиковая гимнастика.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальцы танцевать.

Большой пустился в пляс,

Указательный - в припляс,

Средний пальчик - поклонился,

Безымянный - притаился,

А мизинец, удалец!

В последующих исполнениях текста первая и вторая фразы повторяются, а "танец" начинается с указательного пальца, затем со среднего и т.д. по кругу.

Такие игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук.

8. Ритмопластика.

Для развития танцевального творчества использую ритмопластику. Она развивает умение чувствовать и передавать характер музыки, помогает  ребёнку психологически раскрепоститься через освоение собственного тела.

Упражнение «Сказочные человечки».

Детям предлагается ритмично  двигаться под музыку изображая:

а) деревянных человечков, как Буратино   двигают руками, ногами - на шарнирах;

б) человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.