Семинар-практикум "Игры В.В. Воскобовича в развитии математических способностей детей"
методическая разработка по теме

Зуева Яна Борисовна

Семинар-практикум по теме: «Игры В.В. Воскобовича в развитии математических способностей детей" позволяет:

  • Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность,  аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  • Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.
  • Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

     Тема:  «Игры В.В. Воскобовича в развитии математических способностей детей»

Цель:

  • Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность,  аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  • Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.
  • Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников.

Математика – царица наук, арифметика – царица математики. (К.Ф. Гаусс)

 Без математики, друзья,

Никак нам не прожить:

Ничто не сможем посчитать,

Ничто нельзя сравнить.

- Нам математика дана

Уж много сотен лет.

Ведь даже мамонтов считал

Древнейший человек.

- А первый поезд, самолет

Ракета в первый путь

Без математики, друзья,

Могли с пути свернуть.

- Без математики нельзя

Нам ничего купить.

Ведь деньги очень любят счет,

Не устают твердить.

       

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математического развития подрастающего поколения. Проблема формирования и математического развития детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания.

      Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. 

     

      В 2013  году  была разработана Концепция развития математического образования.

    ЦЕЛЬ: вывести российское математическое образование на лидирующие позиции в мире.

   Для всех граждан России математическая грамотность является элементом культуры.     Российская математика была сильнейшей в мире в конце 20 века, огромный вклад вносили математики, компенсируя отставание в компьютерной мощности. Математика может поднять экономику страны.

    Цель дошкольной математики: развитие логического мышления, конструирование, коммуникация, эксперимент, поиск решения новых задач. Детей необходимо научить самостоятельно решать задачи и находить способы действия.

   Элементы математики (головоломки, игры телеконкурсы)должны насытить среду обитания (настенные календари, социальная реклама, телешоу математического содержания). Решение задач на автобусной остановке, в вагонах транспорта будет престижно.  Детские математические соревнования должны стать престижными и выйти на уровень конкурсов молодых талантов. Для каждого ребенка необходимо проектировать  «коридор ближайшего развития» (инд. маршрут). Из лексикона общества должно исчезнуть понятие «РЕБЕНОК НЕ СПОСОБНЫЙ К МАТЕМАТИКЕ».

 Систематическое использование калькулятора поддержит на плаву только слабых учащихся.

     Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

    ЗАДАНИЕ 1. Каждому  педагогу предлагается прописать на листочке ромашки проблему, с которой он сталкивается в работе по ФЭМП в своей возрастной группе  (выставляется ромашка на мольберт, зачитываются проблемы) 

    ЗАДАНИЕ 2

     «ЛИСТ МЁБИУСА»- относится к числу  «математических неожиданностей».

Открыть свой лист Мёбиусу помогла служанка, сшившая неправильно концы ленты.

   1858 – Мёбиус -  ученик  знаменитого  Гаусса   послал в Парижскую академию наук  работу о листе Мёбиуса, не дождавшись  ответа,  через 7 лет самостоятельно опубликовал результаты.  Другой ученик Гаусса  - И.Листинг в 1862  также изобрёл лист.

1.Нужно склеить  из бумажной полоски кольцо, только перед склеиванием  повернуть   один конец на 180 градусов.

2.У листа Мебиуса   одну сторону   начните постепенно окрашивать   в какой – нибудь  цвет и постепенно обнаружите, что он весь полностью закрашен.

3.Попробуйте разрезать   лист Мёбиуса   по его средней линии. Нормальное  кольцо распадётся. А лист Мёбиуса  превратится в одно перекрученное кольцо и будет оно двухсторонним.

   

    ЗАДАНИЕ 3

      С какими образовательными областями интегрирует математика?  Где мы используем математические знания? (физкультура, аппликация, рисование, ..)

     ЗАДАНИЕ

    Отгадай предмет. Этот  предмет   изобрел   в 1975 году преподаватель архитектуры из Будапешта  для   своих студентов. Его  сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находиться (их количество равно 43 252 003 274 489 865 000).    Некоторые предприимчивые изготовители прикладывали в комплект к нему еще пластмассовый топорик, чтобы вконец раздосадованный владелец мог отвести душу, разломав игрушку после безрезультатных попыток    (кубик  Рубика)

Лидер по продажам игрушек. Продано 350 миллионов кубиков. Если их поставить в ряд, они протянутся от полюса до полюса.

    ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА

    В. В. Воскобович, ученый, физик-конструктор.  Сегодня методика Воскобовича включает в себя около 50 игр. Каждая из них представляет собой универсальное творческое пособие, которое делает обучение ребёнка весёлым и непринуждённым. Это достигается благодаря сказочной направленности всех игр, в которых главные герои помогают детям запомнить цифры, фигуры.

    Толчком для создания известной развивающей методики послужили его собственные дети. В начале 90-х годов было очень проблематично приобрести детские игры для развития логики, памяти, мышления. Вячеслав Вадимович самостоятельно разработал серию развивающих игр и успешно апробировал ее. К первым играм креативного направления можно отнести «Игровой квадрат», «Геоконт». Данные игры не работают по принципу – один раз собрал и отложил, а являются универсальными творческими пособиями, которые можно использовать многократно. В дальнейшем была составлена целая обучающая методика Воскобовича, направленная на всесторонне развитие ребенка.   В настоящее время работает развивающий центр Воскобовича. Кроме этого, игры достаточно многофункциональны, нацелены на всестороннее развитие личности. Они позволяют сделать лёгким обучение чтению и счету, способствуя в то же время развитию логики, мышления, памяти, тренируют мелкую моторику.

 В чём секрет популярности игр?

Создавая свои игры, Воскобович в первую очередь руководствовался интересами самого ребёнка, а уж потом решал образовательные задачи.

Основные игры

  • Конструктор «Геоконт»

представляет собой фанерную дощечку с гвоздиками, которые расположены в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие с всевозможными творческими заданиями. Дети в процессе игры помогают сказочному персонажу Гео с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в волшебном Фиолетовом Лесу. А начинается сказка так: «Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг - навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг - голос: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес».

  • «Квадрат Воскобовича»

состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на расстоянии друг от друга. Его легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры, например, самолет, домик, черепаху, - около сотни возможных вариантов. Игра сопровождается сказкой «Тайна ворона Метра» и обучающими пособиями. Решать поставленные задачи малышу помогают мама Трапеция, дедушка Четырехугольник, малыш Квадрат, папа Прямоугольник и другие сказочные герои. 

  • Головоломка «Чудо-крестики»

представляет собой рамку с различными вкладышами, которые отличаются по форме и цвету. Все геометрические фигуры разрезаны на отдельные части. На начальном уровне ребенок учится собирать фрагменты фигур в единое целое. Затем задания усложняются. Малыш, используя схемы, собирает уже различные образы фигур и предметов. Для наглядности к игре прилагается «Альбом фигурок». «Чудо-крестики» помогают ребенку освоить цвета и формы, развивают умения сравнивать и анализировать, использовать схемы для решения поставленных задач. А красочное игровое пособие «Складушки» знакомит малышей с гласными и согласными буквами, помогает освоить принцип сложения слогов. Ребенок на страницах игры встречает множество сказочных персонажей, с которыми можно разучивать стихи и петь песенки. 

Плюсы методики

  • Игры Вячеслава Воскобовича способствуют развитию познавательной и двигательной функций: благодаря им можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая мелкую моторику, логику, мышление, память, наблюдательность, воображение, внимание, творчество.  
  • Малыши, с которыми систематически играли в развивающие игры Воскобовича, обучаются быстро анализировать и сравнивать полученную информацию, хорошо ориентируются на плоскости, легко считают и читают, умеют различать геометрические фигуры и цвета. 

Минусы методики

  • Игры нельзя сделать самим, их нужно покупать в магазине.
  • Игры Воскобовича требуют от ребенка усидчивости, что подходит далеко не каждому ребенку.
  • В процессе выполнения заданий дети мало взаимодействуют с окружающей средой.

 

    Методика Воскобовича – это не просто игры. Это полет фантазии, сказочные истории и отличная подготовка к школе. 

Решение:

1. Строить работу по ФЭМП в соответствии с требованиями развивающего обучения и воспитания в ДОУ и ФГОС ДО.

2. Провести открытый показ занятий по ФЭМП, ориентированные на развивающее обучение с использованием современных методов и приемов в разных возрастных группах.

3. Провести смотр  уголков  “Занимательной математики”   

 

4. Включать в планы досуговой деятельности развлечения с использованием ЭМП (организация дня игры).

Приложение 1

Превращения волшебного квадрата

 

Превращения волшебного квадрата http://www.maam.ru/upload/blogs/12a13dda690e686337486e40340b6917.jpg.jpg http://www.maam.ru/upload/blogs/c4776c849accc65a83d7d901787fee63.jpg.jpg http://www.maam.ru/upload/blogs/5599f2146e5a1cfde458edc2338367c9.jpg.jpg http://www.maam.ru/upload/blogs/b8b2a99d3f4f54925f59eb2002dfde9d.jpg.jpg http://www.maam.ru/upload/blogs/7907f798c5f6b7313383c2dd2ee08274.jpg.jpg http://www.maam.ru/upload/blogs/122ad5f9da823cec0b5721d8660ae96f.jpg.jpg http://www.maam.ru/upload/blogs/e10105160fc5e977bda6695aae9a8722.jpg.jpg http://www.maam.ru/upload/blogs/15bc95973e52b21a5da8b81c3e95cd2a.jpg.jpg http://www.maam.ru/upload/blogs/8e2b279fda7e63e9616e190168ce1efc.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием математических сказок"

Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т.И.Ерофеевой, Н.Я. Бо...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направ...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста средствами логико-математических игр

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, ф...

Мастер-класс для педагогов "Применение технологии В.В. Воскобовича для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Повышение профессионального мастерства педагогов в области развития познавательных способностей  у дошкольников средствами технологии, методического комплекта и игровых пособий В. В. Воскобовича....

Педагогическая энциклопедия – консультация «Роль логико-математических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»

Педагогическая энциклопедия – консультация«Роль логико-математических игр в развитии  математических способностей детей дошкольного возраста»Цель: дать педагогам информацию о ро...