Главные вкладки

    Развитие математических способностей детей дошкольного возраста средствами логико-математических игр
    статья

    Левина Екатерина Вячеславовна

    Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребёнка «жизненных» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребёнка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие математических способностей детей дошкольного возраста средствами логико-математических игр

    Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребёнка «жизненных» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребёнка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математический развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребёнка. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей — развить у ребёнка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребёнку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. А главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, правильно ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, принимать самостоятельные решения. Формированию у ребёнка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. На занятиях по развитию логики и развитию элементарных математических представлений мы стараемся не только дать детям базисные знания по математике, самое главная наша задача — развивать мышление ребёнка, т. е. его умственные способности, которые необходимы, как и для успешного обучения в школе, так и нужны для будущей взрослой жизни.

    Математический стиль мышления — это не всегда сложно. Математика вполне может быть лёгкой, интересной забавой для ребёнка, она может стать изящной игрой, войти в жизнь естественно, создавая предпосылки для изучения точных наук в дальнейшем. Ошибочно полагать, что для успешного постижения математики ребёнок должен как можно раньше научиться считать до ста или делить в столбик. Вовсе нет. Ребёнок лишь должен как можно раньше усвоить основные математические идеи и понятие. В игре это происходит особенно легко. В работе с детьми мы широко используем разнообразный занимательный материал, в частности цветные палочки Х. Кюизенера (бельгийского математика), рекомендованными для обучения детей с 3-х лет математике. Работа над развитием мышления ребёнка, начиная с раннего детства, будет эффективной тогда, когда педагог включит ее в любой вид деятельности, в занятия и труд, в игры и наблюдения природы, в обсуждении поступка и в рисовании с натуры или по представлению. Речь, очень рано включаясь в этот процесс, играет в нем все большую роль, изменяя всю мыслительную деятельность. Потребность в целенаправленном формировании приёмов мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами. Сегодня остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных формах развития дошкольников, позволяющих решать проблему развития логического мышления в условиях дошкольного учреждения.

    Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений.

    В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ГОСО. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребёнку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребёнку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создаётся как бы определённый «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу образом, навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе.

    Сущность и особенности развития математических способностей детей дошкольного возраста.

    В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей дошкольников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально – психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов. Общий закон образования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы. Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть как далеко может пойти это развитие. Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространённых заблуждений. Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математических способностям. Ребёнок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики. Крутецкий В.А в книге «Психология математических способностей дошкольников» различает девять способностей математических способностей: 1)Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами. 2) Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном; 3) Способность к оперированию числовой и знаковой символикой; 4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании,выводах; 5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свёрнутыми структурами; 6) Способность к обратимости мыслительного процесса. 7) Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов; 8) Математическая память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы; 9) Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.

    Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10) Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия. В то же время ребёнок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. 2)Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребёнок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребёнка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберёмся в том, из чего складывается логическое мышление. Логические приёмы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приёмами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приёмов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребёнка. Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребёнка решать проблемные ситуации, делать определённые выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребёнка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Логические задачки могут быть следующими. У двух сестёр по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ : 3) . Очевидно, что конструктивная деятельность ребёнка в процессе выполнения данных упражнений развивает не только математические способности и логическое мышление ребёнка, но и его внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность и т. д. Каждое из приведённых в упражнений направлено на формирование логических мыслительных приёмов.

    Упражнение 1 учит анализу и сравнению; упражнение 2 учит синтезу; упражнение 3 учить, ребёнка - сравнивать: упражнение 4 сравнивать и обобщать, а также анализировать; упражнение 5 фактическая классификация по признаку. Логическое развитие ребёнка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

    Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребёнок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.

    Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Мышление человека осуществляется тремя способами, имеет три вида: наглядно-действенное, наглядно - образное, словесно-логическое. Последний вид мышления характеризуется как более высокий уровень. Для его развития можно использовать логические задачи и игры, которые тренируют не только логическое мышление, но и служит надёжной основой умственного развития, формированием интереса к математической деятельности.

    Интерес к математике является одним из условий развития математических способностей. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Использование логических игр, направленных на решение логических задач, организованных по форме выбора одного ответа (правильного) из нескольких, развивает также и такое важное качество, как критичность, обоснованность мышления, поскольку любой выбор всегда содержит требование к его обоснованию, к объяснению того, почему выбран один, а не другой ответ. Происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Самостоятельное решение детьми поисковых задач является условием для развития у детей характерологических черт личности, как самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. В коллективном обсуждении решения задачи формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчёт в выполняемых шагах при решении задач. Следовательно, логические задачи создают благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум по теме: «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

    Цель семинара-практикума: Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр....

    «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

    Из опыта работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-матеметических игр, таких как "Блоки Дьенеша", "Палочки Кюизенера" и др....

    "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста средствами сказки и малых фольклорных форм"

    Обучение математики не долно быть скучным занятием для ребенка.Ребенок запоминает только то, что его заинтересовало, удивило. Устное народное творчество и произведения детских писателей поможет быстре...

    "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредствам логико-математических игр"

    Передо мной стоит задача -  развивать интеллектуальные способности младших дошкольников посредством игр логико-математического содержания.Развивающие игры создают свое­образный микроклим...

    Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

      Одна из актуальных проблем современности - развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современно...

    Консультация для воспитателей " Игра " Танграмм" как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста"

    Игра Танграмм - игра головоломка для детей , которая состоит в решение различных задач . Это одна из несложных головоломок, которая подсилу ребёнку дошкольного возраста. Игра способствует развитию наг...

    "Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр."

    Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий....