"Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр."
статья по математике на тему

Остроухова Наталья Васильевна

Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.   Игра – естественный для ребенка вид деятельности. В игровой деятельности ребенок осваивает разнообразные представления, самостоятельно «открывает» способы действий, познает некоторые зависимости и закономерности окружающего мира, расширяет свой опыт познания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

            Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.

           Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.

         То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.

         Так,   математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

          Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторики,   формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.   Игра – естественный для ребенка вид деятельности. В игровой деятельности ребенок осваивает разнообразные представления, самостоятельно «открывает» способы действий, познает некоторые зависимости и закономерности окружающего мира, расширяет свой опыт познания.

         Особо подчеркнем роль логико – математической игры как метода обучения и развития математических представлений.

              Логико – математические игры развивают у  детей: самостоятельность,   способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.    Способствуют: освоению детьми средств познания:  эталонов (цвет, форма, эталонов мер (размер, масса, моделей образов, представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.

           Для данного вида игр характерна: игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие.

          Логико – математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами;  устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.

          Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

           Таким образом, проблема логико – развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.   

          Осознав  важность выше изложенного, я определила тему своей работы «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

         Прежде чем  начать работу определила её цель  –         способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления  к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.

        Выделила  следующие задачи:

1. Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

2. Способствовать развитию образного и  логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.   

3. Развивать произвольное внимание, умение использовать приемы мнемотехники.

4. Повышать способность к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения, и др.

           Для решения поставленных задач мною была проведена следующая  работа:

- создана соответствующая развивающая среда  /в группе создана «Игротека», где расположены развивающие, дидактические игры, оформлен центр «Математики и конструирования»… /;

- разработана модель педагогического процесса;  

- разработан перспективный план по данной теме на все возрастные группы;

- разработан цикл развивающих образовательных ситуаций и  совместной деятельности с детьми;

-  составлена картотека логико-математических игр;

- оформила буклеты с рекомендациями для педагогов и родителей.

          Как воспитателю мне предстояло решать и такие задачи как: формировать личностные качества ребенка, развивать внимание, память, речь, прививать навыки культурного общения, умение вести диалог с взрослым, общаться со сверстниками.

         Для успешного решения задач необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Именно такой подход помогает создавать представления о каждом ребенке, совместно с воспитателем и родителями вовремя влиять на его развитие.

         В этом помогают мне, игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизинера с их ориентацией на индивидуальный подход, с их универсальностью в решении разнообразных обучающих и воспитательных задач, с их привлекательностью с эстетической точки зрения.       

            Работа по развитию логического мышления у дошкольников будет успешна  при соблюдении ряда условий:

1. Работа с детьми будет проведена в системе по заранее разработанному плану, то есть модели педагогического процесса.

2. Мероприятия, реализующие программу формирования логико-математического мышления, связаны с работой в повседневной жизни.

3. Использованы разнообразные формы работы (развивающие образовательные ситуации, совместная и самостоятельная деятельность, клуб, досуги, праздники, и виды деятельности (игра, наблюдения, художественно-продуктивные…       

4. Применены диагностические методики, определяющие уровень формирования логико-математического мышления у детей.

          Для решения поставленных задач мы использовали на разных этапах следующие методы работы:

-Анализ научной и методической литературы по проблеме развития логического мышления детей;

-Изучение имеющихся знаний у детей;

-Разработка и апробация моделей педагогического процесса;

-Анализ полученных результатов.

        В своей работе опирались на  принципы организации игр /С. А. Шмаков/.

Отсутствие принуждения;

Развитие игровой динамики /от малых успехов к большим/;

Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;

Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

Переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

   Учитывали, что  для логико – математической игры характеры:

• Наличие завязки сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия.

• Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.

• Игровая мотивация и направленность действий, их результативность.

• Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.

• Овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения группировки.

• Общая направленность на развитие инициативы детей.

            Современные логико-математические игры разнообразны: настольно-печатные игры /«Цвет и форма», «Игровой квадрат», «Логоформочки»/, игры на объемное моделирование /«Кубики для всех», «Геометрический конструктор», «Шар»/, игры на плоскостное моделирование /«Танграм», «Крестики», «Соты», «Монгольская игра»/, игры из серии «Кубики и цвет» / «Сложи узор», «Уникуб»/, игры на составление целого из частей / «Дроби», «Чудо-цветик»/, игры-забавы /перевертыши, лабиринты/.

            Предполагаемые игры и игровые упражнения - включенные в определенную систему представлены нами в виде игровых занятий, объеденным единым увлекательным  сюжетом, что вызывало у детей активность и интерес к дальнейшей аналогичной деятельности. В ходе логико – математических игр ребенок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее.

        Также в работе с детьми, использую большое количество коллективных игр, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры, как «Домино», «Угадай-ка», «Необычные фигуры», «Засели домики», «Где, чей гараж», «Дорожки» и другие. В этих играх, кроме обучающих задач, я ставлю перед собой задачи личностного характера:

• Научить работать коллективно;

• Придерживаться определенных правил;

• Уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами;

• Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.

           Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.

          Использование развивающих, логико - математических  игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.

           Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном пользовании у детей находятся разнообразные логико – математические игры: «Сделай сам», «Уникуб», «Кубики для всех», «Дроби», «Палочки Кюзинера», «Блоки Дьенеша», «Игровой квадрат», «Танграм», «Сложи узор», «Шар», «Игра с цветом» и другие.

        Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.

          Мною были выделены некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей в этой сфере деятельности:

1. Информировать родителей о задачах и содержании логико - математических и развивающих игр, используемых в детском саду.

2. Участие родителей в работе по развитию познавательной активности логического мышления дошкольников (математические ярмарки, праздники, конкурсы) .

3. Создание обогащенной развивающей среды в дома.

4. Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского  сада с семьей.

           Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры, стимулировать  самостоятельную познавательно-игровую деятельность дошкольников «обречен» на хороший результат.           

  

Игра с блоками Дьенеша

«Помоги Зайка»

Цель:  Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных. Закрепление счета.

Игровой материал: блоки Дьенеша.

Правила игры: С помощью фигур закрыть белые «отверстия».

Шилова Лариса Владимировна 22.10.2018 11:10

Развитие логического мышления ребёнка является одной из задач, стоящих перед воспитателем. Это в дальнейшем - залог успешности выпускника детского сада в школе.
Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба.
Известно, что игра в дошкольном возрасте является главным и основным видом деятельности ребёнка. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом со взрослыми. Именно в игре ребёнок сам стремится научиться тому, что он ещё не умеет, поэтому именно игра используется педагогами как средство воспитания и обучения в детских садах, делая сам процесс обучения для ребёнка занимательным, более лёгким.
Большое значение в развитии логического мышления имеют дидактические игры. Развитие логического мышления включает в себя использование различных дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов. Целесообразно применять счётные палочки, геометрические конструкторы, логические блоки Дьенеша, что вызывает у детей большой интерес. 
На занятиях по развитию логического мышления используются такие игры, как:
“Съедобное – несъедобное”, « Что сначала, что потом?» , « Чьи детки?» и много подобных. Все они способствуют формированию внимания ребёнка и его интеллектуальных способностей, учат ребёнка выделять существенные признаки предметов.
Игры, где нужно искать и выделять одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребёнок учится рассуждать, быть внимательным.
Игры: “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Вставь недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.
Развития логического мышления необходимо начинать с раннего детства и развивать его постепенно, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей. Подбирая соответствующие игры, приемлевые именно для данного возраста ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Из опыта работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-матеметических игр, таких как "Блоки Дьенеша", "Палочки Кюизенера" и др....

ПРОЕКТ « РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР»

Актуальность  проблемы  развития  логического  мышления: на  современном  этапе  дошкольного  образования  особое  внимание  уделяется  обес...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...

Из опыта работы "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредствам логико-математических игр"

Передо мной стоит задача -  развивать интеллектуальные способности младших дошкольников посредством игр логико-математического содержания.Развивающие игры создают свое­образный микроклим...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

  Одна из актуальных проблем современности - развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современно...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста средствами логико-математических игр

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, ф...

Родительское собрание по теме: "Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"

Формирование у родителей (законных представителей) практических навыков по проведению и организации логико-математических игр в домашних условиях....