«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
статья по математике (старшая группа) на тему

Ельченкова Светлана Васильевна

Из опыта работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-матеметических игр, таких как "Блоки Дьенеша", "Палочки Кюизенера" и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5555555555.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Южноуральского городского округа

Детский Сад Комбинированного Вида № 9 «Солнышко»

Из опыта работы

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

                                                               Подготовила: воспитатель

                                                                        I квалификационной категории

Ельченкова Светлана Васильевна

Южноуральск

2014

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

     В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».

      Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме. 
    В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразие геометрических фигур. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. 
    От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность овладения ребенком некоторыми видами учебной деятельности. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале.  
    Работая в детском саду, я наблюдала следующее, что у детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.
    Учитывая положение отечественной педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считаю, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка. 
    Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико - математические игры и упражнения.

     Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память. 

     Поэтому целью моей работы стало развитие познавательной активности, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через логико-математические игры.

     Известно, что в игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки.

Поэтому, первоначально, при подборе и проведении логико-математических игр ставила перед собой задачу развивать наряду с математическими представлениями и творческие способности детей направленные на умственное развитие в целом. Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо было развивать логическое мышление дошкольников, внимание, повышать способность к усвоению математических связей.

     Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа:

• создана соответствующая развивающая среда (в группе создан математический уголок, где расположены развивающие игры математического содержания, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления);

• разработана модель педагогического процесса: перспективный план по данной теме для детей старшего дошкольного возраста;

• составлена картотека логико-математических игр;

• оформлена папка с рекомендациями для педагогов и родителей.

     При подборе и проведении логико-математических игр я учитывала следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)

     При проведении логико-математических игр я использую следующие методы и приёмы:

Игровые методы:

• вхождение в воображаемую ситуацию;

• выполнение практических действий по получению необходимой

информации.

• ситуации.

Диалогические методы:

• беседа;

• формулировка выводов;

• проблемные вопросы.

Методы обучения:

• показ способа действия

• проблемная ситуация;

• упражнения.

     Для того чтобы обеспечить активность детей в математическом развитии, использовала систему авторских игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша проводились в режимных моментах. Задачи, поставленные игрой, требовали  сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения. 
    В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизировались и принимали  произвольный характер. Чтобы дети понимали и принимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, старалась давать четкие указания, объяснения. Направляла игру репликами, вопросами, незаметно поддерживала инициативу детей, усилия более слабых и поощряла их успехи, создавала условия для проявления самостоятельности. 
    Палочки Кюизенера вначале использовала как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными палочками, создавали различные конструкции.

     Играя с блоками Дьенеша, привлекало внимание детей, прежде всего, своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Дети сразу же выделяли  их самостоятельно: группировали  по этим признакам, выстраивали  разнообразные структуры, но чаще художественные композиции: узоры, дома, постройки, животных и т.п. 
    В своей работе при подборе материала, старалась учитывать возрастные особенности детей.  В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) дети овладевали различными мыслительными умениями. К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, а так же логические операции «не», «и», «или».

     Комплект логических блоков давал возможность осваивать умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем, они овладевали  умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем (цвету, форме, размеру и толщине). 
      Игры с палочками Кюизенера проводились так же в системе, они служили  для выработки навыков счета, измерения, вычислений, выполнение разнообразных практических действий. Использование чисел в цвете позволяло  развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек помогало  детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте). 

     В работе над развитием мышления у старших дошкольников принимали активное участие родители. Они были не менее заинтересованы, принимали участие в изготовлении авторских игр и дидактических пособий; присутствовали на родительских собраниях; получали индивидуальные консультации. В дальнейшем согласились и  принили участие в приобретении дидактических пособий (игр с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша на каждого ребенка). 
    Проводя анализ своей работы можно отметить, что при систематической работе дети стали более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине), научились выявлять и абстрагировать свойства, овладели  умственными операциями сравнение, обобщение; научились классифицировать с заданными свойствами, сформировали простейшие логические высказывания с союзом «и», «или», с отрицанием «не». 
    В дальнейшем хочу продолжить работу по изготовлению других авторских игр, например, как «Кубики Зайцева», «Игры Никитина». 

     Я считаю, если при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений.

Список использованной литературы

  1. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: «Просвещение», 1985.
  2. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  3. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  4.  Столяр А.А. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - М.: «Просвещение», 1991.
  5. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. -Ярославль «Академия развития», 1996.
  6. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст) Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж. «Учитель», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ « РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР»

Актуальность  проблемы  развития  логического  мышления: на  современном  этапе  дошкольного  образования  особое  внимание  уделяется  обес...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...

Консультация для родителей по теме: "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр".

        Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка....

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико – математических игр»

Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе...

Презентация на тему:"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр".

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Игра для дошкольника-способ познания окружающего мира. Она является средством воспитания, если ее включить в целостный педагогическ...

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико - математические игры и упражнения....

Мастер-класс для педагогов на тему "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"

Мастер-класс "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"...