Мастер-класс для педагогов на тему "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"
методическая разработка

Парфенова Валентина Николаевна

Мастер-класс "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_parfenova_vn_gmo.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 2 «Рябинка»

Мастер - класс

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Подготовила и провела

воспитатель Парфенова

Валентина Николаевна

г. Москва, г. о. Троицк

Задачи мастер-класса:

Познакомить с опытом работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста

  • Обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе.
  • Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии.
  • Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Раздаточный материал:

д/и: «Геометрика», палочки Кюизенера, игровой набор «Изучаем цвета и формы», развивающая игра «Уникуб», листы с заданиями для участников, сенсорный коврик.

Ход мастер-класса

Здравствуйте,  уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

В процессе работы с детьми передо мной встала проблема, как сделать так, чтобы сформировать у них элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить их самостоятельно мыслить, а так же доставить радость от процесса познания. Я считаю, что использование логико-математических игр приводит к развитию творческих и интеллектуальных способностей, воображения, логического мышления. Это и есть цель моей работы.

При подборе и проведении логико-математических игр я учитывала следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)

Использую следующие методы и приёмы:

Игровые методы:

• вхождение в воображаемую ситуацию;

• выполнение практических действий по получению необходимой информации.

• ситуации.

Диалогические методы:

• беседа;

• формулировка выводов;

• проблемные вопросы,

Методы обучения:

• показ способа действия

• проблемная ситуация;

• упражнения.

В своей работе использую технологии В.П. Новиковой, Л.И. Тихоновой, которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

Основа этой технологии – система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течение длительного времени. Особенность технологии заключается в том, что педагог предоставляет максимальную степень свободы ребенку. В процессе игры взрослый выступает в роли консультанта, создавая ситуацию непринужденного общения.

Раздаточный материал В.П. Новиковой  

Работу по развитию логического мышления через формирование элементарных математических представлений я начинаю во второй  младшей группе. Научив детей накладывать один предмет на другой, можно переходить к более сложному приему – прикладыванию.

Воспитатель раздает каждому участнику карточку, разделенную горизонтальной линией. На верхней полоске нарисованы белочки, на столе или подносе отдельно лежат вырезанные из карточки  орехи. Орехов должно быть столько же, сколько белочек на карточке.

- Ребята, давайте угостим белочек орехами! Но орешки нужно раскладывать правой рукой. Помните, что каждую белочку нужно угостить орешком! Приступаем (напоминаем правила: раскладывать предметы следует правой рукой, слева направо, каждой белочке нужно дать орех).

- Посмотрите, каждой белочке достался орешек!

- Да (участники).

- Значит, орехов столько же, сколько и белочек. Их поровну.

Затем взрослый демонстрирует новый прием – приложение.

- Берем один орех за другим и прикладываем на нижнюю полоску (обращает внимание детей, что под  каждой белочкой лежит орех)

- А теперь чего больше, белочек или орехов?

Дети отвечают на поставленный вопрос. Воспитатель предлагает им повторить свои действия. После того как дети выполнять задания, нужно проверить правильность выполнения: «У всех ли белочек есть орех?» Если на нижней полочке не осталось орехов, то задание выполнено верно.

«Геометрика», методика В.П. Новиковой

Сравнение – это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам.

Сначала ребенок учиться сравнивать предметы по внешним признакам: по форме, цвету, длине, ширине, величине. Затем он начинает сравнивать предметы, отделяя существенные признаки от не существенных.

Например: при сравнении муравья и бабочки существенным признаком сходства является то, что они относятся к насекомым, а существенным признаком различия то, что бабочка может летать, а муравей нет. Несущественным признаком при этом является размер и форма насекомых.

На первых этапах игры, мы с детьми учились просто сравнивать предметы и геометрические формы. Работая в тетрадях, соединяли линиями геометрические фигуры и похожие на них предметы. Затем мы использовали «Волшебный мешочек», из которого мы доставали различные предметы и игрушки. А детям раздавали геометрические  фигуры, которые им необходимо было поднимать при сравнении с предметом. Обязательным условием игры - назвать  геометрическую фигуру, на которую  похож предмет.

Игровой набор «Изучаем цвета и формы»

Различные игровые наборы направлены на изучение и закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, размер).

В набор входят образцы и штативы. Дети по предложенному воспитателем образцу складывают фигуры.

Способ 1: Воспитатель самостоятельно нанизывает на штатив три фигуры разного цвета и формы и просит ребенка повторить.

Способ 2: Устанавливаются два готовых образца. Дети необходимо собрать фигуры по образцу.

Сенсорный коврик «День – ночь»

Это многофункциональное пособие для индивидуальных и групповых занятий с дошкольниками. Ход и форма занятий зависят от целей, которые ставит для себя взрослый.

 Цели можно сформулировать так: развитие всех видов восприятия, развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображения, знакомство с окружающим миром, развитие игровой деятельности.

Задание «Веселый счет». Закрепить порядковый счет до пяти. Учить ребенка соотносить предмет с числом, его обозначающим, закрепить счетные операции в пределах пяти.

Разыгрывается сюжет, считаются герои, прикрепляются или убираются дополнительные герои.

Задание «Запомни последовательность». Ребенок смотрит и запоминает определенную последовательность геометрических фигур. Затем взрослый изменяет эту последовательность, меняя фигуры местами, или совсем убирает фигуры. Задача ребенка – восстановить первоначальную последовательность фигур по памяти.

«Играем с цветными счетными палочками Кюизенера»

С математической точки зрения палочки- это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия (такое же число обозначает каждая палочка одинакового цвета и длины) и порядка следования чисел: 1,2,3… В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер, моделируя число, подводят детей к пониманию  различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности, так как  число, отношение, порядок следования, счет, измерение  и др.

  • Игры на закрепление цвета

 - Выложи палочки на столе, перемешай их. Положи по очереди: красную, синюю, белую, желтую палочки.

-  Отбери палочки желтого цвета и построй из них забор.

  • Игры на закрепление длины

 - Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета, положи друг на друга.

- Найди две палочки одинаковой длины. Какого они цвета?

  • Игры на ориентировку в пространстве

- Составь лесенку из белой, голубой и желтой палочки. Какая палочка в середине?

- Составь поезд из белой, красной, желтой и синей палочек. Какая палочка первая? Какая последняя? Какая палочка находится между белой и желтой?

В младшем и среднем дошкольном возрасте целесообразно использовать комплект игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера. Предлагаем детям выложить узор из палочек по образцу.

Заданий может быть  огромное количество, все зависит от вашей фантазии и возможностей ваших малышей.

Развивающая игра «Уникуб»

Уникуб (универсальные кубики) вводят малыша в мир трехмерного пространства. Помогают развить пространственное представление и воображение, внимание и память (особенно зрительную), логическое мышление, смекалку и сообразительность. В комплект игры входят 27 кубиков и книга-инструкция с заданиями. Главная трудность – одновременно следить за двумя – тремя плоскостями и подбирать подходящие кубики с соответствующими гранями. Следует использовать для подгрупповых или индивидуальных заданий.

Задание 1: Сложите красный поезд из пяти кубиков. Следите за тем, чтобы две грани были красного цвета.

Задание 2: Сложи синюю колонну из пяти кубиков. Только две боковые грани должны быть синими.

Задание 3: Сложи желтую квадратную коробку. Три грани у кубика должны быть желтыми.

Таким образом, использование логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного мероприятия с воспитателями ДОУ. Мастер – класс. Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Конспект совместного мероприятия с воспитателями  ДОУ.Мастер – класс.Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...

Мастер – класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико - математических игр»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по формированию умс...

Мастер-класс для родителей. «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Цель мастер-класса: — осуществление педагогического просвещения родителей по использованию логико-математических игр для развития логического мышления детей....

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Цель мастер-класса: осуществление педагогического просвещения родителей по использованию логико-математических игр для развития логического мышления детей....

Мастер-класс для родителей "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредствам логико- математических игр"

Детский сад-первая и очень ответственная ступень общей системы образования. От ребенка, пришедшего в первый класс сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходим...

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Цель: осуществление педагогического просвещения родителей по использованию логико-математических игр для развития логического мышления детей.Задачи:• познакомить родителей с логико-математическим...