Конспект совместного мероприятия с воспитателями ДОУ. Мастер – класс. Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
методическая разработка по математике по теме

Конспект совместного мероприятия с воспитателями  ДОУ.

Мастер – класс.

Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_pedagogov.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместного мероприятия с воспитателями  ДОУ.

Мастер – класс.

Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

                                                                       

                                                           Выполнила:

                                                                                      Воспитатель МБДОУ

                                                                                    «Детский сад № 7»

                                                                          Щепаняк О.В.

Мастер – класс.

Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико – математических игр».

Цель:  способствование повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по развитию логического мышления и формированию математических представлений в процессе игровой деятельности. 

Задачи:

1.  Познакомить педагогов с  логико-математическими играми для   детей дошкольного возраста.

2. Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

3.   Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Оборудование:  презентация по теме, развивающие игры  для демонстрации: «Геоконт», «Танграм», «Кубики Никитина»,  буклет для воспитателей «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико – математических игр».

Ход выступления:

Здравствуйте уважаемые, коллеги! Тема мероприятия: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико – математических игр»,  выбрана не случайно. Вы спросите: «Зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику?» Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более  старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Всестороннее развитие дошкольника происходит на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируется воображение, приобретается опыт общения со сверстниками.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал:

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности».

Благодаря использованию игровой технологии процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Характеристика логических операций:

Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам;

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов;

Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игра: «Сложи фигуру», «Построй домик» и др.

Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур), «Что сначала, что потом?» и др.

Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.

Классификация включает 2 логических действия:

  • Выделение общего признака – основание классификации;
  • Деление на классы по основанию классификации.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Логические операции – сравнение, синтез, анализ, классификация и другие – применяются во всех видах деятельности.

Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

Ребенок стремится к активной деятельности, но сама по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются, поэтому в работу с детьми необходимо внедрять технологии на основе логико – математических игр.

Технологии Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича,  являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников будет проходить в доступной и привлекательной форме.

В дошкольной педагогике известно множество игр, направленных на формирование логического мышления.

«Развивающие игры» В.Воскобовича – это «Геоконт», «Чудо-соты», «Квадрат В.Воскобовича» и т.д – цель игр  развитие интеллектуальных способностей детей. За последнее десятилетие автором выпущено более 50 игр.

Геоконт (математический планшет геометрик).

В народе её называют «дощечка с гвоздиками».  На фанерном игровом поле закреплены гвоздики, на гвоздики натягиваются разноцветные резинки – паутинки и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов.  Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, старшие дошкольники – по схеме образцу и словесной модели. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кистей и пальцев, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы, конструирование по словесной модели, построение геометрических  фигур, поиск установление закономерностей, творчество).

Одна и та же игра привлекает детей и трёх и шести-семи лет, так как можно решать упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей,

С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры, узнает и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, мышление, внимание, память, воображение.

С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать задумки в действительность, Сколько интересного можно придумать и сделать из разноцветных «паутинок» «Геоконта».

Прежде всего, «Геоконт» открывает путь в мир Геометрии, Об этом говорит название игры, образованное из двух слов «геометрический» и «контур».

С помощью игры дети осваивают сенсорные эталоны цвета, формы, величины, тренируют тактильно-осязательные анализаторы, Это имеет огромное значение для их дальнейшего умственного развития.

Конструирование фигур на «Геоконте» способствует максимальному развитию мелкой моторики детских пальчиков, что немаловажно для совершенствования речи и интеллекта.

В игре «Геоконт» нет возрастной градации игровых заданий, поэтому важно ориентироваться на уровень развития ребёнка, подбирая игровые задания по силам.

Для побуждения ребенка к занятиям с «Геоконтом» достаточно организовать один раз объяснение правил и задач, а доступность и технологичность материала позволят ребенку каждый раз, общаясь с игрой, открывать для себя ее новые и новые грани. Неструктурированный образный материал стимулирует спонтанное творчество, и тут задача педагога, на волне интереса ребенка, использовать гибкость игровой системы. Принцип «играем-чувствуем-познаем», шаг за шагом, последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а на постоянном интересе, творчестве как ребенка, так и взрослого.

Убедиться во всем этом нам поможет практические задания, которые мы с вами выполним с помощью планшета «Геоконт».

Задания: «Дорожки» и «Квадрат, треугольник, домик» для детей 2-3 лет и при первом знакомстве с «Геоконтом» старших дошкольников.

Можно предложить детям прогуляться пальчиками по красным, синим и т. д. дорожкам. Затем пробуем построить длинные и короткие дорожки, широкие и узкие, натягивать большой и маленький квадраты, строить дома. Важно предлагать детям самим придумать узор. Обязательным условием при игре является назвать форму и величину создаваемых предметов.

Чудо - соты

Развивающая игра-конструктор из серии «Чудо - головоломки». Она позволяет знакомить детей с цветом, формой, величиной: «Разложи детали по цвету», «Найди все треугольники, квадраты…», «Найди маленькие треугольники…». Для развития тактильно-осязательных анализаторов и операций мышления можно предложить ребенку с закрытыми глазами отыскать геометрические фигуры разной величины. Эта игра способствует хорошему развитию конструктивных навыков. Здесь возможны варианты: «Собери игру», «Сделай башню», «Сделай поезд или дорожку»… Дошкольник собирает из деталей конструктора заданные модули (соты), конструирует предметные формы по схемам, придумывает и складывает свои предметные формы, сюжетные картины.

Квадрат Воскобовича 

Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3 - 5 мм друг от друга на гибкую тканевую основу. Бывает двухцветным и четырехцветным. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур.  Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра или сказка об удивительных превращениях Квадрата». В ней «Квадрат» оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик и т. п.

Эта игра головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничение по возрасту.

В   работе   с   дошкольниками   используют   педагогические   технологии

Б.П. Никитина,  которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

Цель технологии – развитие творческих способностей, воображения, символической функции сознания детей дошкольного возраста.

Кубики Никитина

Хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, целостному восприятию  и способность к комбинированию. Сначала дети могут работать по готовым образцам, а затем придумывать узоры сами.

Сложи узор

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из кубиков.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.
Игры-головоломки (геометрические конструкторы).

Это игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамскую игру». Суть игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу.
Сложи квадрат

Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.
Собери фигуру из палочек.

Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек. Пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. При использовании мелких палочек у детей развивается мелкая моторика рук, координация движений.

Также использую упражнения на развитие памяти, дети самостоятельно могут выполнить упражнение и проверить себя, используя таблицы – схемы.

Блоки ДЬЕНИША.

Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у ребят развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Палочки КЮИЗЕНЕРА.

Это универсальный дидактический материал. Основная его особенность – абстрактность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной ребенку форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

Заключение.

Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей. Формируется  умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.

Развиваются образное и вариативное мышление, фантазия, воображение, творческие способности. Происходит увеличение объема внимания и памяти.

Уважаемые коллеги предлагаю вам, использовать этот дидактический материал в  работе с детьми.

Удачи и творчества  вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...

Консультация для родителей по теме: "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр".

        Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка....

Презентация на тему:"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр".

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Игра для дошкольника-способ познания окружающего мира. Она является средством воспитания, если ее включить в целостный педагогическ...

Мастер-класс для педагогов на тему "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"

Мастер-класс "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"...

Мастер – класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико - математических игр»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по формированию умс...

Деловая игра для педагогов ДОУ на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Деловая игра для педагогов ДОУ на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...