Консультация для воспитателей " Игра " Танграмм" как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Притворова Елена Викторовна

Игра Танграмм - игра головоломка для детей , которая состоит в решение различных задач . Это одна из несложных головоломок, которая подсилу ребёнку дошкольного возраста. Игра способствует развитию наглядно- образному мышлению, логики, внимания, памяти .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одной из составных частей методического сопровождения по разделу «Элементарные математические представления в детском саду» является игра «Танграм». Игра интересна детям, их увлекает результат, они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Игра «Танграм» - одна из несложных математических игр.  Игра проста в изготовлении. Квадрат 10 на 10 см. из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезаю на 7 частей, которые называются танами. В результате получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат.

Каждому ребенку дается конверт с 7 танами и лист картона, на котором они выкладывают картинку с образца. Используя все 7 танов, плотно присоединяя их один к другому, дети составляют очень много разных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и окружающих предметах геометрические формы.

Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостей фигуры и ее частей. Дети часто допускают ошибки в  соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении.

 В случае затруднений дети обращаются к образцу. Он изготовляется в виде таблицы на листе бумаги такой же по размеру фигуры-силуэта, как и наборы фигур, имеющихся у детей. Это облегчает на первых занятиях анализ и проверку воссозданного изображения с образцом.

Во время игры в «Танграм» у детей закрепляются навыки количественного счета. Они практически овладевают порядковым счетом. Так, если считать таны картинки «Ракета» сверху вниз, то квадрат стоит на пятом месте, маленькие треугольники стоят на первом и четвертом месте, средний треугольник – на третьем, большие треугольники – на шестом и седьмом месте. Считая таны сверху вниз, слева направо, дети упражняются в ориентировке на листе бумаги.

Составляя ту или иную картинку, дети сравнивают по величине треугольники, определяют место для маленьких, больших и средних треугольников в картинках игры «Танграм». Постоянно закрепляются знания детьми геометрических фигур в данной игре (треугольника, квадрата). Играя, переставляя маленькие картонные фигурки – таны, дети тренируют мелкие мышцы рук и пальцев.

Последовательные этапы освоения игры «Танграм» в группе детей 5 лет.

Первый этап – ознакомление с набором фигур к игре. 

 Дети рассматривают фигуры, делят их  на 2 группы: треугольники и четырехугольники. Воспитатель обьясняет , что этот набор фигур к игре, называется «Танграм». Так ее назвали по имени ученого, придумавшего игру.  Из фигур можно составить много интересных изображений. Предлагает поиграть с геометрическими фигурами:

1. Отобрать все треугольники.

Вопросы для анализа:

- Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких?  Сравните этот треугольник (среднего размера) с большим и маленьким. (Он больше самого маленького и меньше самого большого из имеющихся).

- Сколько всего треугольников и какого они размера? (Два больших,  2 маленьких и 1 средний).

2. Взять 2 больших треугольника и составить из них последовательно: квадрат, четырехугольник.

3. Из 2 маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по-разному в пространстве.

4. Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.

Вопросы для анализа: Какую фигуру составили? Как? (Присоединили к большому треугольнику средний и наоборот). Покажите стороны и углы четырехугольника каждой отдельной фигуры.

В итоге обобщаем  «Из треугольников можно составлять новые различные фигуры – квадраты, четырехугольники, треугольники. Фигуры присоединяются одна к другой по сторонам». (Показ на фланелеграфе).

Итак, на первом этапе освоения игры «Танграм» проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой. Полезно в процессе практической деятельности вести с ребенком разговоры о способе составления фигуры. Дети называют вновь полученную фигуру, сосчитывают стороны, углы, показывают составляющие ее геометрические фигуры, отмечают количество, видоизменяют. Такая деятельность развивает сенсорные способности, воображение, приобщает к творчеству.

Второй этап освоения игры – составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам.

Второй этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур. Для успешного воссоздания фигур-силуэтов необходимо анализировать форму и ее частей. Кроме этого, при воссоздании фигуры (на плоскости очень важно умение мысленно представлять изменения в расположении фигур, которые  происходят в результате их трансфигурации. Наиболее простым видом анализа образца является зрительный,  но он невозможен без развитого умения  видеть пропорциональное соотношение частей фигуры.

Игры на составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам должны быть использованы воспитателем с целью упражнения не только в расположении частей составляемой фигуры, но и в приобщении детей к зрительному и мысленному анализу образца.

 Составляя силуэт ,  дети допускают ошибки в соединении фигур по сторонам в пропорциональном соотношении. Ошибки объясняются тем, что в этом возрасте недоступен самостоятельный анализ расположения частей. Дети затрудняются, могут вместо большого треугольника поместить средний по размеру и заметить ошибку  только после указания.

Таким образом, исходя из особенностей анализа и практических действий детей, можно определить содержание работы на втором этапе развертывания игры: это обучение детей анализу предъявляемого образца и словесному выражению способа соединения и пространственного расположения частей.

Анализ образца проводится под  руководством взрослого . В дальнейшем  дети  самостоятельно рассмотривают  фигуру и составляют  ее. Дети 5-ти лет составляют наиболее простые фигуры-силуэты: зайца, журавля, лисы.

  • Третий этап освоения игры.

Составление фигур по контурному изображению.
Ребенок. Должен составить изображение путём наложения фигур на контур изображения. -

Пусть сначала он составит фигуру из числа тех, что он делал ранее по расчленённым образцам.

 

Это более сложное, но и более интересное задание.

  • Четвёртый этап освоения игры

Составление фигур по собственному замыслу.
На этом этапе ребенок самостоятельно придумывает изображения для составления из фигур


Играя в «Танграм» ребёнок научиться анализировать изображения, логически мыслить, развивает восприятие и пространственное восприятие. Игра способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части

Существуют и другие математические игры о них можно узнать  в книге З.А.Михайловой « Игровые занимательные задачи для дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»

Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....

Консультация для воспитателей "Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

laquo;Истоки способностей и дарований детей – накончиках их пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие ручейки, которыепитают источник творческой мысли».(В. А. Сухомлинский)....

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигае...

Консультация для родителей «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Как воспитать ребенка творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания....

Консультация для педагогов "ТРИЗ-технология как эффективное средство развития математических способностей детей дошкольного возраста"

В консультации описаны основные особенности работы с детьми дошкольного возраста по математическому развитию посредством ТРИЗ-технолгии....

Консультация на МО воспитателей: Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Консультация на МО воспитателей: Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста....

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Хочу начать своё выступление с загадки: «Без чего нет и не может быть полноценного умственного развития?» (Ответы коллег)Конечно же, это игра. Известно, что игра - это основной вид де...