"Развитие математических способностей детей дошкольного возраста средствами сказки и малых фольклорных форм"
консультация по математике (старшая группа) на тему

Куликова Галина Владимировна

Обучение математики не долно быть скучным занятием для ребенка.Ребенок запоминает только то, что его заинтересовало, удивило. Устное народное творчество и произведения детских писателей поможет быстрее и эффективнее усвоить программу по развитию ФЭМП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_-_nashi_pomoshniki.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста средствами сказки и малых фольклорных форм».

Многие исследователи (Большунова Н.Я., Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И. и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей. Эти исследователи таким средством определили сказку, как способ формирования математических представлений детей дошкольного возраста.

В математику ребенок входи туже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником ЭМП для ребенка является окружающая его действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

Каждом этапе жизни, развития имеются способы и средства реализации содержания образования.

Для дошкольника таким средством является сказка, которая представляет собой  феномен культуры. Сказка играет в мышлении ребенка ту же роль, что в мышлении взрослого играет логика. Сказка идентична по своей структуре с сюжетно – ролевой игрой и является эффективным средством развития ребенка. В сказке представлены  знания о мире, специфическая картина мира, соответствующая специфике детской картине мира.

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, так как, детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если на этом настаивают взрослые.

Следовательно, одной и наиболее важных задач педагогов, работающих с дошкольниками – развивать у детей интерес к математике. Устное народное творчество и произведения детских писателей поможет быстрее и легче усваивать программу по развитию ЭМП.

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, так как, детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если на этом настаивают взрослые.

Следовательно, одной и наиболее важных задач педагогов, работающих с дошкольниками – развивать у детей интерес к математике. Устное народное творчество и произведения детских писателей поможет быстрее и легче усваивать программу по развитию ЭМП.

Практика работы с дошкольниками показывает, что детям очень трудно усваивать темы по решению задач.

Чтобы преодолеть выше перечисленные трудности и повысить интерес к данной теме, поможет использование на занятиях задач в стихах или оформление в виде сказок:

- под кустами у реки жили майские жуки.                                                                                                                 Дочка, сын, отец и мать.                                                                                                                                                Кто успел их сосчитать?

Решение задач в стихах способствует не только развитию и формированию ЭМП, но и развитию слухового внимания, памяти, логического мышления, воображения, обогащению словаря.

Сформировать у детей представления о величине предметов, пространственных  и количественных представлениях помогут русские народные сказки «Колобок», «Три медведя», «Репка», «Гуси лебеди» и др.

Так используя сказку «Три медведя» и ее героев, мы поможем познакомить и закрепить понятия «большой», «маленький», «еще меньше», «высокий», «низкий», а также предложить задания: «распредели героев по росту, по возрасту», «уложи спать, чтобы соответствовала кровать», «напои чаем, чтобы соответствовала чашка»

Сказка «Репка» поможет усвоить понятия «перед», «между», «за», порядковый счет. Содержание сказки «Гуси лебеди» научит дошкольников ориентироваться в пространстве и усвоить понятия «над лесом», «над рекой», «правый и левый берег» и т.д.

Знакомя детей со знаками и понятиями «больше», «меньше» можно использовать сказку «Два жадных брата», «Два жадных медвежонка»

Знакомя детей с понятием числа, побуждаем детей вспоминать сказки, стихотворения где употребляются числа: «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Три толстяка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и т.д.

Кроме того занятия по математике будут еще более интересными и приобретут яркую эмоциональную окраску, если речь на занятии пойдет об известном сказочном герои которому нужно помочь в пересчете предметов, составлении и решении задач, прохождении лабиринта и т.д.

Не надо забывать и о том, что важное место при формировании ЭМП играют пальчиковые игры и физкультминутки:

«Сколько елочек зеленых,                                                                                              Столько выполни наклонов.                                                                                                                                          Сколько здесь у нас кружков,                                                                                        Столько выполни прыжков»

Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счета, о последовательности указательных движений пальцем при пересчете предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика. «Пальцевый счет» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания.

Загадки, пословицы, поговорки, считалки, стихи и сказки могут быть использованы не только на занятиях по математике, но и на индивидуальной работе, в играх детей, с целью закрепления пройденного материала.

Работу с детьми по разучиванию загадок, пословиц, поговорок, стихов математического содержания можно предложить и родителям для заучивания дома.

Таким образом, устное народное творчество и произведения детских писателей играют существенно важную роль в обучении детей математике. Использование фольклора и литературных произведений поможет сформировать не только математические представления, но и приобщить детей к умственной деятельности, умению выделять главные свойства предметов и явлений, разовьет активность, наблюдательность, смекалку, научат делать умозаключения, строить высказывания, суждения, сформируют быстроту реакции.

Примерный материал вы можете найти в Приложении 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине  и   Отечестве,...

Консультация для воспитателей " Игра " Танграмм" как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста"

Игра Танграмм - игра головоломка для детей , которая состоит в решение различных задач . Это одна из несложных головоломок, которая подсилу ребёнку дошкольного возраста. Игра способствует развитию наг...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста средствами логико-математических игр

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, ф...

Консультация для педагогов "ТРИЗ-технология как эффективное средство развития математических способностей детей дошкольного возраста"

В консультации описаны основные особенности работы с детьми дошкольного возраста по математическому развитию посредством ТРИЗ-технолгии....

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста по средствам игровой деятельности

Актуальность : в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – од...

Игровые технологии как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста

Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений. Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, сво...