Использование пособия «Звуковой модуль» для развития фонематического восприятия детей раннего возраста с ТНР
статья по логопедии (младшая группа) на тему

Чертилина Мария Александровна

В статье раскрывается практическое применение дидактического пособия «Звуковой модуль», как средства развития умения узнавать и различать неречевые звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_zvukovoy_modul.docx933.76 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пособия «Звуковой модуль» для развития фонематического восприятия детей раннего возраста с ТНР

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье.

Фонематическое восприятие является одним из фонематических процессов, составляющих понятие "фонематический слух".

Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Традиционно в логопедии термином "фонематический слух" обозначают фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез.

Фонематическое восприятие осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Исследования таких авторов, как: Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., и других подчеркивают, что только в процессе серьезной работы над развитием фонематического процессов можно обеспечить эффективную и стойкую коррекцию дефектов произношения, подготовить малыша к овладению лексико-грамматической стороной речи и создать основу для становления звукового анализа

Для того, чтобы формирование фонематического восприятия у дошкольников проходило в интересной и увлекательной форме, я в своей работе использую самостоятельно изготовленные игровые пособия. Одно из них хочу представить: «Звуковой модуль»

D:\ГРУППА 9\работа фото\P1030933.JPG

Цель: развитие фонематического восприятия.

Пособие изготовлено в виде напольной конструкции, каждая сторона которой – отдельная увлекательная игра:  

  1. «Волшебная палочка»

D:\ГРУППА 9\работа фото\P1030551.JPG

Направлена на вызывание интереса ребенка к миру звуков, звучащим игрушка. Малышу предлагается взять «Волшебную палочку» и проверить, какие звуки она может извлекать из различных материалов (представлены предметы из металла, пластика, дерева). Игра вызывает большой интерес и часто предлагается родителям для самостоятельного повторения дома.

  1. «Музыкальные игрушки»

D:\ГРУППА 9\работа фото\P1030547.JPG

«Ну-ка, Таня, не зевай,

Что звучало – отгадай!

  Ребёнок поочередно извлекает звук из каждой музыкальной игрушки. Затем логопед предлагает ему отвернуть (спрятаться, закрыть глазки) и отгадать, какая игрушка звучит. Количество музыкальных игрушек легко меняется, в зависимости от задачи.


  1.  «Шуршащие мешочки»

D:\ГРУППА 9\работа фото\P1030553.JPG

На сторонах «модуля» расположены одинаковые комплекты мешочков (громкий, тихий шорохи, скрип). Логопед шуршит мешочком и просит малыша найти такой же. В зависимости от задач, количество мешочков меняется (2, 3 пары).

Из опыта работы могу заметить, что использование различных игровых пособий, способствует повышению познавательной и речевой активности дошкольников. «Звуковой модуль» активно используется в коррекционной работе и очень помогает в процессе диагностики.

В статье раскрывается практическое применение дидактического пособия «Звуковой модуль», как средства развития умения узнавать и различать неречевые звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Дидактические игры для развития слухового восприятия детей раннего возраста».

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Торга» п. Комсомольский Республика КалмыкияВоспитатель первой категории Басхамжаева Надежда Бадма - Халгаевна Консультаци...

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ детей раннего возраста. Консультация и картотека игр.

Зрение – одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз. Зрение позволяет воспринимать видимые свойства предметов и явлений. Именно при помощи зрения человек получает большую часть ...

Мастер-класс "Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста"

В этом материале я знакомлю педагогов с опытом работы по развитию сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни....

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. КАРТОТЕКА ИГР»

Зрение – одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз. Зрение позволяет воспринимать видимые свойства предметов и явлений. Именно при помощи зрения человек получает большую часть информ...

Планирование работы по развитию фонематического восприятия детей раннего возраста с ТНР

Планирование работы по развитию фонематического восприятия детей раннего возраста с ТНРМесяцНеделяТемаСлуховое восприятиеСентябрьIV"Человек. части тела и лица"1.    «Руч...

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста с ОНР.

Методическая разработка содержит ряд игр, направленных на развитие фонематического восприятия детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи....

Развитие зрительного восприятия детей раннего возраста

В презентации раскрываются особенности зрительного восприятия детей раннего возраста...