Консультация «Дидактические игры для развития слухового восприятия детей раннего возраста».
консультация (младшая группа) по теме

Басхамжаева Надежда Бадма - Халгаевна

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Торга» п. Комсомольский Республика Калмыкия

Воспитатель первой категории Басхамжаева Надежда Бадма - Халгаевна

 

Консультация «Дидактические игры для развития слухового  восприятия детей раннего возраста».

  Среди проблем, на которые необходимо обратить особое внимание в дошкольном детстве, важное место занимает формирование и совершенствование органов чувств ребёнка. В качестве приоритетной в работе с детьми первой младшей группы была поставлена задача совершенствования слухового восприятия, формирования слухового внимания. Причина – необходимость достижения правильного звукопроизношения как важнейшего условия правильного речевого развития дошкольника. Позднее, на этапе подготовки к школе, умение правильно произносить все звуки родного языка ляжет в основу развития речевого (фонематического) слуха. В этом залог грамотного письма.

Такие далеко идущие цели преследовали мы в работе с малышами и разрабатывали приёмы работы, исходя из использования игры для обучения правильному звукопроизношению. Дидактические игры, в которых были одновременно заняты все дети, учили запоминать и выполнять правила игры: соблюдать тишину, не подглядывать, не подсказывать, не перебивать говорящего…

  Приведём несколько игр, расположив их по принципу «от простого к сложному». Любую из них также могут использовать педагоги, работающие с детьми более старшего возраста, в случае наличия у ребят соответствующих проблем, а также родители.

 

            КТО МИШУТКУ РАЗБУДИЛ?

Главный герой игры – мягкая игрушка медвежонок. В игре участвуют все дети.

Они садятся на стульчики полукругом. Напротив сидящих детей стоит свободный стул.

Воспитатель: Кто из вас, дети, знает, что делают зимой в лесу настоящие медведи?

Дети: Зимой медведи спят в берлоге.

Выбирается ребенок, ему вручается игрушка. Ребёнок садится на отдельно стоящий стульчик и «укладывает» Мишутку спать. Чтобы не будить Мишутку, детям предлагают сидеть «тихо-тихо» - послушать тишину. Знаком педагог предлагает одному из детей «разбудить» Мишутку: «Мишутка, Мишутка, пора вставать!» Ребёнок, баюкавший игрушку, должен угадать, кто именно разбудил медвежонка. Если ребёнок правильно определит позвавшего, ему предоставляется право выбрать следующую «няню» для медвежонка.

 

             УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК!

Подготовка к игре.

Воспитатель: Как можно позвать человека?

Дети предлагают разные варианты. В итоги все приходят к выводу, что звать человека нужно по имени. Можно использовать ласкательную форму: Оля - Оленька, Серёжа - Серёженька.

Это положение закрепляется – педагог просит детей позвать кого-то из своих друзей, предупреждая, что голос изменять нельзя (нужно звать своим голосом) и произносить имя нужно громко (чтобы тот, кого позвали, услышал)

Выбирается водящий. Он садится спиной к детям и (для надёжности!)

зажмуривает глаза. Педагог неслышно передвигается за спинами сидящих на стульчиках детей. Тот ребёнок, которому положат на плечо руку, окликает по имени водящего

  

           

 

 

               НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат домашние птицы: утки, гуси, куры, петухи, индюки и т.п. После этого можно предложить детям вспомнить голоса других птиц: воробья, вороны, галки, сороки, голубя.

  Воспитатель рассказывает стихотворение. Дети «помогают» ему -  договаривать строчку

Игру можно разнообразить, разделив детей на группы: уточки, гуси, индюки, курочки, петушки. Дети включаются в игру с большим удовольствием. Звукоподражание, которое составляет главную задачу этой дидактической игры, способствует становлению правильного звукопроизношения у младших дошкольников.

  Для совершенствования умения  ребёнка слышать и различать звуки мы рекомендуем родителям изготовить простую дидактическую игру. Для этого используются коробочки киндер-сюрпризов и любой сыпучий материал: горох, пшено, рис, гречка, кнопки, скрепки…

  Начинать можно с четырёх коробочек. Насыпаем в две одинаковое количество «материала». Например, у нас  получились две коробочки с горошинами, а две – с кнопками. Предлагаем ребёнку послушать звуки, которые возникают, если коробочку потрясти, сравнить «голоса» коробочек, в которые насыпаны разные предметы. Просим запомнить голоса коробочек, чтобы потом подобрать каждой из них пару.

 Постепенно количество коробочек увеличивается. Важно с самого начало нацелить ребёнка на то, что вы собираете коллекцию звуков, и позаботиться, чтобы шумовая шкала коробочек охватывала различные звуки – от тихого до громкого. В ходе создания этой игры полезно обращать внимание ребёнка на различные шумы и звуки, которые окружают его в обычной жизни.

  Детей увлекают шумовые загадки. Сначала взрослый просит ребёнка закрыть глаза и отгадать источник звука: льётся вода из-под крана, свистит чайник, кто-то стучит ложкой по тарелке. В этой игре роли, конечно же, меняются. Ребёнок проявляет большую изобретательность, стараясь сделать так, чтобы никто-никто не отгадал его звук.

Хорошо, если ваша шумовая коллекция будет состоять из коробочек двух цветов. Если такое решение покажется вам сложным, пометьте одну серию любым доступным способом. Подберите для игры подходящую коробку, - и всё, готово. Ваш малыш будет так счастлив, играя с вами, что вы не пожалеете о потраченном времени. Ход игры можно менять, ставя перед ребёнком посильные задачи.

  Работа по формированию слухового восприятия не требует специально отведенного времени. Учить ребёнка прислушиваться и определять источник звука, его характер и происхождение удобно как в закрытом помещении, так и на улице. Ребёнка можно научить давать звукам эмоциональную оценку. Такое умение будет не только обогащать его активный словарь, но и формировать его отношение к окружающему миру.