План по самообразованию на 2018-2022 года
материал по логопедии

Галимуллина Лиля Марселевна

План содержит основные аспекты реализации педагогической работы по теме самообразования за аттестационный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_na_2018-2022_goda.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ГАЛИМУЛЛИНОЙ ЛИЛИ МАРСЕЛЕВНЫ

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9» НМР РТ на 2018-2022 года

Тема: «Социальное партнерство учителя-логопеда и семьи как профилактика речевых нарушений у детей в условиях реализации ФГОС»

Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний
  • Разработать перспективный план работы с детьми для профилактики и коррекции речевых нарушений детей
  • Участвовать в профессиональных семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня
  • Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности
  • При взаимодействии специалистов, через проведение мастер-классов, семинаров и консультаций по теме, повысить компетенцию педагогов по развитию речи и улучшить организацию единого образовательного процесса
  • Через проведение ряда мероприятий для родителей по теме, повысить их мотивацию для участия в едином образовательном процессе

Обоснование выбранной темы.

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития и профилактики речевых нарушений весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Даже незначительные недостатки звукопроизношения и фонематического восприятия могут привести к трудностям в усвоении ребенком процессов чтения и письма.  Сравнительный анализ данных обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста ДОУ в мае 2016 и 2017 годов показали, что количество детей с нормативным речевым развитием имеет тенденцию к уменьшению и составляет всего 17% от общего количества детей по сравнению с 21% в предыдущем году. В основном преобладают недостатки звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом проявления органических поражений ЦНС (дизартрия и алалия) отрицательно влияющих на развитие речи детей наблюдаются лишь в 40% случаев из всех нарушений. Из чего можно сделать вывод: родители и педагоги ДОУ не уделяют достаточного внимания развитию речи, а именно процессам формирования фонематического слуха и звукопроизношения.

В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкального руководителя) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

Итогом работы должны стать высокие результаты освоения детьми программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий) для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции.

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

Гипотеза: Своевременная профилактическая работа в образовательном учреждении и семье, а именно, проведение артикуляционной, пальчиковой, дыхательной, нейрогимнастики и игр по развитию фонематического слуха приведет к сокращению количества детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Цель этапа

Задачи этапа

Педагогический
продукт как результат

 

Субъективные
достижения

Формы представления
результатов

(место и дата)

I этап - Аналитический

Период 2018-2019

Изучение проблемы

- Создать каталог научно-методической литературы, инновационного опыта, проанализировать интернет-ресурсы;  

- провести диагностические исследования уровня речевого развития детей,

- составить методическую копилку, картотеку

- Каталог научно-методической литературы, инновационного опыта, Интернет-ресурсов

- мониторинг диагностических исследований

- картотека методических пособий по теме самообразования

- посещение открытых мероприятий (или занятий опытных педагогов), семинаров.

Аналитическая справка

Выступление на педагогическом совете

II этап - Конструирующий

Период 2019-2020

Создать методическое сопровождение по теме самообразования

-Разработать план занятий по коррекции нарушении звукопроизношения у старших дошкольников

-Разработать план по профилактике недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей

 - Рабочая программа учителя-логопеда  

- перспективные планы работы с детьми

- создание и оснащение зоны коррекции речевых нарушений в кабинете логопеда

- план работы с педагогами ДОУ, родителями по профилактике недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей

Самоотчет

- Сообщение на педагогическом часу, педсовете

- участие в конкурсах, выставках

- информации на профессиональных сайтах (альтернативных сайтах)

III этап - Формирующий

Период 2020-2021

Апробация проекта

- Реализация своих разработок в логопедической практике.

-  Подготовка и проведение открытых мероприятий (занятий, мастер-классов, выступлений и т.д.)

- оформление результатов диагностики

-  участие в конкурсах различного уровня

Аналитическая справка, результаты участия в конкурсах,

отзыв коллег, родителей

- выступление на педагогическом часу, педсовете, семинарах, МО, конференциях

- участие в диспутах и творческих мастерских

- информация на профессиональных сайтах

- участие в профессиональных конкурсах, выставках

- открытый показ ОД детей, мастер-классы для педагогов

IV этап - Обобщающий

Период 2021-2022

Оформление результатов по проблеме и апробации проекта

«Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

- Проведение обучающих семинаров для педагогов в рамках реализации проекта

- Обобщение и распространение опыта работы по теме самообразования

Оформление опыта работы (портфолио), его обобщение и распространение:

- проведение итоговых диагностических исследований

 - редакция рабочих программ, перспективных планов работы с детьми, проектов, методических рекомендаций, технологических карт, цикла конспектов ОД, программы работы с родителями

- издание собственных разработок

- размещение публикаций

- мониторинг развития речи детей

- оформление методических рекомендаций

- участие в профессиональных конкурсах различного уровня

- разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы

-подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, литературному жанру

Само-презентация,

результаты участия в конкурсах,

отзыв коллег, родителей

- Участие в педсоветах, МО

- информация на профессиональных сайтах

- участие в конкурсах, выставках

- консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта детского сада на портале Электронное образование, в личной переписке

Планируемый результат:

  1. Своевременное выявление уровня речевого развития и причин нарушений речи у детей ДОУ. Выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка. Составление рекомендаций для педагогов и родителей по профилактике недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей.
  2. Повышение компетентности педагогов и родителей о речевом развитии ребенка.
  3. Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО. Оснащение речевых уголков в группах и зоны коррекции речевых нарушений в кабинете логопеда.
  4. Планы работы с детьми дошкольного возраста по коррекции речевых нарушений, в зависимости от нарушения.
  5. Улучшение состояния уровня развития речи у выпускников ДОУ.
  6. Методические рекомендации для учителей-логопедов по сопровождению и поддержке семей, имеющих детей с нарушениями речи в разной степени выраженности.
  7. Технология работы по сопровождению и помощь родителям в осознании своей роли в процессе развития речи ребенка. Вооружение родителей определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнение конкретным содержанием домашних занятий с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний при коррекции речевых нарушений.
  8. Повышение родительской компетенции в вопросе профилактики речевых нарушений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2018-2022 гг.

: «Всестороннее развитие и оздоровление организма ребенка на занятиях по плаванию»...

План по самообразованию на 2018-2022 гг

План по самообразованию педагога-психолога...

План по самообразованию на 2018-2022 гг

План по самообразованию на 2018-2022 гг...

Индивидуальный план по самообразованию на 2018 – 2022 г.г.

Тема: «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Методики нейропсихологических диагностик помогают специалистам выявлять причины отставания или неравномерн...

План по самообразованию на 2018 - 2022 г.

Тема: «Формирование элементарных математических представлений и логического мышления у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»....

Перспективный план по самообразованию на 2018-2022 гг. воспитателя по обучению татарскому и русскому языкам Сабировой Гузалии Наиловны МБДОУ №53

Тема самообразования: «Театрализованная деятельность как средство развития творческой  личности и развитие речи дошкольников»....