План по самообразованию на 2018 - 2022 г.
материал на тему

Охотникова Алсу Зуфаровна

Тема: «Формирование элементарных математических представлений и логического мышления у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_18-22.docx40.7 КБ

Предварительный просмотр:

План повышения квалификации

воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида  № 68»

на 2018 – 2022 г.г.

Ф.И.О.:ОхотниковаАлсуЗуфаровна

Должность: воспитатель.

Образование: Высшее. ИЭУиП – 2007г.,

Профессиональная переподготовка: Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов – 2011г.

Повышение квалификации:

Елабужский институт (филиал) К(П)ФУ - 2015г. «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДО»

Квалификационная категория: Первая

Общий стаж: 16 лет,с июля2001г.

Педагогический стаж: 16 лет,с июля2001г.

Дата составления плана: октябрь,2017 год.

Тема самообразования: «Формирование элементарных математических представлений и логического мышления посредством развивающих игр».

«Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                                                        В.А. Сухомлинский

1. Актуальность темы и ее обоснованность.

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. Чем более подготовленным придет ребенок в школу (имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость и пытливость ума), тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода — школьного детства.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Огромное значение в умственном воспитании и развитии человека занимает математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка и подготовке к обучению в школе.

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по предмету. Причиной тому может послужить недостаточная интеллектуальная подготовка в период дошкольного возраста, не сформированность познавательных процессов и мыслительных операций. Чтобы помочь ребенку избежать данных затруднений, необходимо правильно и грамотно подбирать методы и приемы обеспечивающие интеллектуальное развитие, вести работу систематически и планомерно исходя из принципа от простого к сложному.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Как же узнать что лучше, эффективнее? Какие именно технологии нужно применить, чтобы дети усваивали материал быстро, качественно, и чтобы им это было интересно?

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов: Ф. Фребеля, Е. И. Удальцовой. По их мнению, основная особенность дидактических игр определена названием –обучающие и развивающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности и интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них игровой деятельности - отличительная особенность развивающих дидактических игр. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных развивающих игр в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить эффективность  формирования элементарных математических представлений и качество развития познавательных способностей и мышления посредством использования развивающих дидактических игр.

2. Цель: повышение теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

3. Задачи:

1. Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений и логического мышления посредством развивающих дидактических игр.

2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую  литературу по данному вопросу.

3. Познакомиться и изучить игровые инновационные методики и технологии  в обучении математике детей дошкольного возраста;

4. Составить  картотеку дидактических развивающих игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений и формирования логического мышления  у детей дошкольного возраста;

5. Разработать программу по формированию основ математики и логики с использованием  разработанного материала.

6. Исследовать эффективность использования развивающих игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

4. Ожидаемый результат: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Блок «Родители». У родителей повышается потребность в активном участии в процессе подготовки детей к школе, формировании у них познавательных процессов и способностей, развитии и поддержке интеллектуальной активности, что помогает формированию и повышению уровня компетенции родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Блок «Педагог». Повышение уровня использования мною современных технологий и дидактических игр по формированию элементарных математических представлений и развитию логического мышления  в различных видах образовательной деятельности.

Блок « Дети». В процессе реализации разработанной программы происходит всестороннее развитие личности ребенка, его кругозора, интеллекта, личностных качеств, формирование предпосылок универсальных учебных действий и подготовка к школе с учетом возрастных особенностей.

Ставятся и решаются следующие задачи:

  1. Развитие коммуникативных способностей детей (умение слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль и суждения в устной речи, выполнять различные роли в учебной группе).
  2. Формирование и развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, включающих в себя развитие умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности)
  3. Формирование основных групп знаний по математике (представления о числе и количестве, о величине, о форме, о пространственных и временных ориентирах).

5. Механизм реализации:

- сроки 5 лет

- блоки.

Подготовительный этап.

- Создание условий для развития когнетивных и практических способностей дошкольников.

Теоретический этап.

- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

Аналитико-диагностический:

- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители);

- задачи для каждого этапа (для достижения промежуточного результата);

- перспективные планы (технологическая карта).

План работы над темой самообразования.

Блоки

Мероприятия

Сроки проведения

Отметка о выполнении

2018-2019 учебный год

1

Теоретический

1. Изучение нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ14 ноября 2013 г. № 30384)

- Комплексный  план формирования  и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009 -2012 годы  и на плановый период  до2020 года;

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

2. Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме:

- Обучение математике детей дошкольного возраста с ОНР: метод. пособие / Калинченко А.В., 2005

- Развитие познавательных способностей дошкольников (4-7) Е. Е. Крашенинников, Холодова О.Л., 2016

- Знакомство с математикой: метод. пособие для педагогов / Ерофеева Т.И., 2006

- Развитие творческого мышления. Работаем по сказке О. А. Шиян, 2016

- Игровые технологии развития школьно-значимых функций у дошкольников / Шаехова Р.К., 2006

3. Пройти курсы повышения квалификации

В течение учебного года

2018 г.

2019-2020 учебный год

2.

Разработка программно – методического обеспечения образовательного процесса

1.Составление перспективного плана по образовательной области «Познавательное развитие», включающее в себя занятия по формированию элементарных математических представлений, плана организованной образовательной деятельности в режимных моментах,  включающий в себя инновационные технологии и дидактические игры. Разработка программы дополнительного образования по предшкольной подготовке «Начальный курс математики и логики - Знайка».

2. Разработка диагностических карт для мониторинга по познавательному развитию.

3. Разработка анкет для родителей.

4. Разработка и изготовление дидактического и демонстрационного материала, игровых технологий и пособий.

5. Составление  картотеки дидактических развивающих игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений и формирования логического мышления  у детей дошкольного возраста

6. Разработка и создание интерактивных игр – тренажеров по формированию элементарных математических представлений,  развитию логического мышления и познавательных процессов. Оформление электронной картотеки.

2020-2021 учебный год

3.

Практический:

1. Работа с детьми

Практическая работа с детьми по разработанной программе  формирования элементарных математических представлений и логического мышления.

Участие  воспитанников  в конкурсах различного уровня.

В течение учебного года

2. Работа с родителями

Доклад «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»

Анкетирование родителей по теме: «Познавательные способности вашего ребенка».

Консультация для родителей «Несколько основных правил для родителей при подготовке детей к школе»

Проведение открытых мероприятий, круглого стола для родителей по вопросам психологической и интеллектуальной готовности к школе.

 Рекомендации родителям. Закрепление дома освоенных игр.

Показ открытого занятия по математике.

3. Работа с педагогами

1. Посещение ООД по проблеме

2. Участие в семинарах – практикумах.

3. Показ открытого ООД по проблеме

4

Диагности-

ческий блок

Выявление уровня освоения программного материала начало учебного года и на конец учебного года

Октябрь

Май

5

Аналитический блок

Обоснованность уровня освоения программы

Октябрь

Май

2021-2022 учебный год

6

Обобщение опыта

1.Обучение на курсах повышения квалификации

2. Работа на альтернативном сайте nsportal.ru.

3. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта.

4. Оформление педагогического опыта в форме портфолио.

5.Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности.

2021 г.

В течение учебного года

2022-2023 учебный год

7

Подведение итогов самообразования

Подготовка к прохождению аттестации.

1.Изучение нормативных документов по аттестации

2.Подготовка заявления на педагогическую аттестацию.

3.Подготовка к проведению и видео съемке открытого мероприятия для педагогической аттестации.

4.Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников

сентябрь - декабрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2018-2022 гг.

: «Всестороннее развитие и оздоровление организма ребенка на занятиях по плаванию»...

План по самообразованию на 2018-2022 года

План содержит основные аспекты реализации педагогической работы по теме самообразования за аттестационный период....

План по самообразованию на 2018-2022 гг

План по самообразованию педагога-психолога...

План по самообразованию на 2018-2022 гг

План по самообразованию на 2018-2022 гг...

Индивидуальный план по самообразованию на 2018 – 2022 г.г.

Тема: «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Методики нейропсихологических диагностик помогают специалистам выявлять причины отставания или неравномерн...

Перспективный план по самообразованию на 2018-2022 гг. воспитателя по обучению татарскому и русскому языкам Сабировой Гузалии Наиловны МБДОУ №53

Тема самообразования: «Театрализованная деятельность как средство развития творческой  личности и развитие речи дошкольников»....