Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя - логопеда
материал по логопедии на тему

Хуснутдинова Лейсан Юсуповна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план

повышения профессионального уровня  учителя-логопеда

муниципального  автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида № 87» Нижнекамского  муниципального района Республики Татарстан на межаттестационный период 2013-2017 г.г.

1.1.

Фамилия

Хуснутдинова

1.2.

Имя

Лейсан

1.3.

Отчество

Юсуповна

1.4.

Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый  предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы)

Учитель-логопед

1.5.

Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении) 

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида  № 87» НМР РТ, с  2014 года.

1.6.

Населенный пункт (город, район)

г. Нижнекамск

1.7.

Стаж (педагогический)

19 лет

1.8.

Стаж (по специальности)

13 лет

1.9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии)  (реквизиты удостоверяющего документа) 

Высшее профессиональное.

Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова,  квалификация по диплому «Учитель-логопед», «Учитель - олигофренопедагог».  Диплом №  ВСБ 0634510, выдан 05 марта 2004 года.

1.10

Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

«Актуальные проблемы логопедии с учетом новых ФГОС», 144 часа, г.Казань, Автономная некоммерческая организация «Логопед плюс», удостоверение № 398-15, 10 апреля 2015 год

1.11

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

Высшая,

11 декабря 2012 года,

11 декабря 2017 года

Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей.

                                                 А.Р. Маллер

Тема   самообразования:  Инновационные формы взаимодействия с родителями, способствующие установлению партнерских отношений и объединению усилий в речевом развитии детей с ОВЗ.

Срок выполнения: 2013  -  2017 гг.

Актуальность темы и ее обоснованность.

С каждым годом все острее встает вопрос о воспитании и обучении детей с тяжелыми нарушениями речи. Происходит как количественный рост детей, имеющих нарушения в развитии речи, так и качественный рост компонентов дефекта. Все чаще встречаются дети, имеющие сочетанный дефект. Такие дети нуждаются в срочной логопедической помощи. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы в условиях ДОУ необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие учителя-логопеда и родителей. Поэтому для меня разработка данной системы взаимодействия с родителями по устранению нарушений речи у детей с ОВЗ стала особо актуальной.

Очень важно, чтобы родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.

На самом же деле необходимость организовать взаимодействие педагога с родителями вызвана не столько потребностью, в оказании какой- либо помощи детскому саду, сколько заботой обеих сторон (учителя-логопеда и родителей) об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных – такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит и проводит занятие по какой- либо теме), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др. Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Усилия логопеда должны быть направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье начинается развитие личности ребенка. Используя как классические, так и современные информационно – коммуникационные технологии логопед решает главную задачу взаимодействия с родителями – повышает уровень их педагогической компетентности.

Объектом изучения является коррекция речи дошкольников, а предметом, взаимодействие учителя – логопеда и родителей группы коррекционной направленности для детей с ТНР. 

Цель: создания системы взаимодействия учителя-логопеда и родителей – это установление тесного контакта всех участников образовательного процесса устранения речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит создание дальнейшей базы для полноценного успешного обучения в школе.

Задачи:

  1. Изучение мотивов, движущих родителями при взаимодействии с учителем-логопедом; анализ полученных данных и разработка перспективного плана работы с родителями.
  2. Постепенное и последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы.
  3. Расширение знаний родителей по проблемам общего психического развития детей, их знакомство с приемами и методами коррекционной работы в процессе взаимодействия с учителем-логопедом.
  4. Разъяснение родителям значимости систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях семьи одновременно с учителем-логопедом и под его руководством, создание условий для организации деятельности ребенка в семье, разъяснение роли предметно- развивающей среды.
  5. Разработка учителем-логопедом коррекционных маршрутов для детей, совместно с родителями подбор наиболее эффективных методов и приемов обучения, действенных форм работы (с учетом структуры основного дефекта детей и связанных с ним нарушений).
  6. Распространение личного опыта работы по данной теме в дошкольном образовательном учреждении, педагогических сообществах, через личный сайт, публикации в сети  интернет.

Исследуя данную проблему, изучив методическую литературу, ознакомившись с опытом работы моих коллег, могу сформулировать следующую
гипотезу.

 Выстраивая систему конструктивного взаимодействия учителя - логопеда и родителя, можно и нужно отойти от модели последних лет «родитель - клиент, которому педагог оказывает педагогическую услугу» к оправданной и целесообразной современной модели «родитель - полноправный участник коррекционно-образовательного педагогического процесса, имеющий как права, так и обязанности по отношению остальным участникам – собственному ребенку и учителю – логопеду».

В ходе данной работы наблюдаю следующие результаты:

Родители: 

1. Стали  непосредственными участниками реализации индивидуальной коррекционной программы своего ребенка.

2. Являются помощниками в работе учителя – логопеда, продолжают в условиях семьи работу, начатую специалистом на индивидуальных занятиях.

3. Оказывают эмоциональную поддержку ребенку и педагогу.

Учитель-логопед: 

1. Является не единственным участником реализации коррекционной маршрута для детей с ТНР.

2. Помогает родителям повысить педагогическую компетентность в вопросах коррекции речи собственного ребенка, мотивирует их продолжать дома работу, начатую на индивидуальных занятиях.

3. Оказывает  эмоциональную поддержку ребенку и его семье.

Дети: 

1. Узнали о различных речевых играх и упражнениях, с удовольствием играют в них с взрослыми, благодаря применению разнообразных форм работы с родителями.

2. Овладели правильным звукопроизношением, посредством различных умений, навыков, приёмов речевого общения.

3. У детей формируются навыки самостоятельной правильной красивой речи, творческой инициативы, умения фантазировать и творить, планировать работу и добиваться результата.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

№ п/п

Форма работы

Срок

Информационно-аналитический этап

1.

Изучение нормативно-правовых документов:

- Закон РФ «Об образовании» (29.12.12 № 273 Ф3)

- Конвенция о правах ребенка (02.09.1990)

- Декларация прав ребенка (1959)

- «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования»  (Приказ Минобразования России от 17.10.2013 № 1155)

В течение всего периода

2.

Изучение и анализ литературы по направлению деятельности

В течение всего периода

3.

Обучение на курсах повышения квалификации:

«Актуальные проблемы логопедии с учетом новых ФГОС», 144 часа, г.Казань, Автономная некоммерческая организация «Логопед плюс», удостоверение № 398-15, 10 апреля 2015 год

2015 год

Коррекционно-педагогическая работа

1.

1) Подготовительный (информационно – аналитический) этап

- Сбор анамнестических данных на воспитанников

-  Мониторинг речевой патологии воспитанников

-  Консультация родителей по итогам диагностики

- Составление индивидуального коррекционно – образовательного маршрута на детей

- Составление социального паспорта семьи

- Анкета для родителей «Что я знаю о работе учителя-логопеда»

2) Основной этап

- Анализ полученной информации

- План взаимодействия с семьей на учебный год

3) Заключительный (контрольно-диагностический) этап 

- Анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями (опрос, листы обратной связи, отзывы и предложения из «Почтового ящика» — «Задай вопрос специалисту»)

В течение всего периода

2.

Организация совместной работы специалистов детского сада по закреплению навыков правильного звукопроизношения:

- Разработка плана совместной работы воспитателей и специалистов (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель по обучению татарскому языку, педагог-психолог) по закреплению навыков правильного звукопроизношения

- Консультирование воспитателей и специалистов детского сада по развитию речевого самоконтроля у детей с ТНР в процессе их диалога

В течение всего периода

3.

 Создание необходимой развивающей среды в логопедическом кабинете ДОУ:

  • Разработка и изготовление учебно-методических пособий:

  - Игровое пособие на развитие воздушной струи «Волшебный ветерок»;

  -  Практическое пособие «Учимся слышать звуки»;

  - Дидактическое пособие «Сказка приходит к нам в дом»;

  - Лэпбук «Звуковички»;

  -  Дидактическая игра «Парковка».

  • Разработка игр, игровых упражнений, дидактических пособий:

-  картотека игр по развитию лексико – грамматического строя речи;

- картотека игр по обучению грамоте;

- картотека игр и упражнений по развитию эмоциональной выразительности.

В течение всего периода

4.

Формы работы с родителями (лицами, их заменяющими)

Традиционные (классические) формы работы с родителями:

- Родительское собрание /   «Групповая консультация»

- Индивидуальные консультации / беседы

- Открытые занятия  / Дни открытых дверей /

- Памятки для родителей, информационные листы, буклеты,   папка-передвижка.

- Логопедические тетради воспитанников с рекомендациями для родителей.

Современные технологии коммуникации и взаимодействия с родителями:

- Консультации по телефону

- Буклеты «Рекомендации логопеда неравнодушным родителям для выполнения домашних упражнений автоматизации поставленных звуков»

- Взаимодействие логопеда с родителями через интернет / Skype, личную электронную почту/ персональную группу учителя-логопеда https://vk.com/club56796939 

- Картотека «Домашний логопед»,  картотека «Логопедические игры дома с мамой»

- Родительский университет. (Учитель - логопед выступает в роли лектора, проводит занятия по теоретической и практической подготовке родительского сообщества в вопросах как общей, так и  коррекционной педагогики и психологии)

- Логопедический тренинг. (Отработка практических навыков у родителей)

В течение всего периода

Представление опыта работы:

Название мероприятия

Тема,  название

Уровень

Дата

Развлечение для родителей

«Праздник правильной речи»

Образовательное учреждение

2013

Консультация

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка»

Образовательное учреждение

2013

Оформление ширмы, разработка информационных листов по лексическим темам недели

«Сегодня на логопедическом занятии»

Образовательное учреждение

2013

Видео презентация на родительском собрании

«Современные формы сотрудничества логопеда с родителями по коррекции речевых нарушений»  

Образовательное учреждение

2013

Круглый стол

«Развиваем речь, играя» (подбор дидактических игр, которые можно использовать в домашних условиях)

Образовательное учреждение

2014

Логопедический тренинг

«Этот трудный звук Р»

Образовательное учреждение

2014

Методические рекомендации

«Как готовить ребенка к школьному обучению»

Образовательное учреждение

2014

Развлечение

 «Такие разные слова»

Образовательное учреждение

2014

В рамках проекта «Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми нарушениями «Рука в руке» семинар-практикум

«Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения»

Образовательное учреждение

2015

Ежегодный проект «Импульс Добра» поддержка родителей детей с ОВЗ, консультация

«Нужно ли лечиться у невролога?»

Микрорайон

2015 – 2017гг.

Круглый стол

 «Подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики»

Образовательное учреждение

2015

Логопедический тренинг

«В гостях у шипящих звуков»

Образовательное учреждение

2015

Консультация

«Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет»

Образовательное учреждение

2015

Проведение развлечения детей совместно с родителями

«Встреча с прекрасным»

Образовательное учреждение

2015

Круглый стол в рамках научно – практической конференции «Современная логопедия: от теории к практике»

«Взаимодействие родителей и специалистов» при участии родительского сообщества

Международный

2015

Консультация

«Как начинать работу над звукопроизношением»

Образовательное учреждение

2016

Логопедический тренинг 

«Уроки весёлого язычка»

Образовательное учреждение

2016

Деловая игра на родительском собрании

«Что? Где? Когда? Вопросы профилактики нарушений звукопроизношения у детей»

Образовательное учреждение

2016

Проведение развлечения детей совместно с родителями

Речевая гостиная «Говорилки»

Образовательное учреждение

2016

Семинар-практикум

«Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза»

Образовательное учреждение

2016

Совместная подготовка   к республиканскому конкурсу «Дорогою добра»

«Печальная лошадь» Алексей Дмитриев

Республиканский

2017

Открытое занятие  для родителей по обучению грамоте

«В стране невыученных уроков»

Образовательное учреждение

2017

Совместное с родителями  оснащение к конкурсу

«Летняя площадка»

Образовательное учреждение

2017

Изготовление стенда по коррекции речи для родителей

Речевой центр «Говорушки»

Образовательное учреждение

2017

Логопедический тренинг 

«Научим язычок трудиться»

Образовательное учреждение

2017

Статья для родителей  в электронной газете «Дошкольник»

«Детские игры – это серьезно!»

Городской

2017

В течение всего периода

Инновационно-профессиональная деятельность по завершении изучения темы

1. Систематизировать авторский метод и дидактический материал по следующим блокам: картотека пальчиковых игр, картотека артикуляционной и мимической гимнастики, картотека игр по сенсомоторному развитию, картотека электронных игр по автоматизации звуков.

2. Внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс с целью повышения эффективности коррекционной работы.

По мере выполнения

Перспективы развития на 2017 – 2022 гг.

1.Продолжить изучение новинок методической литературы, периодических изданий по логопедии, дефектологии, психологии по теме самообразования.

2. Участвовать в работе муниципальных, региональных, республиканских российских семинаров с целью обмена опытом.

3. Разработка и выпуск методических рекомендаций по теме самообразования.

4.Подготовить материалы выступлений из опыта работы по теме самообразования.

4. Пополнять предметно-развивающую среду логопедической группы ДОУ.

В течение всего периода

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя – логопеда

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя логопеда с 2014 по 2017 уч.годы...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя - логопеда Комаровой Светланы Николаевны, на 2016-2020 учебные года

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья российских детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-логопеда Сидоренко И.Г.

Индивидуальный план самообразования  «Биоэнергопластика как нетрадиционная форма развитияартикуляционной моторики у детей с нарушениями речи»  учителя-логопеда Сидоренко И. ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-логопеда Слушкиной Елены Владимировны.

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-логопеда

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2014-2016 г.од.Цель: повышения качества профессиональной деятельности.Задача:приобрести дополнительные профессиональн...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя – логопеда

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя – логопеда  МБДОУ № 78 в межаттестационный период (2011-2016 г.)...