Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках
методическая разработка по логопедии на тему

Лазарева Ирина Тимофеевна

Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках помогает сформировать правильное произношение звуков или исправить имеющиеся нарушения звукопроизношения интересными способами.

Как показывает опыт, дети выполняют её с большим желанием и интересом.

Предлагаю свою версию артикуляционной гимнастики.

Эта серия артикуляционной гимнастики, предназначена для логопедов, воспитателей, а также родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gim-ka_v_stihah_i_kartinkah.doc852 КБ

Предварительный просмотр:

                                Артикуляционная гимнастика

в стихах и картинках 

        

Лягушки улыбаются

 - Чтобы научиться красиво, говорить, надо заставить свои губы хорошо работать. И знаешь, что здесь главное? Научиться улыбаться открытой улыбкой. Отгадай загадку и узнаешь, кто тебе поможет широко улыбаться:

                                             Скачет зверушка,

                                             Не рот, а ловушка.

                                             Попадут в ловушку

                                             И комар, и мушка.

- Кто это? Правильно. Это лягушка. Поучимся широко улыбаться, как лягушка.                

 Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.

                                      - Тянуть губы прямо к ушкам

                                        Очень нравится лягушкам.

                                        Улыбаются … Смеются …

                                        А глаза у них, как блюдца.

Хоботок

- У какого крупного животного нос похож на длинную трубу? Конечно у слона. Как этот нос называется? Хобот.

 Сделай из своих губ хобот – вытяни их вперед и сомкни.

 (Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой).

                                         - Подражаю я слону:

                                           Губы хоботом тяну.

                                           Даже если я устану,

                                           Их тянуть не перестану.

                                           Буду долго так держать,

                                           Свои губы укреплять.

Дудочка

- А сейчас подуди через трубочку:

                                                   Мои губы – трубочка –

                                                  Превратились в дудочку.

                                                  Громко я могу дудеть

                                                  Ду-ду, ду-ду-ду.

Чередование улыбка – хоботок

  - Ну, вот ты научился открыто улыбаться, складывать губы хоботом, дудочкой. А теперь будем чередовать эти движения:

                                         - Свои губы прямо к ушкам,

                                            Растяну я как лягушка.

                                          - А теперь слоненок я,

                                            Хоботок есть у меня.

                                         - А сейчас я дудочка,

                                           Дудочка - погудочка.

                                         - Мне понравилось играть,

                                           Повтори-ка все опять.

             

Загнать мяч в ворота

 Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

                                          - Михаил играл в футбол

                                            И забил в ворота гол.

Наказать непослушный язык

- Когда язычок не слушается, не хочет говорить красиво и правильно его наказывают, вот так:

 Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя…».

                                          - На губу язык клади,

                                          «Пя-пя-пя…» произноси.

Лопатка

 - Отгадай загадку:

                                              Я землю копала,

                                              Ничуть не устала.

                                             А кто мне помогал,

                                             Тот и устал.

 - Что это? Конечно лопатка. Попробуй сделать свой язык лопаточкой.

 Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.

                                       - Язык лопаткой положи,

                                         И под счет его держи.

                                          Раз, два, три, четыре, пять.

                                         Язык можно убирать.

Иголочка

 - Следующая загадка:

                                               Маленького роста я,

                                               Тонкая и острая.

                                               Носом путь себе ищу,

                                               За собою хвост тащу.

 - Это иголочка. Правильно.

Ты умеешь делать язык широким – лопаточкой, а теперь научимся делать язык узким – иголочкой.

 Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.

                                       - Язык в иголку превращаю,

                                         Напрягаю и сужаю.

                                         Острый кончик потяну,

                                         До пяти считать начну.

                                         Раз, два, три, четыре, пять!

                                         Иголку я могу держать.

Чередование лопатка – иголочка

 - Полезно чередовать движения языка, сначала из него сделать лопаточку, а потом – иголочку. Попробуй!

                                     - Язык лопаткой уложи

                                        И спокойно подержи…

                                        А потом – раз, два, три –

                                        Как иголку заостри.

Кто дальше загонит мяч?

 Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

Почистим зубы

 - Отгадай загадку:

                                          Красные двери в пещере моей,

                                          Белые звери сидят у дверей.

                                          Мясо, и хлеб – всю добычу мою –

                                          Я с радостью белым зверям отдаю.

- Что это? Правильно! Это губы и зубы. Зубы, ты знаешь, надо беречь. А для этого их надо чистить каждый день зубной щеткой. Похожее движение, как будто чистишь зубы, можно делать и своим языком. Это движение нужно повторять старательно, каждый день, тогда язычок станет послушным, и ты будешь правильно произносить звуки.

 Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние и верхние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

                                   - Чисти зубы, чисти зубы,

                                      И снаружи и внутри.

                                      Не болели, чтоб они.

Приклей конфетку

 Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить кусочек конфетки и приклеить к небу, за верхними зубами.

Грибок

 - Прежде чем приступить к следующему упражнению, отгадай загадку:

                                           Под сосною у дорожки

                                           Кто стоит среди травы?

                                           Ножка есть, но нет сапожка,

                                           Шляпка есть – нет головы.

- Правильно, гриб. А маленький назовем как? Грибок. Попробуй сделать грибок из язычка.

 -Итак, делаем грибок.

 Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.

                                     - На лесной опушке,

                                       Где жила кукушка.

                                       Вырос гриб-волнушка,

                                       Шляпка на макушке.

Вкусное варенье

- Представь, что ты ел очень вкусное варенье,  и оно намазалось у тебя на верхнюю губу. Давай его оближем.

                                         

 Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движений языком сверху вниз.

                                               

                                       - Ох, и вкусное варенье!

                                         Жаль осталось на губе.

                                         Язычок я подниму

                                         И остатки оближу.

Гармошка

- Еще одна загадка:

                                            В руки ты её возьмёшь,

                                            То растянешь, то сожмёшь.

                                            Звонкая, нарядная,

                                             Русская, двухрядная,

                                            Заиграет, только тронь.

                                             Как зовут её? ... (Гармонь)

                                                             

- Ты тоже можешь поиграть на гармошке. Но для этого надо научить язычок выполнять упражнение «Гармошка».

 Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отрывая языка, закрывать и открывать рот.

                                           К небу язычок прижми,

                                      Челюсть ниже опусти.

                                      Рот открой, потом прикрой,

                                      Гармонист ты неплохой.

Фокус

 Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губ и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

        Чашечка        

-Посмотри, какая красивая чашечка. Давай, сделаем из нашего язычка такую:

 Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их.

                                    - Язык широкий положи,

                                      А края приподними.

                                      Получилась чашечка,

                                      Округленная она.

                                      В рот ее мы занесем,

                                      И бока к зубам прижмем.

Пароход гудит

 - Прежде, чем отплыть, пароход  дает сигнал: «ы-ы-ы…».

 - Как гудит пароход?

 Приоткрыть рот и длительно произнести звук «ы-ы-ы» (как гудит пароход).

Индюк

- Индюшата, разговаривая между собой, «болбочут»: бл-бл-бл. Давай научимся болботать, как индюшата.

                                                         

 Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится: «бл-бл-бл».

                                      - Индюшата-малышата,

                                        Ножками топочут,

                                        Весело болбочут:

                                      «Бл-бл-бл!».

Качели

- Детям нравиться качаться на качелях. Язычку тоже понравиться качаться, давай научим его.

 Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы и удерживать в таком положении под счет от одного до десяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от одного до десяти.

                                      - На качелях я качаюсь,

                                        Вверх-вниз, вверх-вниз.

                                        И все выше поднимаюсь,

                                        А потом вниз…

Лошадка

- Эту лошадку зовут Серый Бок! Когда она бежит её копыта цокают. Научи свой язык красиво цокать, если хочешь поиграть с лошадкой.

                                               

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, после каждой строчки стихотворения.

                                      - Я лошадка – Серый Бок!

                                        Я копытцем постучу,

                                        Если хочешь – прокачу.

                                        Посмотри, как я красива:

                                        Хороши и хвост, и грива.

                                        Я лошадка – Серый Бок!

                                 

Маляр

- Что делает маляр? Красит стены, потолок. Ты тоже можешь научить свой язык «красить» небо во рту.

 Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

                                        - Красить комнаты пора,

                                          Приглашаем маляра.

                                          Челюсть ниже опускаем,

                                           Маляру мы помогаем.

Дятел

- Прежде чем приступить к следующему упражнению, отгадай загадку:

                                               Все время стучит,

                                               Деревья долбит,

                                               Но их не калечит,

                                               А только лечит!...(Дятел)

- Правильно, это дятел. Посмотри на картинку, и ты увидишь, какой у него длинный и сильный клюв. Он стучит им, издавая четкие звуки: д-д-д. ты тоже можешь научиться кончиком своего языка по бугоркам.

 Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «д».

                                   - Я по дереву стучу:

                                      Д-д-д, д-д-д.

                                      Червяка добыть хочу:

                                      Д-д-д, д-д-д.

                                      Хоть и скрылся под корой:

                                      Д-д-д, д-д-д.

                                      Все равно он будет мой:

                                       Д-д-д, д-д-д.

                 

                             Удачи Вам, уважаемые взрослые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с язычком и его домиком (презентация по книге Т.А. Куликовской «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»)

Презентация знакомит детей с основными органами артикуляционного аппарата в легкой и доступной форме - веселых стихах и красочных картинках. Интересна как малышам, так и старшим ребятишкам....

Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

Ваш малыш неправильно произносит некоторые звуки?Значит, у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Как же помочь ребенку выполнять полезные упражнения артикуляционной гимнастики? Данн...

Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

Основная цель всех упражнений — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.Артикуляционную гимнастику целесообразно выполнять перед з...

Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

В работу логопеда детского сада входит ведение документации, в том числе и оформление тетрадей детей для домашних занятий с родителями. Эта работа отнимает у...

Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках (презентация)

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к...

Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках (презентация)

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к...

Нарушение звукопроизношения. Методика постановки звуков разных языковых групп. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках

Артикуляционные профили  звуков и их анализ - пройдя по ссылке, вы увидете гораздо больше интересного и полезного материалакаппацизмысигматизмыротоцизмыламбдацизмыПосановка звуков Артик...