Развитие неречевых психических функций у детей с моторной алалией на логопедических занятиях
статья по логопедии по теме

Ежова Татьяна Геннадьевна

У детей с алалией выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда психических функций.

Наблюдаются отклонения в формировании:

·        поведения (неуверенность в себе);

·        памяти (особенно страдает слухоречевая память);

·        внимания (слу­ховое внимание);

·        зрительного восприятия;

                                      своеобразие мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc93.5 КБ
PDF icon razvitie_nerechevyh_psihicheskih_funktsiy_u_detey_s_motornoy.pdf1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Центр зрения» города Выборга»

        

Развитие неречевых психических функций у детей с моторной алалией

на логопедических занятиях

Подготовила: учитель-логопед 1 категории

Ежова Татьяна Геннадьевна

                                            апрель, 2012

У детей с алалией выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда психических функций.

Наблюдаются отклонения в формировании:

  • поведения (неуверенность в себе);
  • памяти (особенно страдает слухоречевая память);
  • внимания (слуховое внимание);
  • зрительного восприятия;
  • своеобразие мышления (существует мнение, что интеллектуальное развитие детей с алалией не лимитировано состоянием речи (Корнев, 2006)).

В ряде случаев у детей с алалией развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.

        Приступая к коррекции речи у детей с моторной алалией, логопед должен помнить, что повышение речевой активности достигается не только и не столько постановкой речевой работы, сколько общей лечебно-педагогической системой воздействия.

 Необходимо развивать процессы анализа, синтеза, внимания, восприятия, обобщения, противопоставления, которые в совокупности составляют необходимый фундамент для речевого развития. Ребенка учат различать, называть и систематизировать предметы по форме, величине, цвету, для этого используются различные игры. Ведется обучение выделению и называнию положения предмета по отношению к окружающим (вверху, посередине и т. д.). При преодолении несформированности зрительного восприятия и пространственного сличения, формировании временных и пространственных представлений используют игры с активным перемещением ребенка в пространстве, перестраивания, направленную ходьбу и т.д. Ведется работа по различению деталей фигур и их целостного облика, анализируются сложные фигуры с большим количеством элементов, развивается осмысление конструкций и способность конструировать. Операции анализа, синтеза, обобщения неречевого материала (сравнение, сопоставление, противопоставление, выявление сходства и различия предметов, сравнение по признакам — цвет, величина, форма), установление причинно-следственных взаимоотношений создают необходимые предпосылки для формирования речи.

Эффективным для развития речи оказывается использование ритмики и логоритмики, когда музыка, слово и движение, сочетаясь в разных упражнениях, формируют двигательную и речедвигательную деятельность, память, обеспечивают восполнение пробелов в ритмическом, речевом и личностном развитии детей.

Рассмотрим подробнее отдельные упражнения на развитие психических функций у детей с моторной алалией на логопедических занятиях.

1.Формирование у ребенка уверенности в себе, повышение его самооценки, установление личностного контакта педагога с ребенком.

  • Встречая ребенка впервые, педагог эмоционально восхищается красотой,

умом, добротой и другими замечательными качествами малыша. Педагог эмоционально задает вопрос, обращая внимание ребенка на него самого. Учит при ответе на вопрос показывать руками на себя. «Кто такой умный?» — «Я!» Слово произносит педагог и показывает руками на себя. Ребенок повторяет движение, произносит слово «Я» сопряженно или отраженно.

  • «СПРЯЧЬ МЕНЯ»

Педагог предлагает послушать веселую подвижную музыку: лето, солнышко, птички поют. Ребенок танцует вместе с педагогом, взявшись за руки, или каждый танцует со своей игрушкой по всей площади кабинета. Музыка резко прекращается — налетела туча, солнышко спряталось, птички смолкли — ребенок прячется в объятиях педагога.

  •  «САЛЮТ»

После выполнения каждого задания - «праздник с фейерверком» кулаки крепко сжаты, педагог произносит протяжный звук ссс, резко разжимает кулаки и продолжает слово «Салют».

  • «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА» после правильно выполненного задания, загорается волшебная палочка.  
  • «МОЛОДЕЦ»

В конце каждого занятия педагог хвалит ребенка, хлопает в ладоши и произносит медленно по слогам слово, ребенок повторяет каждый слог: МО(А) — ЛО(А) — ДЕЦ.

2. Психогимнастика проводится для снятия мышечного напряжения.

«ЧТО УМЕЕТ ЛЯГУШОНОК» (ЦЫПЛЕНОК, КОТЕНОК И ДР.)

Педагог «превращает» ребенка в любое животное и предлагает подражать движениям этого животного.

3. Развитие слухоречевой памяти и слухового внимания.

  • На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки: используют игры:

«Где позвонили?», «Что звучало, стучало или гремело?»,

«Тихо, громко» .

Логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев

большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, — громко, сильно, и. как маленький — тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

«Шумовые коробочки» Необходимо подготовить 3 — 5 пар внешне одинаковых коробочек, заполненных материалами (песок, крупа, скрепки, горох, бумажные шарики), которые при сотрясании издают различные шумы. Ребенок кормит животных: подбирает для одинаковых животных коробочки с одинаковым шумом. При сотрясании коробочек к каждому шуму добавляет звукоподражание: песок - «пс-пс-пс», горох — «бом-бом-бом» и др.

Для усиления эффекта педагог покрывает своей ладонью пальцы ребенка так. чтобы коробочка была обхвачена как можно плотнее.

«Угадай по звуку»

Ребенок сидит спиной или с закрытыми глазами. Взрослый создает звуки и шумы (ножницы режут бумагу, катится карандаш по столу), ребенок называет (показывает или воспроизводит услышанные звуки).

В дальнейшем задания усложняются, ребенку предлагаются игры на повторение заданного ритма, можно ритм отстукивать карандашом, можно использовать кастаньеты, мелодичные шарики.

 «Волшебный сундучок»

Послушай и угадай: что в коробке (сундучке)? (Один или несколько предметов: монетки, пуговицы.)

 Упражнение «Похлопай в ладоши, как я»

Ребенок сидит спиной к взрослому. Взрослый хлопает в ладоши с различным ритмическим рисунком. Ребенок пытается воспроизвести ритм хлопков.

  • На протяжении второго этапа ребенка учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Используются такие игры: «Кто позвал?», «Далеко близко», «Три медведя».

Логопед выставляет перед детьми трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку, произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребенок угадывает медведей. Отрабатываются слова «папа», «мама», «сын».

«Домашние животные» Ребенку дают картинки с изображениями домашних животных — взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т.д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

«Угадай, чей голосок»

Взрослый звуками изображает какой-либо предмет (самолет, кошку, собаку). Ребенок угадывает.

  • На третьем этапе идет работа на различение слов, с использованием слов.

«Кто  летит»
Логопед  сообщает  ребенку,  что  он  будет говорить слово  «летит»  в   сочетании  с  другими  словами (птица  летит, самолет  летит).  Но  иногда  он  будет  ошибаться (например: собака летит).  Ребенок должен  хлопать  только  тогда, когда два слова употребляются  правильно.  В  начале  игры  логопед  медленно произносит  фразы,  делает  паузы  между  ними. В дальнейшем темп речи  ускоряется.
 «Слушай  и  делай»
Задание: педагог дает ребенку следующие, к примеру, команды: «Подойди к окну и  подними руку», «Возьми в правую руку линейку, а в левую тетрадь» и т.д.
«Запомни  слова»  
Задание:  логопед  называет  3 – 5  слов,  дети  должны   повторить  их  в  том  же  порядке.

«ДА - НЕТ» Используется при работе над всеми темами.

«ДА - НЕТ» Используется при работе над всеми темами.

Педагог.

У коровы есть рога?

Ребенок. Да. Педагог. У лошади есть рога?

Ребенок. Нет

«САМ» («САМА») Педагог предлагает выяснить, что ребенок умеет делать сам. Педагог задает вопрос, ребенок отвечает: «Сам» или «Нет».

Педагог. Умываешься сам?

Ребенок. Сам(а). Ложку держишь сам?

Сам.

Колготки надеваешь сам?

Сам.

Шнурки завязываешь сам?

Нет. И т. д.

Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает проводить работу по развитию неречевого слухового гнозиса в следующей последовательности:

  1. развитие слухового внимания, определение и дифференциация звучания музыкальных инструментов;
  2. определение и дифференциация звучания голосов животных;
  3. дифференциация звучания одного и того же звука с различной интонационной и эмоциональной окраской.

Модуль включает в себя четыре упражнения.

  1. «Музыка». Позволяет развивать неречевой слуховой гнозис на основе звучания музыкальных инструментов, а также слуховое и зрительное внимание и восприятие.

Ход упражнения. Ребенку предлагается прослушать звучание представленных музыкальных инструментов. Для привлечения зрительного и слухового внимания ребенка в момент звучания их изображение выделяется на экране подсвеченным контуром. Таким образом, достигается визуализация аудиоинформации, предоставляемой с помощью компьютера. Затем звучит один из музыкальных инструментов (последовательность звучания произвольная и задается программой). В процессе выполнения задания ребенок должен определить, какой инструмент прозвучал в настоящий момент. Если задание выполнено правильно, то тигренок хвалит ребенка и в подтверждение правильного выбора контур изображения подсвечивается. Если - нет, то советует повторить попытку.

Для продолжения упражнения необходимо нажать левую клавишу «мыши». Если в процессе выполнения упражнения необходимо повторение задания с начала, следует воспользоваться кнопкой «рестарт».

  1. «Цирк». Позволяет развивать неречевой слуховой гнозис на основе звучания голосов животных, слуховое и зрительное внимание и восприятие.

Ход упражнения и принцип выполнения задания аналогичны предыдущему. Дополнительной ассоциативной опорой при выполнении задания служит прямая зависимость между размером циркового фургона и тональностью звучания голосов животных.

  1. «Звук «А». Позволяет развивать неречевой слуховой гнозис, работать над интонационной выразительностью речи. Ход упражнения и принцип выполнения задания аналогичны предыдущим.

«Звук «О». Позволяет развивать неречевой слуховой гнозис, работать над интонационной выразительностью речи. Ход упражнения и принцип выполнения задания аналогичны предыдущим.

4. Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия:

*МАШИНА

Движение вперед по прямой линии с остановкой по видимому сигналу.

Педагог сначала предлагает ребенку свободное движение после прочтения стихотворения, затем движение по ленте или по начерченной на земле (на полу) прямой линии. В конце ленты или линии ребенок останавливается.

Педагог.

Завели машину (движение вращения ручки),

Ребенок. Бж! Бж! Бж!

(ребенок может издавать любой звук, которым он подражает звуку машины)

Накачали шину:

 (движение «насос»)

Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!

Улыбнулись веселей,

(пальцы «растягивают рот в улыбку)

И поехали скорей

(вращая изображаемым рулем, ребенок двигается по намеченной линии)

 У-у-у-у-у-у...

**МАШИНА Движение вперед по извилистой линии.

Педагог читает стихотворение, ребенок «едет» по нарисованной на земле или на полу линии, произнося звук движения машины, держа в руках игрушечный руль.

На машину сели, (хлопок в ладоши)

Ехать захотели, (взяли руль) Машину завели, (поворот воображаемого ключа с характерным звуком )

 По дороге повели.

Ехали мы, ехали,

До леса доехали,

Влево повернули,

Лес обогнули.

Катились, катились

И остановились

***МАШИНА Движение вперед по редко пунктирной линии. Педагог рисует на земле или на полу редкие черточки, направляющие движение ребенка. Линии в соответствии с текстом прямые, извилистые, петляющие.

На машину сели,

Прямо мы поехали.

На площадь заехали,

По кругу проехали. Перекресток переехали,

На право поехали, налево поехали.

Ехали, ехали

И домой приехали.

Назад

(спиной 2 — 3 шага)

поехали

И в гараж заехали

 Игры. «Прищепки»

          Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветочек». Можно  оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры и предложить ребенку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне. Если прищепок много, они разного цвета, то дети сами могут придумывать множество поделок. Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно – двигательную координацию.

«Пуговицы»

         Смешайте несколько комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Игра развивает зрительное внимание, восприятие. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше. Игра развивает зрительно – моторную координацию, моторику рук. Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. Игра развивает зрительное внимание.

«Сравни картинки»

           Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

«Фигурные таблицы»

           Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребенка – в каждой из фигур нарисовать определенный простой знак ( в круге – точку, в квадрате – диагональную линию и т.д.). Эта игра развивает способность переключать зрительное внимание.

«Где, чей домик?»

          Нарисуйте или наклейте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов. Пусть ребенок определит, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать пальчик или карандаш, но со временем уберите его. Это упражнение развивает функции прослеживания глазами по линии, развивает зрительное внимание.

«Корректор»

        Для этой игры понадобится текст из журнала или газеты, напечатанный достаточно крупным шрифтом. Попросите ребенка вычеркнуть (подчеркнуть или обвести) каждую букву «о». Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат. Выполняя это упражнение каждый день, всегда меняйте буквы. Когда эта задача для ребенка станет легкой, усложните ее, предложив все буквы «о» вычеркнуть, а буквы «с» -  обвести. Ребенку будет интереснее, если взрослый будет на своем тексте выполнять то же самое задание.

«Считалка»

       На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 10. Попросите ребенка найти все цифры по порядку. Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера.

  • ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ являются наиболее труднодоступным для осознания детьми материалом. Поэтому к познанию пространства и времени привлекается как можно больше рецепторов, выстраиваются разнообразные ассоциации.

 «Прятки»

Куда же спрятались все звери? Ребенок зажмуривает глаза. Ждет. Педагог прячет игрушки. Ребенок берет картинку животного, называет ее посредством звукоподражания («мяу», «му» и др.) и отыскивает аналогичную игрушку. Когда ребенок находит одну игрушку, педагог спрашивает: «Кто был под столом?» Когда отыскались все игрушки, педагог уточняет: «Кто прятался на стуле? Кто прятался под столом?» И т. д. Ребенок отвечает на вопросы педагога посредством звукоподражания.

 «За кем пришла мама?»

Педагог предлагает узнать животное в пальчиковом изображении. Ребенок посредством звукоподражания называет животное, изображенное педагогом, отыскивает игрушку и ставит ее на место

Если ребенок не узнал пальчиковый образ, педагог сопровождает показ звукоподражанием.

    «ЧАСИКИ»

Следить за тем, как сыпется песок в песочных часах. Педагог обращает внимание ребенка на то, как песчинки падают сверху вниз. Ребенок проводит пальцем по песочным часам сверху вниз. (Следует использовать часы с минимальным временем, так как внимание детей неустойчиво.) Пересыпав песок один раз, педагог переворачивает часы и обращает внимание ребенка на то, что песок сыпется только сверху вниз. Ребенок руками показывает направление движения песка с большой амплитудой. Ребенок следит за тем, как пересыпается песок в часах, и сам переворачивает часы сразу, как только песок закончился.

         «БЫСТРО, МЕДЛЕННО» Наблюдать за скоростью пересыпания песка в часах минимальной и максимальной продолжительности. Педагог сообщает ребенку понятия быстро, медленно.

«БЫСТРО, МЕДЛЕННО» Ребенок набирает в ладошку одним движением много мелких бусин или арбузных семечек и учится высыпать их быстро (резко разжимая ладонь) и медленно (постепенно просыпая между пальцами) ***«БЫСТРО, МЕДЛЕННО» Ребенок высыпает бусинки быстро или медленно по словесной команде педагога. (Это же упражнение можно проводить и с песком во время прогулки.)

БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ (Е. Ильина) Ребенок вместе с педагогом выполняет разминочные движения с комментированием.

Сначала буду маленьким ,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь

СОЛНЫШКИ [3]

Для игры можно использовать фонарик или пускать зеркальцем солнечного зайчика.

Маленькое солнышко

Я держу в ладошках, (показывают руками маленькое солнышко)

 А большое солнце

Вижу из окошка. (смотрят в окно на солнце и показывают руками большой круг)

Маленькое солнышко

Я беру руками, (показывают руками маленькое солнышко)

А большое солнце (поднимают руки над головой и смотрят вверх)

Высоко над облаками.

Маленькое солнышко

(показывают руками маленькое солнышко)

Мне в ладошки светит,

А большое солнце (поднимают руки над головой и разводят в стороны)

Светит всей планете

* «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ» Педагог предлагает ребенку рассмотреть и сравнить две одноименные игрушки разного размера. Ситуация обыгрывается с натуральными предметами или с картинками. Ребенок произносит слова «большой» и «маленький», остальной текст произносит педагог. «Большой» мишка живет в «большом» домике, спит на «большой» кровати, сидит на «большом» стуле, ест «большой» ложкой и т. д. «Маленький» мишка живет в «маленьком» домике и т. д.

**«БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»

Педагог предлагает ребенку две игрушки, соответствующие разным по размеру животным: мышка и мишка, кот и тигр или другие пары. Из набора игрушек или картинок ребенок выбирает большие предметы для мишки, маленькие — для мышки, повторяя за педагогом словосочетания: большой стол, маленький столик

***«БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»

Педагог предлагает распределить игрушки на две группы: большие, как медведь, и маленькие, как мышка

* «КОРОТКИЙ И ДЛИННЫЙ» Играем с ящерицей и змеей. Педагог предлагает сравнить их и знакомит ребенка со словами «короткий», «длинный». «ПРЯТКИ». Педагог предлагает спрятать игрушки под полоску бумаги. Ребенок примеряет полоски, «подпевая» педагогу: «Ящерица короткая и полоска короткая, змея длинная и полоска длинная».

** «КОРОТКИЙ И ДЛИННЫЙ»

Педагог предлагает распределить предметы или картинки на две группы: длинные, как змея, и короткие, как ящерица. Слова подкрепляются жестами: короткий — ладошки на расстоянии10—15 см, длинный — ладошки максимально разведены

*«ВЫСОКИЙ И НИЗКИЙ» - Играем с высоким деревом и низким кустом, Прячем от дождя игрушки или картинки. Под высоким деревом — высокого жирафа, под низ ким кустом — низкого зайку, Игра сопровождается жестами: высокий — руки вверх, низкий —руки на уровне пояса

**«ВЫСОКИЙ И НИЗКИЙ»

Распределяем картинки на две группы: дерево и куст, высотный и сельский дома, взрослого человека и ребенка и т. д. Ребенок «подпевает» педагогу, сопровождая слова характерными жестами: «Высокий дом, низкий дом» и т. д.

Закрепляем умение ориентироваться на листе бумаги.

 *«КРЕСТИКИ - НОЛИКИ»

Педагог ставит нолик на листе и предлагает ребенку поставить крестик перед ноликом, после нолика, выше нолика, ниже нолика.

Для тренировки начинать можно с нелинованного листа, а закреплять — на листе в клетку

**«КРЕСТИКИ -

НОЛИКИ» Нолик ставит ребенок и дает задание педагогу

***КРЕСТИКИ-НОЛИКИ» Играть  по  традиционным правилам

ЛОТО

Педагог показывает картинку и спрашивает: «У кого мяч?» Ребенок отвечает: «У меня».

Использовать можно лото по различным темам или игру «Узнай предмет по контуру»

«ВОПРОС - ОТВЕТ»

Говорящие игрушки распределяются между игроками (педагог и ребенок или двое детей). Педагог спрашивает: «Где мяу?»

Ребенок отвечает: «У меня».

Ребенок спрашивает: «Где ав?»

Педагог отвечает: «У меня»

Развиваем цветоразличение и цветосоотнесение.

* «КАРТИНА»

Ребенок из разноцветной мозаики выбирает бусины по следующей инструкции: «Найди бусинки такие, как небо. Найди бусинки такие, как солнце; такие, как цветы (цветы могут быть разных цветов и оттенков); такие, как трава; такие, как земля (коричневые); такие, как грязь (черные)»

**«КАРТИНА»

Распределение на поле разноцветных бусин по инструкции педагога: «Где мы "нарисуем" небо? Где солнце, где землю? Прошел дождь, и на земле появилась грязь (несколько черных бусин). После дождика на земле выросла трава. В траве распустились цветы»

Положительная динамика при алалии выявляется при учете следующих факторов: раннее распознавание недоразвития, своевременное предупреждение вторичных отклонений, учет нормального онтогенеза, системность воздействия на все компоненты речи с преимущественным акцентом на преодоление лексико-грамматического недоразвития, дифференцированный подход к детям, формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сферу, единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.

Литература:

1.Т.В. Пятница, Т.В.Башинская «Система коррекционного воздействия при моторной алалии», СФЕРА, 2010.

2. Т.В.Башинская, Т.В.Пятница «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна», Мозырь, 2008.

3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской

4. Т.А.Ткаченко, Найди и обведи, М.,2001

5. Т.А. Ткаченко, Развитие фонематического восприятия, М.,2005.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие неречевых психических функций у детей с ОНР.

Воспитание правильной речи у детей – одна из важнейших проблем общей и специальной педагогики. Все психические процессы у ребёнка – восприятие, память, воображение, мышление – развиваются с прямым уча...

Мастер класс по теме: «Использование логоритмики, как метода преодоления и развития речевых и неречевых психических функций у детей с нарушениями речи»

Логоритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжелых речевых дефектов, таких, как заикание, общее недоразвитие речи, ...

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

В материале освящены вопросы развития высших психических функций и мелкой моторики детей дошкольного возраста...

Закономерности речевого развития детей раннего возраста и его взаимосвязь с развитием неречевых психических функций

Ранний возраст, а именно период до трёх лет, является наиболее важным и ответственным периодом для развития всех высших психических процессов, и особенно речи. Речь влечёт за собой развитие всех высши...

Коррекционно-развивающие упражнения на развитие высших психических функций у детей

В данном конспекте занятий представлены упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления....

Сравнительный анализ развития высших психических функций у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет

Сравнительный анализ развития ВПФ у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет...

Развитие неречевых психических функций у детей с ОНР.

Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление) являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой, деятельности и обеспечивают необходимую для нее инфор...