Мастер класс по теме: «Использование логоритмики, как метода преодоления и развития речевых и неречевых психических функций у детей с нарушениями речи»
материал по логопедии (старшая группа) на тему

Логоритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжелых речевых дефектов, таких, как заикание, общее недоразвитие речи, алалия.Логоритмика также содействует и эстетическому воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korovina.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс по теме:

«Использование логоритмики, как метода преодоления и развития речевых и неречевых психических функций у детей с нарушениями речи»

Подготовила:

Учитель-логопед МБДОУ

Волоконовский детский сад №2 «Сказка»

Волоконовского района Белгородской области

Коровина В.В.

Белгород 2014

Своевременное овладение правильной чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь  - не врожденная способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих  детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушение в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон и головного мозга, несформированности произвольных движений. Сами собой дефекты произношения не исправляются.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Логопедическая практика показывает, что при грамотном построении коррекционной работы можно добиться значительных результатов в плане преодоления дефектов речи у детей, не допуская их перехода,  осложняющего учебно-познавательную деятельность при поступлении ребенка в школу.

У детей с речевой патологией наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы: они мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки звуконаполняемости слов, нарушение слуховой структуры, недостаточное  развитие фонематического восприятия и слуха. В связной речи выявляются  нарушения логико-временных связей в повествовании. Все это служит серьезным препятствием в овладении детьми как программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

Для того чтобы логопедические занятия были содержательными, развивали интерес к познавательной деятельности, носили здоровьесозидательный, оздоравливающий характер, в основу своей работы я положила логоритмику, как одну из развивающих коррекционных методик.

Проблеме логоритмического воздействия на лиц с речевой патологией уделяет большое внимание в своей научной работе профессор Г.А. Волкова [2], она представила логопедическую ритмику как специальную науку. Развивая идеи Н.А. Власовой, В.А. Гриннер, Галина Александровна показала необходимость поэтапного и дифференцированного использования логопедической ритмики в коррекции нарушения речи.

Прямое отношение к логоритмике имеют труды А.Р.Лурия, Н.А. Бронштейна. Они отмечали, что целенаправленное формирование слухо-зрительно - двигательной координации у дошкольников с нарушениями речевого развития возможно средствами музыкально-ритмических занятий, ритмики и логоритмики. Логоритмические занятия имеют широкие возможности для развития слухо-двигательных связей, поскольку в их содержании используется не только словесная, но и значимая для дошкольного возраста эмоциональная регуляция движений и действий, обеспечиваемая музыкальным сопровождением.

Последовательная, поэтапная, спланированная на основе дифференцированного и индивидуального уровневого подхода, по Н.А. Бернштейн [1], работа по развитию и коррекции слухо-зрительно-двигательной координации дает значительную динамику в их формировании у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

        Логопедическая ритмика представляет собой объединение на основе замысла системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Кроме коррекционных целей при этом достигается повышение эффективности неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей к условиям внешней среды.

Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Логопедическую ритмику, как метод воздействия все чаще стали применять при профилактике и коррекции различных речевых нарушений.

Задачи логоритмического воздействия.

  • Развитие слухового внимания.
  • Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие пространственной организации движений.
  • Развитие общей и мелкой моторики, мимики, пантомимики.
  • Формирование и развитие кинестетических ощущений.
  • Воспитание переключаемости с одного поля действительности на другое.
  • Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
  • Развитие физиологического и фонационного движения.
  • Развитие певческого диапазона голоса.
  • Развитие чувства ритма.
  • Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями.
  • Воспитание умения перевоплощаться.
  • Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.
  • Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.
  • Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Содержание и  задачи логопедических занятий обуславливает тип специального учреждения.  Основополагающий принцип проведения занятий  - взаимосвязь речи, музыки и движения. Структура построения логопедического занятия в детском саду имеет свою специфику, которая определяется требованиями коррекционной программы обучения и воспитания в детском саду и возрастными особенностями дошкольников. Поэтому свою коррекционную работу организую с учетом ведущей деятельности детей на речевом и музыкальном материале, использую программы: музыкально-игровые упражнения, логопедические стишки и песенки для детей 2-6 лет «Веселая логоритмика», «Пальчиковые игры (развитие мелкой моторики, внимания, памяти и мышления для детей 2-5 лет)» из серии музыкальные обучалочки Екатерины Железновой.

То есть в основе моей практики лежит коррекционно-развивающее логопедическое занятие, задачи которого я решаю посредством логоритмики.

Логопедические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются.

Логоритмические занятия включают следующие элементы:

- логопедическую гимнастику  - комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованные Т.В. Буденной;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;

- упражнения на развитие общей моторики;

- фонопедические упражнения;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и развития выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве,

-  упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения, мышления;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Остановлюсь подробнее на средствах логоритмики с помощью которых я решаю вышеуказанные задачи. Их можно рассматривать как лечебно-педагогический метод воздействия для детей с нарушениями речи. К средствам логопедической ритмики относятся пение и слушание музыки, упражнения для развития дыхания, голоса, артикуляции и т.д, упражнения регулирующие мышечный тонус, упражнения активизирующие психические процессы.

Речевые упражнения с музыкальным и без музыкального сопровождения основаны на программном материале детского сада: ритмические упражнения, пение, игровая деятельность, упражнения на развитие творческой инициативы, упражнения на релаксацию. Используются эти средства поэтапно и дифференцированно.

Выделяется три этапа:

  • Подготовительный этап включает в себя: создание благоприятных условий для детей; установление контакта с каждым ребенком; формирование устойчивого слухового и зрительного внимания; воспитание координации движений и ориентации в пространстве; развитие звукоподражания в пении; развитие чувство ритма, общей, тонкой моторики, мимики, обогащение активного и пассивного словаря; коррекции эмоционально-личностной сферы; формирование способности отражать лексическую тему в изобразительной деятельности.
  • Вызывание и формирование звука: совершенствование речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, развитие мышления, фонематического слуха и восприятия, формировании связной речи, понимание грамматических форм слова, обогащение словаря.

Автоматизации и дифференциации звуков, формирование коммуникативных навыков и умений включает: формирование навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи; накопление активного и пассивного словаря, развитие связной речи.          Построение логоритмических занятий базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает разнообразные приемы, которые подбираются с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития ребенка, его физического состояния. При обучении движению используются:

  1. Наглядно-зрительные приемы: показ, подражание, использование зрительных ориентировок, наглядные пособия (карточки, фотографии).
  2. Приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различных пособий: обручей, кубиков, гимнастических палок, скакалок.
  3. Наглядно-слуховые приемы для звуковой регуляции движений: звучание инструментальной музыки и песен, использование музыкальных инструментов.

Словесные методы  применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанное выполнение двигательных упражнений.

Они включают следующие приемы:

- краткое описание и объяснение новых движений;

- беседа при обучении, уточнение сюжета игры;

- команды, сигналы для акцентирования внимания;

- образный сюжетный рассказ для развития выразительных движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ;

- словесная инструкция, которая позволяет оживить у детей прежнее впечатление, сформировать новые знания и умения.

Кроме наглядных и словесных использую практические методы, которые на игровых занятиях обеспечивают проверку правильности восприятия на основе собственных мышечно-моторных ощущений. Практические методы реализуются  в игровой и соревновательной форме. Игровой прием активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу. Соревновательную форму применяю как средство совершенствования уже отработанных двигательных навыков, воспитание чувства коллективизма, морально-волевых качеств личности.

Структура и содержание занятий.

Каждое занятие проводиться по единой лексической теме в игровой форме и длиться 15 – 30 минут в зависимости от возраста детей.

Она состоит из трех частей: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительная часть длиться 3-7 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребенка к основной моторной и речевой нагрузкам. Здесь используются такие упражнения, как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями рук, изменением направления и темпа движения, перестроениями и др.  Широко используются вводные упражнения,  например, «Тропинка», «В парке», «Ритмическая гимнастика». С помощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право и левостороннем направлении движения, маршировк спиной назад, к центру. Вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Музыкально-ритмические композиции по программе Екатерины Железновой.

Основная часть занимает 10-15 минут и включает в себя следующие упражнения:

- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- внимания;

- регулирующие мышечный тонус;

- счетные;

- формирующие чувство музыкального размера;

- на развитие чувства темпа и ритма;

- координации движения;

- координация речи с движением;

- координация пения с движением;

- слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;

- пение;

- для игры на инструментах;

- на развитие мелкой моторики пальцев рук;

- речевых и мимических движений.

  • Заключительная часть занимает 2-7 минут. В нее входят упражнения на восстановление дыхания, снятия мышечного и эмоционального напряжения, в частности различные виды спокойной ходьбы, релаксационные упражнения под спокойную музыку.

          В заключении хочу отметить, что сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно. Но какова бы не была доля музыки, движения и слова, в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу занимающегося, его деятельность, положительно влияют на личность. Координированные, целенаправленные и экономичные движения вызывают у человека чувство удовлетворения. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. Важно что у  ребёнка нормализуется двигательная сфера и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно , естественно. Выполнение логоритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, активизирует деятельность детей в общении, в игре, в двигательных импровизациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие неречевых психических функций у детей с ОНР.

Воспитание правильной речи у детей – одна из важнейших проблем общей и специальной педагогики. Все психические процессы у ребёнка – восприятие, память, воображение, мышление – развиваются с прямым уча...

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошколь...

Мастер-класс на тему: "Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития связной речи и обогащения словаря"

ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечеств...

Мастер – класс на тему: «Использование грамматических игрушек и пиктограмм как средство развития грамматических навыков при обучении английскому языку»

Цель мастер класса: повышение педагогической компетентности в использовании грамматических игрушек и пиктограмм как средство развития грамматических навыков при обучении английскому языку; активизация...

Мастер-класс на тему « Использование дидактического пособия «Кубики историй» как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи одна из самых острых в современном образовании, отсюда задача педагога выбрать оптимальные методы обучения и формы организации работы с детьми.Кубики ...

Мастер-класс на тему: «Использование развивающих игр В.Воскобовича в познавательном развитии детей дошкольного возраста».

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий В.В. Воскобовича при организации работы с детьми дошкольного возраста....