Автоматизация [Р] в связной речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Иванова Светлана Ивановна

Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в связной речи и презентация к нему

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причешу лошадке хвостик и на ней поеду в гости Цокай громче, язычок, Чтоб никто догнать не мог!

Слайд 2

Мы покрасим потолок, Маляром стал язычок, Будет чистым (вот дела!) Все до дальнего угла!

Слайд 3

Язычок мой крепким станет, Барабанить не устанет. Барабана страшный гром Оглушит огромный дом!

Слайд 5

Рот приоткрыт Г убы разомкнуты Кончик языка поднят

Слайд 8

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Каждый день по утрам делаем зарядку Очень нравится нам делать по порядку: Весело шагать, Руки поднимать, Приседать и вставать, Прыгать и скакать.

Слайд 10

Как запомнить букву Р? Каждый может, например, Руку на бочок поставить И друг другу Р представить.

Слайд 11

Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу.

Слайд 12

РА РО АРА АР ОР Э РЭ О РО РУ У РУ Э Р У Р РЭ

Слайд 13

губка нога кот танец лампа мак мычать коза дом пугать мука шов рубка рога рот ранец рампа рак рычать роза ром ругать рука ров

Слайд 14

Белокрылый альбатрос Верен морю как Как бы мне пошла кор-рона Важно каркает Жарким летом по горам В шубе бегает В колючках ёж и ёрш, Но сразу разберешь: Кто ёжится тот Кто ершится тот

Слайд 15

Жили-были раки, раки-забияки. Жили раки шумно, затевали драки

Слайд 16

Трое трубачей трубили в трубы.

Слайд 17

Проворонила ворона воронёнка

Слайд 18

Ищу для себя смирного робота, Чтоб делал уроки мои он без ропота.

Слайд 19

Ехал Грека через реку, Видит грека - в речке рак. Сунул грека руку в реку. Рак его за руку - цап!

Слайд 20

Моя любимая игрушка

Слайд 21

Домашнее задание Придумать рассказ «Приключения буквы Р в стране сказок» Выучить скороговорки,которые были на уроке



Предварительный просмотр:

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Можно сесть тому, кто придумает и правильно произнесет слово со звуком р (в начале, середине и конце слова).

II. Повторение пройденного.

1. Ребята, давайте вспомним, какие упражнения помогли нам научиться правильно произносить звук [Р].

Ответы детей: “Лошадка”, “Маляр”, “Барабанщики”.

Дети выполняют эти упражнения перед зеркалом.

2. А теперь давайте покажем, как мы научились правильно выговаривать звуки [Р], [Р']. Заведем “моторчики”.

Дети произносят изолированный звук [Р] хором, по цепочке, индивидуально.

3. Ребята, а теперь вспомните, пожалуйста, при помощи каких органов речевого аппарата мы научились правильно выговаривать звуки [Р], [Р'].

Ответы детей: губы, зубы, язык, небо, альвеолы.

Дети произносят перед зеркалом звуки [Р], [Р'] и при этом наблюдают за положением органов речевого аппарата:

  • рот приоткрыт;
  • губы разомкнуты;
  • кончик языка поднят к альвеолам.

III. Основная часть. Объявление темы.

- Ребята, как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о звуках [Р], [Р']. Тема нашего занятия “Автоматизация звуков [Р], [Р'] в слогах, словах, предложениях, связной речи”.

1. Развитие фонематического слуха.

- А теперь, ребята, давайте проверим, умеем ли мы определить на слух место звука в слове. Давайте поиграем с вами в игру. Я буду показывать вам картинки со звуками [Р], [Р'], а вы должны найти место этих звуков в слове и поднять карточку с соответствующей цифрой:

  • ракета (1),
  • карандаш (3),
  • кролик (2),
  • помидор (7),
  • матрешка (4),
  • барабан (3),
  • огурец (4),
  • компьютер (9).

2. Характеристика звука.

- А теперь я предлагаю вам немного поговорить о звуке [Р].

Давайте попробуем дать характеристику этому звуку. Какой он?

Ответы детей: Звук [Р]– согласный, звонкий,  твердый

ФИЗМИНУТКА. Выполнение движений с проговариванием слов:

Каждый день по утрам делаем зарядку
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать (ходьба на месте),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседания),
Прыгать и скакать (прыжки на месте).

3. Связь звука и буквы.

- Ребята, мы с вами все время говорим о звуке [Р], а скажите, пожалуйста, какой буквой обозначается этот звук на письме ?

Ответы детей: Буквой [Р] (Эр).

- Правильно. А теперь давайте на ленте букв найдем букву “Р” и немного поговорим о ней. Посмотрите, пожалуйста, на эту букву и скажите, на что она похожа, попробуем немного пофантазировать.

Ответы детей.

- А теперь, ребята, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос:

“Чем отличается звук от буквы?”

Ответы детей:

Звук я слышу, произношу,
Букву вижу, читаю, пишу.

  • А сейчас мы попробуем написать букву “Р” в воздухе. Сначала мы напишем ее плечом, потом локтем, потом кистью, потом пальцем.

4. Автоматизация звуков [Р], в слогах. Игра с мячом. Условия игры: я бросаю вам мяч и при этом произношу открытый слог. Вы возвращаете мне мяч и произносите закрытый слог. И наоборот. (слоги со звуками [Р],)

5. Автоматизация звука [Р], в словах. Звуко-буквенный анализ слов.

  • Замените первый звук слова на звук "Р":
    губка,нога,кот,танец ,лампа,мак, мычать ,коза,дом, пугать,мука,шов
    Дети объясняют значение новых слов
  • Найти в предложениях слова со звуком [Р],  и произнести его правильно. Определить место звука в слове.
  • Белокрылый альбатрос
    Верен морю, как... (матрос)
    Как бы мне пошла кор-рона! -
    Важно каркает... ворона)
    Жарким летом по горам 
    В шубе бегает... (баран)
    В колючках еж и ерш 
    Но сразу разберешь:
    Кто ежится - тот... (еж),
    А кто ершится... (ерш).

6. Автоматизация звука [Р], в предложениях (скороговорках, чистоговорках).

Жили-были раки, раки-забияки.
Жили раки шумно, затевали драки.

Трое трубачей трубили в трубы.

Проворонила ворона воронёнка

Ищу для себя смирного робота,
Чтоб делал уроки мои он без ропота.

Ехал Грека через реку,
Видит грека - в речке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак его за руку - цап!

7. Автоматизация звука [Р],  в связном тексте.

Рассказ “Моя любимая игрушка”. Детям заранее было дано задание придумать небольшой рассказ о своей любимой игрушке. Условие: в рассказе должно быть как можно больше слов со звуком [Р]. Дети рассказывают о своих любимых игрушках и при этом не забывают правильно произносить слова со звуками [Р].

ИТОГ ЗАНЯТИЯ: Логопед подводит итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ледяная метель . Автоматизация [ ЛЬ] в связной речи.

На последнем этапе автоматизации  данного звука рекомендую подобные  рассказы....

Автоматизация [З] в связной речи

АВТОМАТИЗАЦИЯ [З] В СВЯЗНОЙ РЕЧИ.1. Стихотворения для заучивания.  *** Зоя – зайкина хозяйка.Спит в тазу у Зои зайка.Зажглась зелёная звезда…Запустим звездолёт туда.Звенит звонок, зовёт звон...

Проект "Развитие фантазии и словесного творчества на этапе автоматизации звуков в связной речи"

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективны...

Картотека речевого материала для автоматизации звуков в связной речи (рассказах, стихотворениях)

Картотека речевого материала для автоматизации звуков в связной речи  в образовательной деятельности...

Педагогическая мастерская День Рождения (автоматизация шипящих в связной речи)

Методическая разработка, целью которой является автоматизация шипящих звуков в связной речи...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ СО ЗВУКАМИ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ИХ В СВЯЗНОЙ РЕЧИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ СО ЗВУКАМИ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ИХ В СВЯЗНОЙ РЕЧИАвтоматизация звуков в связной речи- заключительный этап в коррекционной работе, этап сложный, организованный.На этом этапе...