НОД по теме "Зима"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Каспарьян Агапи Патвакановна

конспект занятия для подготовительной группы компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тип: Закрепление знаний о зиме.

Форма организации совместной деятельности: подгрупповая

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

-   Совершенствовать знания детей о зиме, об изменениях в природе в зимний период.

 - Формировать умение составлять сложносочинённые предложения, образовывать притяжательные, относительные прилагательные.

-    Закрепить навыки работы с интерактивной доской.

Коррекционно-развивающие:

 -  Развивать активный словарь (глагольную лексику, обобщающие понятия), чувство рифмы, память, внимание, мышление детей.

 -  Продолжать закреплять умение строить доказательные суждения, поощрять активный поиск речевых средств.

Коррекционно-воспитательные:

 - Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту зимней природы.

Здоровьесберегающие технологии:

 - Системное чередование нагрузок и отдыха.

Техническое оснащение: ноутбук, интерактивная доска.

Оборудование: мультимедийной презентацией «Зима», предметные картинки, раздаточный материал.

Ход и содержание НОД

Этапы

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

1.

2.

Мотивационный этап.

Мотивация игровой ситуации. Эмоциональное включение в беседу, формулировка цели

Деятельностный этап

Динамическая пауза

Согласование существительных числительными

Игра со снежинкой «Скажи ласково» (логопед называет слова передовая снежинку, ребенок произносит это же слово ласково. Санки -саночки, снег, снеговик, снегурка, сугроб, сосулька).

Предлагаю сесть за столы.

Послушайте внимательно и отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить.

Загадка о зиме.     

 С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее, всюду снег, как бахрома, значит, к нам пришла... (зима)      

Молодцы! Вы правильно угадали, мы будем говорить о зиме.

 Послушайте стихотворение И. Сурикова «Зима»

«Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И на утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес – что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

Стали дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозы, и зима настала». (слайд №2)

А кто вспомнит и назовет нам

зимние месяцы? слайд №3)

Игра «Хлопни в ладоши»

Игра «Подбери слова». Подберите слова к слову «снег», какой снег? (слайд №4)

Составление предложений

Скажите полным предложением:

 - «Каким снегом покрыта земля?»

 - «Каким снегом покрыты деревья?»

 - Давайте вспомним о жизни птиц зимой. Есть птицы зимующие, а есть птицы перелетные.    

 - Объясните, почему они так называются. Мы много раз говорили о том, что не холод страшен птицам зимой, а голод.

«Подкормите птиц зимой, пусть со всех концов к вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо» (слайд№5)

 - Давайте вспомним о жизни зверей зимой. Какие звери живут в лесу? (слайд №6)

 - Чем занимается медведь зимой? (слайд №7)

 - Кто еще спит зимой?

Игра «Чей след?» (слайд №8)

Посмотрите на экран и назовите, чей след

 -  У зайца- (заячий).

    У медведя - … У лисы …

    У волка … У белки…

Выпал беленький снежок. Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег. Засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши, ловим снег - хлопок в ладоши,

Руки в стороны, по швам - снега хватят нам и вам.

 - Давайте поговорим о зимних забавах и развлечениях, в этом нам помогут загадки

  • Мечтаю я мчаться навстречу ветрам

По горным пушистым и белым снегом!

Чтоб дух захватило – забраться повыше!

 С высокой горы повезут меня …(лыжи).

  • В снежную зиму любят все дети

Везде, где есть только снег на планете,

Лепить, украшать и беречь до тепла. Большого красивого…  (снеговика).

  • Они для того, чтоб кататься по льду, в них как ветер, мчаться могу.

Любой поворот – и летят огоньки. И эти ботинки зовутся…(коньки).

  • Все бегут вперегонки,

все хотят играть в ... (снежки)

  • Сперва с горы слетишь на них,

А потом в гору тянешь их… (санки) (слайд №9)

Игра «1-2-5».   (слайд №10)

Игра -задание «Передвинь Снежинку».

На квадрате, расчерченном на девять маленьких квадратиков надо перемещать бумажную снежинку по инструкции логопеда (поставить снежинку на правую верхнюю клетку, передвинуть ее на 1 клетку вниз, на 2 клетки влево, на 1 клетку вверх и т. д.)

Дети стоят по кругу.

Дети сидят за столами.

Дети отвечают

Дети хлопают в ладоши, услышав слово о зиме. (Сугроб, бабочка, лыжи, ромашка, шуба, стрекоза, мороз, санки, листочки, снеговик, панамка, коньки, снег).

Дети подбирают слова к слову «снег» (белый, рассыпчатый, холодный, пушистый, легкий, воздушный...)

Ответы детей

Дети становятся в круг

Машут руками перед собой

«ловят»

Разводят руки в стороны, опускают по швам, показывают руками на себя, протягивают руки вперёд

Практическое игровое задание на интерактивной доске

Практическое игровое задание с раздаточным материалом

Рефлексивный этап

Подвести итог (слайд №11)

Участвуют в беседе

Дети стоят по кругу. Игра со снежинкой «Скажи ласково» (логопед называет слова передовая снежинку, ребенок произносит это же слово ласково. Санки -саночки, снег, снеговик, снегурка, сугроб, сосулька).

Логопед предлагает ребятам присесть за столы.

Л — послушайте внимательно и отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить.

Загадка о зиме.       С каждым днем все холоднее,

                             Греет солнце все слабее,

                             Всюду снег, как бахрома, —

                             Значит, к нам пришла... (зима)

 Правильно, мы будем говорить о зиме.

 Послушайте стихотворение И. Сурикова «Зима».

«Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И на утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес – что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

Стали дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозы, и зима настала». (слайд №2)

Л - Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) (слайд №3)

Игра «Хлопни в ладоши». Дети должны хлопнуть в ладоши, услышав слово о зиме. (Сугроб, бабочка, лыжи, ромашка, шуба, стрекоза, мороз, санки, листочки, снеговик, панамка, коньки, снег).

Игра «Подбери слова». Подберите слова к слову «снег», какой снег? (белый, рассыпчатый, холодный, пушистый, легкий, воздушный...) (слайд №4)

- Скажите полным предложением: «Каким снегом покрыта земля?» (Земля покрыта белым (рассыпчатым) снегом. и т.д.),

«Каким снегом покрыты деревья?» (Деревья покрыты воздушным (легким) снегом. и т.д.)

Л - Расскажите о жизни птиц зимой. Есть птицы зимующие, а есть птицы перелетные. Объясните, почему они так называются. (Ответы детей). Мы много раз говорили о том, что не холод страшен птицам зимой, а голод.

«Подкормите птиц зимой, пусть со всех концов

к вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо».

Еще раз хочу вам напомнить, что если вы еще не повесили кормушки, то сегодня, пожалуйста, сделайте это.

Л - Расскажите о жизни зверей зимой. Какие звери живут в лесу? (Ответы детей).

Чем занимается медведь зимой? (Спит) Кто еще спит? (медведь, ёж, барсук.

Ответы детей).

Игра «Чей след?» Посмотрите на картину и назовите, чей след -  У зайца- (заячий). У медведя - … У лисы …  У волка … У белки …

Физминутка

Выпал беленький снежок. Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег. Засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши, ловим снег - хлопок в ладоши,

Руки в стороны, по швам - снега хватят нам и вам.

Дети становятся в круг

Машут руками перед собой

«ловят»

Разводят руки в стороны, опускают по швам, показывают руками на себя, протягивают руки вперёд

Л – Давайте поговорим о зимних забавах и развлечениях, в этом нам помогут загадки.

  • Мечтаю я мчаться навстречу ветрам

По горным пушистым и белым снегом!

Чтоб дух захватило – забраться повыше!

 С высокой горы повезут меня …(лыжи).

  • В снежную зиму любят все дети

Везде, где есть только снег на планете,

Лепить, украшать и беречь до тепла

Большого красивого…(снеговика).

  • Они для того, чтоб кататься по льду,

В них как ветер, мчаться могу.

Любой поворот – и летят огоньки,

И эти ботинки зовутся…(коньки).

  • Все бегут вперегонки,

все хотят играть в ... (снежки)

  • Сперва с горы слетишь на них,

А потом в гору тянешь их… (санки).

Игра «1-2-5».   Образование числительных

Игра -задание «Передвинь Снежинку».

На квадрате, расчерченном на 9 маленьких квадратиков надо перемещать бумажную снежинку по инструкции логопеда (поставить снежинку на правую верхнюю клетку, передвинуть ее на 1 клетку вниз, на 2 клетки влево, на 1 клетку вверх и т. д.)

Подвести итог.  Похвалить детей за работу.

Игра «Исправь ошибки». Логопед достает почтовый конверт и сообщает детям, что Незнайка прислал в детский сад письмо, в котором рассказывает о своих зимних развлечениях. Но в этом письме он все перепутал. Необходимо исправить эти ошибки: «Наступила жаркая зима. Выпал зеленый снег. Я с горки катаюсь на велосипеде. Мы ходили в лес и видели там медведя. Потом мы взяли клюшки, и пошли играть в футбол. Как мне нравится зима!».

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Сказка» пгт. Джубга

муниципального образования Туапсинский район

КОНСПЕКТ

подгрупповой непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности

Тема: «Зима. Изменения в природе»

Дата проведения

02.12.2015г.

Подготовила

 учитель-логопед

Каспарьян А.П.