Главные вкладки

    Статья на тему: "Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе"
    статья по логопедии на тему

    Тимофеева Оксана Анатольевна

    Статья адресована воспитателям логопедических групп. В статье представлен опыт организации взаимосвязи педагогов и родителей, способствующий наиболее эффективному способу коррекции недостатков речевого развития детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_oksana_anatolevna_timofeeva_1.docx21.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация взаимодействия педагогов и родителей

     в логопедической группе.

    Статья адресована воспитателям логопедических групп. В статье представлен опыт организации взаимосвязи педагогов и родителей, способствующий наиболее эффективному способу коррекции недостатков речевого развития детей.

    В задачу воспитателя логопедической группы входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решение коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы. Основную работу по формированию речевых навыков проводит учитель-логопед, воспитатели включаются в неё на этапе закрепления уже сформированных навыков, доводя всю необходимую информацию до каждого родителя. Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителя-логопеда, воспитателей и родителей. Такая совместная деятельность позволяет решать следующие коррекционные задачи: развитие коммуникативной функции речи, обучение грамматически правильной речи, рассказыванию и пересказу, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи. Прежде всего, нам приходится каждого из родителей нацелить на систематическую, длительную работу с ребёнком.

    Основными направлениями совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей являются: 

    формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;

    установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;

    объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

    создание атмосферы общности, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

    повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка;

    оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;

    обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

    Я хочу подробнее остановиться на последнем пункте. На базе логопедических групп  была создана «Логопедическая гостиная», с целью помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей, разъяснить и познакомить, в чём состоит логопедическая работа, научить использовать игровые приёмы по коррекции речи, для дальнейшего закрепления в домашних условиях. Вместе с логопедом разрабатывается план методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

    В нашей уютной гостиной будет всегда  весело  и интересно, ведь мы планируем проводить семинары-практикумы, мастер-классы, консультации, дни открытых дверей.

    Как я уже говорила, работа в логопедических группах построена на тесном взаимодействии педагогов и родителей. Я - как воспитатель, заинтересована в грамотном помощнике, в лице родителя, чтобы пройденный материал на занятиях в детском саду, продуктивно закреплялся дома. Поэтому родительское собрание в логопедической группе начинается с обучения самих родителей. Наши мамы и папы, под нашим руководством учатся делать пальчиковую, артикуляционную гимнастику. Узнают для чего нужны такие упражнения и почему так важно выполнять их правильно.

     Итак, наша цель – грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Для этого нужен хорошо подвижный артикуляционный аппарат. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирает в соответствии с нарушением речи ребёнка логопед. Я готовлю цветные буклеты и раздаю родителям. Упражнения выполняются перед зеркалом, для контроля артикуляционных органов.

     В рамках «Логопедической гостиной» были опробованы, а теперь применяются на практике комплексы массажных мероприятий. Самомассаж мышц артикуляционного аппарата, предложенный Е.Ф. Архиповой, И.В. Блыскиной, Н.В. Микляевой, позволяет укрепить слабую артикуляцию ребёнка, улучшить кровоснабжение, а в результате позволяет ускорить процесс постановки звуков.

     В своей работе мы ежедневно используем пальчиковую гимнастику. Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики и речи, а также способствуют подготовке руки ребёнка письму. Необходимо помнить три важных правила.

     Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;

    второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);

    третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ и обязательно продолжаться дома.

     Я раздаю цветные буклеты со стихами, в виде картинок с описанием определенных действий при их чтении родителям для ежедневных занятий с ребёнком.

     Одним из любимых детьми способов развития мелкой моторики являются игры с крупой, вермишелью, бусинками, пуговицами. Дети с удовольствием выкладывают всевозможные картинки, цифры, буквы и слова. В вечернее время детям очень нравится перебирать крупу, мы устраиваем небольшое соревнование на скорость «кто быстрее переберет крупу». На информационном стенде логопедического уголка я вывешиваю буклеты об играх с крупой. Такой буклет служит подсказкой для родителей, о том, как, и чем занять ребенка дома. Игры помогают развивать пальцы, речь, творческую фантазию, чувственное восприятие. Родители прислушиваются ко всем советам воспитателя и логопеда и всегда закрепляют полученные детьми навыки и умения на занятиях в детском саду. Дети делают замечательные поделки из круп под руководством родителей и приносят их группу, где я делаю выставку из этих работ. В качестве бонуса родители приносят мне домашние фотографии с процессом домашних занятий.

    Родителей логопедических групп знакомим с методическим картинным пособием Оксаны Степановны Гомзяк «Говорим правильно», которое позволяет постепенно овладеть необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи.

    В своей работе с детьми, мы используем графомоторные трафареты. Обвести контур, провести линию – зигзаг или волнистую дорожку – казалось бы, совсем несложно, но требуется обязательное участие взрослого. Я советую родителям действовать поэтапно:

    1. Сначала рассмотреть контур с ребёнком, найти аналоги, на что он похож.

    2. Слежение пальчиком по узору.

    3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.

    4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.

    Такая работа ведется в детском саду систематически и закрепляется родителями дома.

    В своей работе я очень люблю использовать логоритмику. Логопедическая ритмика – одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движение.

    Хочу поделиться опытом своей работы. Сначала я знакомлю детей с упражнениями, затем мы учимся выполнять их под музыку. Мною был записан видеоклип, на котором я выполняю логоритмические упражнения. Это видео я распространяю среди родителей и прошу заниматься с детьми под эту запись дома. Дети, которые занимались дома с родителями под видеозапись, намного лучше и точнее выполняют данные упражнения.

    Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепление ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении - во время прогулок, игр, походов в магазин, т.е. в повседневной жизни. Только тесный контакт в работе специалистов и родителей ребёнка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте и дальнейшему полноценному школьному обучению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

    «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

    Статья по теме "Организации и руководство детской деятельностью в рамках группы дошкольной образовательной организации"

    Проведение самоанализа по теме "Сопровождение педагога в организации и в руководстве детской деятельностью в рамках дошкольной организации". Самоанализ может проводиться как составная часть фронтально...

    Взаимодействие педагогов и родителей логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Взаимодействие специалистов (учитель - логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО), воспитателей и родителей в условиях логопедической группы для детей с ТНР по направлени...

    Управленческий проект Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках работы семейных клубов»

    Управленческий проект Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках  работы семейных клубов»...

    Презентация управленческого проекта Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках работы семейных клубов»

    Презентация управленческого проекта «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках  работы семейных клубов&raq...

    Статья "К вопросу о взаимодействии педагога и родителей дошкольников с нарушением слуха"

    В статье раскрываются проблемы взаимодействия со стороны родителей детей с нарушением слуха и со стороны специалистов, работающих с этими детьми. В статье обозначены  основные направления и ...