«Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения».
презентация по логопедии на тему

Пальмина Лариса Викторовна

Анализ развития лексики детей дошкольного возраста с нарушениями речи свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использования, неточности употребления слов. Исследования лексики являются актуальными в настоящее время, что обусловлено значимостью лексики для речевого развития в целом, для процесса коммуникации и для развития познавательной деятельности детей с нарушениями речи.                        

Лексическая система ребенка с экспрессивно-стилистической точки зрения представлена в виде общеупотребительной (стилистически нейтральной) и эмоционально-экспрессивной лексики.

 К общеупотребительной лексике относятся разряды слов, служащие названиями основных понятий, предметов, явлений. Эта часть лексики представляет собой обычные названия явлений окружающей нас действительности и является основным в повседневной языковой практике.

Эмоционально-экспрессивная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний. 

Для развития эмоциональной лексики необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx65.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 81»

Презентация опыта работы  «Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения».

Подготовил: учитель – логопед

Пальмина Лариса Викторовна

Курск,  2016г.  


Добрый день, дорогие гости! Мы снова рады видеть вас в нашем учреждении. Представьте себе  цвет, который  вы любите больше всего. К этому вопросу мы вернемся в конце презентации.

По данным  мировой статистики, количество детей с нарушениями речи постоянно растет. И связанно это с множеством факторов: социально-экономических, экологических, генетических.

В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС) (до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми). По данным разных авторов, в настоящее время перинатальная энцефалопатия (ПЭП) встречается в 70% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии.

Исследования лексики являются актуальными в настоящее время, что обусловлено значимостью лексики для речевого развития в целом, для процесса коммуникации и для развития познавательной деятельности детей с нарушениями речи.                        

Лексическая система ребенка с экспрессивно-стилистической точки зрения представлена в виде общеупотребительной (стилистически нейтральной) и эмоционально-экспрессивной лексики.

 К общеупотребительной лексике относятся разряды слов, служащие названиями основных понятий, предметов, явлений. Эта часть лексики представляет собой обычные названия явлений окружающей нас действительности и является основным в повседневной языковой практике.

Эмоционально-экспрессивная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний.

Дети с нарушениями речи  пользуются в основном общеизвестными, наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется дошкольниками с речевыми нарушениями выборочно и фрагментарно. А между тем это особый лексический пласт, который наиболее близок детям. Данная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации между дошкольниками, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии детей.

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение (Н.С.Жукова, 1994г.; Р.Е.Левина, 1986г.; Л.Ф.Спирова, 1980г.; Т.Б.Филичева; Г.В.Чиркина, 1999г. Анализ развития лексики детей дошкольного возраста с нарушениями речи свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использования, неточности употребления слов (Б. М. Гриншпун, В.Н.Еремина, И.Ю.Кондратенко, Р.Е. Левина, В. А. Ковшиков, Н.В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, С.Н.Шаховская и др.).

Для развития эмоциональной лексики необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.  

Объект исследования: процесс обогащения эмоциональной сферы старших дошкольников.

Предмет исследования: эмоциональное развитие и развития связной речи с элементами коррекции эмоционально-волевой сферы.

Цель исследования: формирование  эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения.

Она реализуется через задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с основными видами эмоций. Классификация эмоций по модальности: радость, страх, удивление, гнев, печаль.

2. Учить видеть собственный эмоциональный образ и распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос и пр.).

3. Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.

Положительные эмоции возникают в ситуациях, сулящих успех, достижение цели, удовлетворение потребности. Они являются сигналом собственной поведенческой компетентности.

Отрицательные эмоции возникают в ситуации фрустрации, т.е. при появлении препятствий на пути к цели. Связаны с некомпетентностью, потерями, боязнью ответственности. Активизируют механизмы психологической защиты.

4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.

Коррекционные:        

1. Развитие невербальных средств общения: мимики, пантомимики.

2. Развитие интонационной стороны речи.

3. Развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.

Воспитательные:

1. Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).

2. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными, социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).

4. Воспитывать правильную реакцию детей  на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.  

Перспективное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности рассчитано на два учебных года. Организация коррекционно-развивающей работы осуществляется в 3 этапа:                  

1 этап – диагностико-прогностический

Цель:

*комплексная диагностика;

- Мною разработан диагностический комплекс исследований  эмоционального состояния старших дошкольников, который  является предпосылкой для формирования эмоциональной лексики и диагностический комплекс исследований  эмоциональной лексики.

- Анкетирование родителей  «Что вас тревожит в собственном ребенке?», «Знаете ли вы своего ребенка?» проводится в сентябре и марте.

- По результатам  анкетирования родителей,  для создания положительной эмоциональной атмосферы они  выбирают совместные с детьми праздники и развлечения.

- Заполнение родителями  таблицы наблюдения за  проявлениями эмоционального состояния своего ребенка и для выявления общего эмоционального фона группы.

* разработка целей и задач коррекционно-развивающей работы;

* разработка плана осуществления коррекционно-развивающей работы

 совместно с педагогами и родителями воспитанников.

В рамках «малого педсовета» обсуждаем результаты диагностики, намечаем пути коррекции.                        

2 этап - коррекционно - формирующий (поисково-продуктивный)

Цель:

* подготовка детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний для последующей интеграции этих знаний при формировании лексических навыков в области эмоциональной лексики;

Развитие паралингвистических средств общения и интонационной стороны речи

Изучение и уточнение эмоциональных состояний

Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние

Развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей

Формирование воспроизведения ритма речи

Формирование восприятия выразительности речи

Использование междометий в экспрессивной речи

Использование фразы с нужной интонацией.

Умение дифференцированно использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи

*  формирование эмоционально – экспрессивной лексики.

Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением

Образование слов со значением увеличительности (суффикс “ищ”)

Образование слов-синонимов

Образование слов-антонимов

Образование прилагательных путем частого или префиксального повтора

 (добрый – добрый, добрый – предобрый)

Образование словосочетаний

Добавление слов в словосочетании

Образование словосочетаний от прилагательных в сравнительной и превосходной степени

Образование словосочетаний с синонимически близкими словами

Образование словосочетаний со словами противоположного значения

Составление предложений

Составление предложений с заданным словом

Составление деформированного предложения

Распространение предложений с помощью синонимов

Составление предложений с противительным союзом “А”

Составление предложений с союзом “потому что”

Обучение рассказыванию

Составление рассказов по графическим схемам

Составление рассказов по серии сюжетных картин

- Мною собрана картотека игр для развития эмоционально – речевой сферы, приобретены пособия и дидактический материал по теме.

- Разрабатывается комплект домашних заданий по теме.

«Придумайте и запишите рассказ по двум пиктограммам эмоций» с последующим  рассказыванием  в группе.

- Осуществляем взаимодействие с родителями через страничку логопеда на сайте МБДОУ.

* создание эмоционально-комфортной коррекционно-развивающей среды;                      

- Педагогами группы были изготовлены:  дидактическое пособие «Маски эмоций»,

дидактическое пособие «Чудо-дерево» 

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление представлений о временах года, элементы дыхательной гимнастики,

«Коробка - мирилка»,  успешно используем обруч для снятия агрессии и эмоционального напряжения.

*Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе.

-  В рамках проектной деятельности педагогами и родителями было изготовлено многофункциональное пособие «Сухой аквариум».

Цель: развитие мелкой моторики, элементы дыхательной гимнастики, закрепление положительных эмоций, связанных с родителями, которые изготовили рыбок.

                3 этап – оценочно-проективный (рефлексивный)

Цель:

* анализ результатов проведенной работы;

* формирование рефлексивной сферы участников коррекционно-развивающего процесса;

* проектирование последующей работы с детьми.

Диагностика эмоционального состояния детей проводится дважды в год (сентябрь, май). Результаты данной диагностики показали положительную динамику. 

                       

1 - диагностический комплекс исследований  эмоционального состояния и эмоциональной лексики (сентябрь 2015г.)

2 - диагностический комплекс исследований эмоционального состояния и эмоциональной лексики (май 2016г.)

3 – диагностический комплекс исследований  эмоционального состояния и эмоциональной лексики (сентябрь 2016г.)                      

Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования, однако в начале этого периода дети еще не имеют способности оценивать себя адекватно и склонны переоценивать себя, на что их направляют  преимущественно положительные оценки окружающих их взрослых. К завершению дошкольного периода у ребенка развивается способность верно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих.

Между уровнем тревожности и самооценки в старшем дошкольном возрасте существует тесная двусторонняя связь. Наиболее часто заниженной самооценке соответствуют повышенные показатели тревожности. Однако к концу дошкольного возраста эти связи утрачивают статистическое значение, что может быть связано с созреванием самооценки, уровня притязаний и произвольных форм саморегуляции. Уровень тревожности и агрессивности уменьшается  почти вдвое.    

            Вывод: Применение разработанных в группе различных направлений диагностической и коррекционно-воспитательной работы обеспечивает  условия для стабилизации и гармонизации внутреннего состояния детей, способствует  формированию  эмоциональной лексики.                

Человек, научившийся управлять своими эмоциями, становится хозяином своей жизни.  Дейл Карнеги.                              

Желаю всем хорошего настроения на весь день!

Возвращаясь к вопросу о любимом цвете. Предлагаем каждому взять лепесток любимого цвета и составить цветик - многоцветик на память о нашем семинаре.

Литература

  1. Акименко В. М. «Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009.
  2. Годовникова Л.В., И.В. Возняк, А.А. Мороза, А.В.Белицкая «Коррекционно – развивающие технологии в дошкольном образовательном учреждении» - Волгоград, «Учитель», 2013
  3.  Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей 3 – 7лет», Москва, «ТЦ Сфера», 2011
  4.  Глухов В. П. «Формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием», Москва, «Арктики», 2002.
  5. Кондратенко И.Ю. «Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи», Москва, «Каро», 2006
  6.  Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». Санкт- Петербург, «СОЮЗ», 2001.
  7. Лопатина Л.В., Н.В. Серебрякова «Преодоление речевых нарушений у дошкольников», Санкт- Петербург, «Союз», 2001
  8. Перегуд А.И., С.В.Конкевич, Н.Г.Кудрявцева, Е.М.Долганова
  9. «Технология создания эмоционально комфортной коррекционно-развивающейсреды в условиях ОЭР», Санкт – Петербург, «Детство – пресс», 2012
  10.   Скотникова Е.С. «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности», «Логопед.ру»

Глоссарий

Глосса́рий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.

Лексика (от греч. lexikós — относящийся к слову), совокупность слов, словарный состав языка.

Мимика - выразительные движения лицевых мышц, выражение лицом своего состояния, своих эмоций, чувств и отношений.

Пантоми́ма (от др.-греч. παντόμῑμος (pantomimos)) — вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

Пантомима - жест, выразительное телодвижение, служащее средством объяснения, разговора.

Паралингвистические средства общения - невербальные (неречевые) средства передачи информации.

Рефлексия  (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии.

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, выносливость) —  терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности.

Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.

Элиминация (от лат. elimino — выношу за порог, удаляю), удаление, исключение, устранение чего-л.

Эмоции (франц. émotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную), субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.

Эмпа́тия (греч. «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека.

Словарь добрых слов и выражений

Приветствие

Доброе утро!

Доброго здоровья!

Здравствуйте!

Мир вашему дому!

Нижайший поклон!

Очень рада вас видеть!

Привет!

Приятно снова вас видеть!

Приветствую вас!

Рада встрече с вами!

Прощание

Будьте здоровы!

Всего доброго!

Всего хорошего!

Доброй ночи!

Доброго пути!

До встречи!

До свидания!

До скорого свидания!

До скорой встречи!

Желаю всяческих благ!

Кланяюсь вам!

Нижайший поклон!

Позвольте откланяться!

Прощайте!

Словарь добрых слов и выражений

Приветствие

Доброе утро!

Доброго здоровья!

Здравствуйте!

Мир вашему дому!

Нижайший поклон!

Очень рада вас видеть!

Привет!

Приятно снова вас видеть!

Приветствую вас!

Рада встрече с вами!

Прощание

Будьте здоровы!

Всего доброго!

Всего хорошего!

Доброй ночи!

Доброго пути!

До встречи!

До свидания!

До скорого свидания!

До скорой встречи!

Желаю всяческих благ!

Кланяюсь вам!

Нижайший поклон!

Позвольте откланяться!

Прощайте!


Планирование коррекционной работы по развитию эмоциональной лексики в группе компенсирующей направленности  для детей с нарушениями речи в возрасте 5 -6 лет

Развитие паралингвистических средств общения и интонационной стороны речи

Существенный коммуникативный фактор общения – использованиепаралингвистических средств общения (от греч. par – "около" и "лингвистика") – невербальных (неречевых) средств передачи информации.

Различаются три вида паралингвистических средств: фонационные, кинетические и графические (в письменной речи-знаки препинания). К фонационным паралингвистическим средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ...). К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика.

№ п/п

Цель

Блок деятельности

1.

Изучение и уточнение эмоциональных состояний

Беседы.

Игры “Разные настроения”.

Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние

Мимические средства (мимическая гимнастика).

Пантомимические средства (использование пантомимических этюдов как физкультминуток и упражнений на релаксацию).

Графические изображения лица.

Цветовая характеристика эмоций.

Игры “Обезьянки”, “Книга настроений”, “Зеркальный кубик”, “Кубик эмоций”, “Наседка и цыплята”, “Лото настроений”, “Собери лицо”, “Нарисуй клоуна”, “Комната смеха”, “Через стекло”, “Следствие ведут малыши”, “Угадай по описанию”.

Развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей

Чтение небылиц “Так бывает или нет”, “Первый раз в детском саду”, “Обычный, странный”, “Разные колеса”, “У тебя у самого свой ум” В.Даля.

Упражнение (ТРИЗ), “Хорошо – плохо”, “Я думаю - он думает…”.

Прослушивание музыкальных фрагментов и определение эмоционального настроения.

Игры “Чья песенка”, “Кто так танцует”, “Что тебе снится”, “Подбери к мелодии цвет”, “Азбука настроений”, “Встреча настроений”.

Формирование воспроизведения ритма речи

Ритмические упражнения. Прослушивание и отстукивание по подражанию разных ритмических рисунков: “По какой дорожке скачет лягушка”, “Высоко-низко”; “Полет пчелы”.

Формирование восприятия выразительности речи

Игры “Кто так говорит”, “Какое настроение у ежика”, “Какая маска говорит”.

Использование фразы с нужной интонацией.

Проговаривание с нужной интонацией предложений сопряженно, отраженно, самостоятельно.

Игры “У меня есть кот”, “У меня есть собака”, “Мама пришла”.

Использование междометий в экспрессивной речи

Проговаривание с нужной интонацией междометий на материале стихов и историй рассказываемых логопедом.

Умение дифференцированно использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи

Диалоги.

Стихотворения.

Игры-драматизации “Перчатки”, “Котята”, “Сказка о глупом мышонке”, “Теремок”, “Колобок”, “Три медведя” и др.

Формирование эмоциональной лексики

№ п/п

Цель

Блок деятельности

Словообразование

Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением

Игры “Ласковые имена”, “Оденем кукол на прогулку”, “Накрой на стол”, “Большой – маленький”.

Образование слов со значением увеличительности (суффикс “ищ”)

Игры “Братец Ик и Братец Ищ”, “Гномы и великаны”

Образование слов-синонимов

Игры “Слова – друзья”, “Скажи по-другому”, “Я начну, а ты продолжи”, “Кто больше”.

Образование слов-антонимов

Игры “Наоборот”, “Вредный попугай”, “Слова – враги”.

Образование прилагательных путем чистого или префиксального повтора (добрый – добрый, добрый – предобрый)

Игра “У кого больше”, “Раскрась слова”, “Подбери к цвету слово”

Образование словосочетаний

1.

Добавление слов в словосочетании

Подбор существительных к прилагательным.

Игры “Про кого можно сказать”, “Подбери словечко”, “Я начну, а ты продолжи”, “Кто больше”.

2.

Образование словосочетаний от прилагательных в сравнительной и превосходной степени

Игры “Подбери слова к цвету”, “Угадай кто веселее”, “Разложи и расскажи”, “Кто лучше”, “Расскажи кто как одет”

3.

Образование словосочетаний с синонимически близкими словами

Игры “Скажи по-другому”, “Я начну, а ты продолжи”.

4.

Образование словосочетаний со словами противоположного значения

Игры “Скажи наоборот”, “Вредный попугай”, “Хорошо – плохо”, “Красивое и безобразное”, “Испорченный телефон”.

Составление предложений

1.

Составление предложений с заданным словом

Игра “Составь предложение”.

2.

Составление деформированного предложения

Игры “Подружи слова”, “Помоги Незнайке”, “Верно – неверно”.

3.

Распространение предложений с помощью синонимов

Игра “Снежный ком”, “Кто скажет лучше”, “Подбери красивые слова”.

4.

Составление предложений с противительным союзом “А”

Игры “Наоборот”, “Вредный Буратино”, “Я начну, а ты продолжи”.

5.

Составление предложений, с союзом “потому что”

Игры “Я начну, а ты продолжи”, “Почему так бывает”, “Почему и потому”.

Обучение рассказыванию

1.

Составление рассказов по графическим схемам

Игры “Прочитай письмо”, “Напиши письмо другу”.

2.

Составление рассказов по серии сюжетных картин

Расположение в нужном порядке картинок.

Определение эмоционального состояния героев.

Рассказывание “по цепочке”.

Составление рассказа, придумывание к нему названия и дополнение его описания предыдущего события.

Инсценировка рассказа.

3.

Составление рассказа по сюжетной картине

Беседа по вопросам.

Рассказ, составленный из ответов детей.

Составление плана рассказа с использованием опорных схем, картинок, пиктограмм.

Составление рассказа “по цепочке”.

Планирование коррекционной работы по развитию эмоциональной лексики в группе компенсирующей направленности  для детей с нарушениями речи в возрасте 6-7лет

Развитие паралингвистических средств общения и интонационной стороны речи

№ п/п

Цель

Блок деятельности

Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние

Мимические средства (мимическая гимнастика).

Пантамимические средства (использование пантамимических этюдов, как физкультминуток и упражнений на релаксацию).

Графические изображения лица.

Цветовая характеристика эмоций.

Игры “Комната смеха”, “Через стекло”, “Где мы были не скажем, что делали покажем”, “Угадай по описанию”, “Зеркало движений”, “Рассмеши царевну - Несмеяну”, “Обезьянки”, “Книга настроений”, “Угадай настроение”, “Кубик эмоций”, “Наседка и цыплята”, “Лото настроений”, “Собери лицо”, “Нарисуй клоуна”.

Развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей

Чтение небылиц “Так бывает или нет”, “Обычный, странный”, “Разные колеса”, “У тебя у самого свой ум” В.Даля.

“Сказки наизнанку”, “Я начну, а ты продолжи”, “Нравится – не нравится”, “Хорошо – плохо”, “Я думаю - он думает…”.

Прослушивание музыкальных фрагментов и определение эмоционального настроения.

Игры “Назови похожее”, “Два зеркала”, “Детективы”, “Здравствуй-прощай”, “Чья песенка”, “Кто так танцует”, “Что тебе снится”, “Подбери к мелодии цвет”, “Азбука настроений”, “Встреча настроений”.

Формирование воспроизведения ритма речи

Ритмические упражнения. Прослушивание и отстукивание по подражанию разных ритмических рисунков:

  1. Прослушивание изолированных ударов и определение количества ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.
  2. Прослушивание серии простых ударов и предъявление карточки.
  3. Прослушивание серии акцентированных ударов и предъявление карточки.
  4. Отстукивание, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленных изолированных ударов.
  5. Запись условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).
  6. Самостоятельное воспроизведение по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные).

Игры “Лягушка скачет”, “Пчелка летит”

Формирование восприятия выразительности речи

Игры “Сердитый дедушка”, “Иностранец”, “Кто так говорит”, “Какое настроение у ежика”, “Какая маска говорит”.

Использование междометий в экспрессивной речи

Проговаривание с нужной интонацией междометий на материале стихов и историй рассказываемых логопедом.

Использование фразы с нужной интонацией в экспрессивной речи

Проговаривание с нужной интонацией предложений сопряженно, отраженно, самостоятельно.

Игры “иностранец”, “Подарок”, “Мама пришла”, “День рождения Маши”, “Новая игрушка”, “В гостях у Петрушки”, “В зоопарке”.

Умение дифференцированно использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи

Диалоги.

Стихотворения.

Игры-драматизации “Три поросенка”, “Рукавичка”, “Сказка о глупом мышонке”, “волк и семеро козлят”, “Лиса и волк”, “Три медведя” и др.

Формирование эмоциональной лексики

№ п/п

Цель

Блок деятельности

Словообразование

Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением

Игры “Ласковые имена”, “Оденем кукол на прогулку”, “Накрой на стол”, “Большой – маленький”.

Образование слов со значением увеличительности (суффикс “ищ”)

 Игры “Братец Ик и Братец Ищ”, “Гномы и великаны”

Образование слов-синонимов

Игры “Слова – друзья”, “Скажи по-другому”, “Я начну, а ты продолжи”, “Кто больше”.

Образование слов-антонимов

Игры “Наоборот”, “Вредный попугай”, “Слова – враги”.

Образование прилагательных путем чистого или префискального повтора (добрый – добрый, добрый – предобрый)

 Игра “У кого больше”, “Раскрась слова”, “Подбери к цвету слово”, “Разложи по цветам”.

Образование превосходной степени прилагательных (грустный – наигрустнейший)

 Игра “У меня столько, а у тебя еще больше”.

Образование словосочетаний

1.

Добавление слов в словосочетании

Подбор существительных к прилагательным.

Игры “Про кого можно сказать”, “Подбери словечко”, “Я начну, а ты продолжи”, “Кто больше”.

2.

Образование словосочетаний от прилагательных в сравнительной и превосходной степени

 Игры “Подбери слова к цвету”, “Угадай кто веселее”, “Разложи и расскажи”, “Кто лучше”, “Расскажи кто как одет”

3.

Образование словосочетаний с синонимически близкими словами

 Игры “Скажи по-другому”, “Я начну, а ты продолжи”, “Слова-друзья”.

4.

Образование словосочетаний со словами противоположного значения

 Игры “Скажи наоборот”, “Вредный попугай”, “Хорошо – плохо”, “Красивое и безобразное”, “Испорченный телефон”.

5.

Образование словосочетаний путем добавления главного слова к зависимому

 Игра “Подбери слово”, “Скажи какой”, “Я начну, а ты продолжи”, “Кто скажет больше”, “Укрась слово”.

6.

Образование словосочетаний путем добавления зависимых слов к главному

Игры “Подбери словечко”, “Про кого так говорят”, “Загадки - подсказки”.

Составление предложений

1.

Составление предложений с заданным словом

 Игра “Составь предложение”, “Прочитай предложение по схеме”, “Напиши” предложение”.

2.

Составление деформированного предложения

 Игры “Подружи слова”, “Помоги Незнайке”, “Верно – неверно”, “Опять двойка”.

3.

Распространение предложений с помощью синонимов

 Игра “Снежный ком”, “Кто скажет лучше”, “Подбери красивые слова”.

4.

Составление предложений с противительным союзом “А”

 Игры “Наоборот”, “Вредный Буратино”, “Я начну, а ты продолжи”.

5.

Составление предложений с использованием прилагательных в превосходной и сравнительной степени

 Игры “Цветик – семицветик”, “Расскажи о друге”, “Вы поедете на бал”, “Готовимся к празднику”.

6.

Составление предложений, с союзом “потому что”

Игры “Я начну, а ты продолжи”, “Почему так бывает”, “Почему и потому”.

Обучение рассказыванию

1.

Составление рассказов по графическим схемам

Игры “Прочитай письмо”, “Напиши письмо другу”.

2.

Составление рассказов по серии сюжетных картин

Расположение в нужном порядке картинок.

Определение эмоционального состояния героев.

Рассказывание “по цепочке”.

Составление рассказа, придумывание к нему названия и дополнение его описанием предыдущего события.

Инсценировка рассказа.

3.

Составление рассказа по сюжетной картине

Беседа по вопросам.

Рассказ, составленный из ответов детей.

Составление плана рассказа с использованием опорных схем, картинок, пиктограмм.

Составление рассказа “по цепочке”.

Самостоятельное рассказывание.

4.

Творческое рассказывание

Придумывание конца рассказа.

Самостоятельное сочинение рассказов и историй: “Что было дальше”, “Сказки наизнанку”, “Салат из сказок”, “Перевирание сказки”, “Сказка-калька”.


Диагностический комплекс исследований эмоционального состояния

№ п/п

Компоненты

Методики,  диагностический материал, методы

  1. 1.

Доброжелательность (эмоциональный настрой, поведение)

Наблюдение, графическая методика «Кактус»

(М.А. Панфилова)

Межличностная симпатия и дружба

Ответы ребенка, наблюдение, беседа

Толерантность

Наблюдение, ответы детей, беседа

 Устойчивость к фрустрации

Наблюдение, беседа

Тревожность

Анкетирование родителей, наблюдение, беседа

Агрессивность

Наблюдение, ответы детей, беседа

Эмпатия

Наблюдение, ответы детей, беседа

Рефлексия (самооценка)

Рисунок «Моя семья», ответы ребенка, таблица «Моё настроение», Методика «Лесенка»   ( Дембо - Рубинштейн), Методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан)

Диагностический комплекс исследований эмоциональной лексики.

№ п/п

Задание

Дидактический материал

  1. 1.

Образование слов с уменьшительно –ласкательным значением

Предметные картинки

Образование слов - синонимов

Словарь синонимов, предметные картинки

Образование слов - антонимов

Словарь антонимов, предметные картинки

Составление предложения с заданным словом (грустный, злой, веселый)

Картотека слов

Составление рассказа по сюжетной картине

Сюжетные картинки, настольная игра «Хорошо или плохо?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры

В статье содержатся дидактические игры и приемы по коррекции речевых наршений у детей старшего возраста посредством театрализованной игры...

Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры

В данной статье раскрываются практическое применение приемов развития эмоций у дошкольников с нарушениме речи в процессе театрализованной деятельности...

Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Помощь детям с нарушениями речи в коррекционных дошкольных учреждениях....

" Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры"

Эмоции признаны первичными формами психической жизни, «центральным звеном» в развитии личности. По словам Л.С. Выготского, эмоции являются результатом оценки индивида взаимодействия со сре...

Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с нарушениями речи

Способность осмыслить и вербализовать свои эмоции лежит в основе формирования эмоционального интеллекта. Дети дошкольного возраста нередко сталкиваются с проблемами при понимании и выражении своего эм...

Развитие невербальных и вербальных средств коммуникации у воспитанников Дома Ребёнка

Развитие невербальных и вербальных средств коммуникации у воспитанников Дома Ребёнка...