Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с нарушениями речи
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Маилова Лидия Юрьевна

Способность осмыслить и вербализовать свои эмоции лежит в основе формирования эмоционального интеллекта. Дети дошкольного возраста нередко сталкиваются с проблемами при понимании и выражении своего эмоционального состояния, а для детей, имеющих речевые нарушения, это является серьезной проблемой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotivnaya_leksika.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с нарушениями речи

Все виды деятельности человека, в том числе и речевой, пронизаны эмоциональной составляющей. Только будучи эмоционально осмысленными, образы получают вербальную форму для запоминания, хранения и воспроизведения. С помощью речи человек может выбирать разные способы использования эмоций: называть, выражать, описывать, комментировать то, что чувствует.  Дошкольный возраст является благоприятным периодом для работы по эмоциональному развитию – эмоции в дошкольном возрасте неотделимы от познавательных психических процессов. Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев отмечают, что именно в этом возрасте у ребенка начинает формироваться эмоциональная лексика, необходимая для обозначения внутренних переживаний, эмоций и чувств. Осознание своих эмоций, способность их вербализовать лежит в основе формирования эмоционального интеллекта. Дети дошкольного возраста нередко сталкиваются с проблемами при понимании и выражении своего эмоционального состояния, а для детей, имеющих речевые дефекты это является серьезной проблемой. Необходимость обогащения эмоционального опыта детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии на уровне эмоциональной реактивности и эмоциональных состояний является крайне актуальной.

Эмоциональная лексика, реализующая экспрессивную функцию языка, является средством выражения чувств, социальных и индивидуальных оценок, для её называния также используются термины «эмоционально-оценочная», «эмоционально-экспрессивная», «эмотивная», «язык эмоций».

Исследование теории процесса развития эмоциональной лексики у детей И.Ю. Кондратенко позволяет говорить о четырех этапах постижения детьми словаря эмоциональной лексики. Для младшего дошкольника слово замещает чувственный образ конкретного персонажа. В среднем дошкольном возрасте слово замещает чувственный образ ряда идентичных по эмоциональному проявлению героев. Данный возраст характеризуется значительным увеличением количества слов, обозначающих различные эмоциональные состояния, настроения, причины эмоций. Старший дошкольный возраст связан с использованием сигнального значения группы слов, обозначающих эмоции, составлением обобщённых эмоциональных характеристик, побуждением детей к называнию оттенков настроений, раскрытию причин настроения, оценкой нравственной стороны эмоциональных проявлений.

А.Н. Гвоздев выявил, что после первого года жизни лексикон дошкольников значительно растет, дети в возрасте четырех лет правильно называют качество предметов и действий, используя слова-синонимы, слова с противоположным значением, свободно образуют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. К четырем годам формируется интонационная сторона речи, а также умение выражать интонацией вопрос, просьбу или восклицание.

Е.С. Курзинер выделяет пять этапов овладения ребенком эмоциональной лексикой. На первом этапе в возрастном периоде до года эмоциональную окрашенность лексике придают интонация, жесты и мимика. На втором этапе у детей в возрасте от года до одного года и пяти месяцев начинает усваиваться лексика, формирующаяся словообразовательными способами. Третий этап происходит в период от года и пяти месяцев до трех лет и отмечается как номинативный период – ребенок обращается к внешнему миру, познает мир объектов через мир слов, появляются синонимии. Четвертый этап протекает в возрастной период от трех лет до пяти лет – ребенок использует синонимы, появляются первые экспрессивно-окрашенные слова, формируется оценочная лексика, совершенствуется эмоциональная лексика, формирующаяся словообразовательными способами. На последнем этапе дети в возрасте от четырех - пяти лет до одиннадцати - двенадцати лет занимаются интегрированием слов в грамматически оформленное высказывание. На данном этапе ребенок овладевает всем богатством эмоциональной лексики русского языка.

Р.Е. Левина стала первой использовать термин «общее недоразвитие речи», данное понятие активно используется в настоящее время для формирования логопедических групп в дошкольных учреждениях.

Н.В. Нищева поясняет характеристику детей с общим недоразвитием речи в комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), это «дети с поражением центральной нервной системы и со стойким речевым расстройством, которое сочетается с разными особенностями психической деятельности».

Раскроем процесс развития эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи, рассмотренные авторами С.В. Дель, Д.В. Нечаевой, Ж.В. Зигангировой, О.Н. Тверской.

Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

В результате проведенных исследований С.В. Дель и Д.В. Нечаева пришли к выводу, что дошкольники с ОНР в своей речи используют стилистически нейтральные общеупотребительные слова, а эмоциональную лексику включают фрагментарно, она распределяется по антонимическим парам без нейтрального состояния. В речи дошкольников с речевыми нарушениями можно выделить ряд слов общеоценочной лексики, которые чаще всего используются: веселый, добрый, хороший.

Т.Ю. Зашихина отмечает у детей указанной категории проявления гипотомии – бедности эмоций, трудности в использовании средств лицевой экспрессии, несформированность интонационной стороны речи (особенную трудность вызывают фразы с интонацией испуга и грусти), смешение эмоциональных состояний («страха» с «удивлением», «грустью», «гневом»), ошибочный подбор синонимичных слов в области эмоциональной лексики (присоединение частицы «не»), недостатки в выражении эмоционально-смыслового выражения высказывания.

И.Ю. Кондратенко в своем исследовании отмечает следующие особенности эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями: пассивность, сензитивность, зависимость от мнения и установок окружающих, незрелость социальных эмоций, склонность к спонтанному поведению, примитивность эмоционального реагирования. Также в своем исследовании, направленном на изучение особенностей усвоения эмоциональной лексики детьми с ОНР старшего дошкольного возраста, автор указывает, что частота употребления эмоциональной лексики в устной речи детей с ОНР в два раза меньше, чем у нормотипичных сверстников, лексическое разнообразие у детей с ОНР также значительно ниже. Охарактеризованы типичные трудности в освоении эмоциональной лексики у детей с ОНР, такие как замена точных слов-определений прилагательными, имеющими очень широкое значение: злая – «нехорошая», «плохая», весёлая, грустная – «хорошая» и т.п.; замена названий одних признаков предмета другими, ситуативно связанными с ним: грустная – «плачная», веселая – «улыбочная»; замена названий признаков словосочетанием или предложением: испуганный – «он боится». Дети с ОНР испытывают трудности при оценке событий, эмоциональных ситуаций, чувственных переживаний других людей, а также героев сказок, рассказов, стихов, в назывании качеств, которые отражают их самооценку и самоотношение.

Низкий уровень развития активной речи, узость словарного запаса, неполное понимание смысловой стороны слова не позволяют детям с нарушениями речи в полном объеме понять и выразить эмоциональное переживание. Детям с ОНР особенно трудно мимическими средствами передать на своем лице эмоции злости, испуга, удивления. При изучении интонационной стороны речи выявлено, что у дошкольников с речевой патологией наименьшие трудности возникают при произнесении предложения с интонацией радости. В некоторых случаях дети говорят фразу с восклицательной интонацией, в то время как ее требуется сказать испуганно. Наибольшие трудности отмечены у дошкольников с ОНР при произнесении предложения с интонацией удивления, они произносят его радостно или нейтрально.

Все вышеизложенное указывает на то, что процесс развития эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР не происходит спонтанно, без специально организованной поэтапной логопедической работы формирование эмоциональной лексики будет затруднено, и важно специально и систематически работать над ее развитием.

Определением уровня развития эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи занимались И.Ю. Кондратенко, В.Н. Макарова, Н.В. Микляева, В.М. Минаева, Е.А. Ставцева, М.Н. Едакова и другие. В своих методиках авторы разработали определенные упражнения и критерии оценивания уровней развития дошкольников с ОНР.

Диагностическая методика В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой и М.Н. Едаковой для обследования уровня развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, позволяет выявить актуальное состояние эмоциональной лексики ребенка. Данная диагностика включает в себя два блока заданий: первый блок - определение объема эмоциональной лексики (оценка импрессивной лексики), и второй - исследование умения подбирать соответствующие ситуации эмоциональные лексемы, а также антонимы и синонимы к заданным словам (оценка уровня экспрессивной лексики).

Т.Ю. Зашихина раскрывает исследование, в котором использовались методики для изучения уровня эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Автором была разработана методика констатирующего эксперимента на основе работы В.М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников», методик для изучения эмоциональной лексики В.М. Минаевой «Изучение особенностей использования детьми мимики при демонстрации заданной эмоции» и А.М. Щетининой «Изучение особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека». Данные методики позволяют определить успешность использования детьми средств лицевой экспрессии при демонстрации заданной эмоции, исследовать особенностей системы лексики, отражающей эмоциональные состояния и оценки детей, обследовать интонационную сторону речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР

Все игры и упражнения распределены на 3 последовательных этапа: подготовительный, основной и заключительный. Цель подготовительного этапа: расширение эмоуионального опыта ребенка и подготовка к более ...

Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры

В статье содержатся дидактические игры и приемы по коррекции речевых наршений у детей старшего возраста посредством театрализованной игры...

Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры

В данной статье раскрываются практическое применение приемов развития эмоций у дошкольников с нарушениме речи в процессе театрализованной деятельности...

«Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения».

Анализ развития лексики детей дошкольного возраста с нарушениями речи свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использован...

" Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры"

Эмоции признаны первичными формами психической жизни, «центральным звеном» в развитии личности. По словам Л.С. Выготского, эмоции являются результатом оценки индивида взаимодействия со сре...

"Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры"

quot;Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики  у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры"...

" Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры"

quot; Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики  у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры"...