Главные вкладки

    Система игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР
    методическая разработка по логопедии на тему

    Все игры и упражнения распределены на 3 последовательных этапа: подготовительный, основной и заключительный. Цель подготовительного этапа: расширение эмоуионального опыта ребенка и подготовка к более точному восприятию эмоциональных состояний. Основной этап направлен на формирование эмоциональной лексики. Цель заключительного этапа: актуализация эмоциональной лексики в речи детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Система игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР

    Подготовительный этап.

    Цель: Расширение эмоционального опыта ребенка и подготовку к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний.

    Задачи:

    1. Изучение и уточнение различных  эмоциональных состояний.
    2. Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние  мимическими средствами.

    I .  Соотнесение графических изображений эмоциональных состояний.

    «Найди такое же лицо»

    Цель: Развивать умение находить одинаковые графические изображения лиц с различными эмоциональными состояниями по образцу. Закрепить различение эмоциональных состояния по графическим изображениям (радость, грусть, гнев) Развивать зрительное внимание.

    Материал: Наборы графических изображений лиц в различных эмоциональных состояниях у детей и у педагога.

    Описание. Педагог показывает детям картинку и просит найти такую же.

    Педагог показывает картинку и просит найти всех таких же веселых (грустных).

    «Найди пару»

    Цель: Упражнять в нахождении графических изображений по образцу. Различение эмоций страха, грусти, гнева и радости. Развивать зрительное внимание.

    Материал: . Набор карт-пиктограмм, 1-й набор —целый, 2-й — разрезанный.

    Описание. Детям дается набор шаблонов, они распознают

    строение (эмоции). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезные шаблоны перемешивают между собой. Детям предлагается помочь людям, найти и собрать их фотографии.

    «Найди отличия»

    Цель: Познакомить с эмоцией         удивления. Упражнять в различении эмоциональных состояний по мимике с опорой на графические изображения. Учить находить сходства и различия. Развивать зрительное восприятие, внимание.

    Материал: Картинки с изображением эмоций, различающиеся несколькими элементами.

    Описание: Педагог предлагает ребенку найти, чем похожи картинки, чем отличаются. За каждое отличие ребенок получает фишку.

    «Лото настроений»

    Цель:  Закреплять умение различать эмоциональные состояния с опорой на картинку-образец. Развивать внимание, усидчивость.

    Материал: у детей большие карточки с несколькими изображением людей, животных, птиц, в различных эмоциональных состояниях. У педагога разрезные карточки.

    Описание: Педагог показывает картинки, называет их, а дети находят, у кого есть такая же картинка и закрывают ее. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки.

    II . Узнавание эмоций по словесному описанию.

    «Найди девочку»

    Цель: Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.

    Материал: у детей наборы пиктограмм.

    Описание: Педагог рассказывает небольшой рассказ и просит подобрать пиктограмму, соответствующую настроению девочки.

    Примерные рассказы:

    1. У Маши был день рождения. Пришли гости, они принесли Маше много подарков. Маше были весело, она улыбалась.
    2. Катя вышла во двор, взяла санки и стала кататься с горки, ей было очень весело.
    3. Лена потеряла свою любимую игрушку, она расстроилась.
    4. Пришла Маша с прогулки испуганная, она увидела большую лохматую собаку.

    «Подними картинку»

    Цель: Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.

    Материал: у детей наборы пиктограмм.

    Описание: Педагог рассказывает рассказы или читает стихи, а дети определяют по тексту эмоциональное состояние героев и поднимают пиктограмму.

     Примерные тексты:

    Наша Таня громко плачет,

    Уронила в речку мячик.

    Зайку бросила хозяйка,

    Под дождем остался зайка,

    Со скамейки слезть не мог,

     Весь до ниточки промок.

    Идет бычок качается,

    Вздыхает на ходу:

    - Ох, доска кончается,

    Сейчас я упаду!

    Все бело, бело, бело,

    Много снегу намело,

    Вот веселые деньки,

    Все на лыжи и коньки!

    Подарил мне папа льва!

    Ох, и струсил я сперва!

    Я два дня его боялся.

    А на третий –

    Он сломался.

    III. Понимание и выражение эмоциональных состояний с опорой на графические изображения.

    «Волшебные часы»

    Цель: учить точно воспринимать и передавать эмоциональные состояния с помощью мимики с опорой на графические изображения.

    Материал:  Картонный круг со стрелкой. По краям круга наклеены пиктограммы разных эмоциональных состояний.

    Описание: Ведущий раскручивает стрелку. Все дети проговаривают слова:

    Стрелка, стрелка покружись,

    И картинка покажись.

    Все дети изображают данное настроение мимическими средствами, а ведущий выбирает того ребенка, который по его мнению более точно изобразил это эмоциональное состояние и этот ребенок становится ведущим.

    «Кубик»

    Цель:  Упражнять в изображении мимическими средствами различных эмоциональных состояний по пиктограммам.

    Материал: картонные куб, на грани которого наклеены пиктограммы.

    Описание: Ведущий бросает кубик, дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, становится ведущим.

    «Замри»

    Цель: Закреплять умение различать и передавать различные эмоции с помощью мимики.

    Материал:  Карточки с изображением разных эмоциональных состояний.

    Описание: Дети двигаются по комнате под звуки бубна( погремушки, металлофона), с остановкой музыки, педагог говорит: «Замри» и показывают карточку с эмоциональным состоянием. Дети изображают соответствующую эмоцию.

    IV . Выражение эмоциональных состояний без зрительной опоры.

    «Король Боровик»

    Цель: Упражнять в выражении эмоции гнева.

    Дети стоят в ругу, считалкой выбирают короля Боровика, он стоит в кругу, а дети двигаются по кругу и произносят текст:

    Шел король Боровик

    Через лес напрямик,

    Он грозил кулаком

    И стучал каблуком.

    Был король Боровик не в духе:

    Короля покусали мухи.

    Ребенок стоящий в кругу изображает настроение и выполняет действия по тексту.

    «Море волнуется»

    Цель:  Упражнять в выражении различных эмоциональных состояний мимическими и пантомимическими средствами.

    Описание: Дети стоят и проговаривают слова:

                                 Море волнуется, раз,

                                 Море волнуется, два,

            Море волнуется три,

                                 Веселая фигура на месте замри. (грустная…)

    Ведущий выбирает ребенка, который по его мнению более выразительно передал предложенное настроение.

    «Наседка и цыплята»

    Цель: Упражнять в выражении различных эмоций по слову педагога.

    Описание: Дети изображают цыплят, а педагог курицу.

    Педагог. Долго сидела курица на яйцах. И вот пришла пора появляться цыплятам на свет.

    Первый цыпленок (прикасается к нему) появился на свет и удивился: «Как просторно вокруг, а в скорлупке было тесно!»

    Второй цыпленок рассердился, нахмурился, он хотел появиться на свет первым и его опередили.

    Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе, а тут много места, и всюду опасность.

    «Облака»

    Цель: та же.

    Описание: Педагог читает текст стихотворения, а дети изображают облака в соответствии с текстом:

    По небу плыли облака,

    А я на них смотрел,

    И два похожих облачка

    Найти я захотел.

    Я долго всматривался ввысь

    И даже щурил глаз,

    А что увидел я, то вам

    Все расскажу сейчас.

    Вот облачко веселое

    Смеется надо мной:

    Зачем ты щуришь глазки так?

    Какой же ты смешной!

     Я тоже посмеялся с ним:

    — Мне весело с тобой!

    И долго-долго облачку

    Махал я вслед рукой.

    А вот другое облачко

    Расстроилось всерьез:

    Его от мамы ветерок

    Вдруг далеко унес.

    И каплями-дождинками

    Расплакалось оно...

    И стало грустно-грустно так,

    А вовсе не смешно.      

    И вдруг по небу грозное

    Страшилище летит

    И кулаком громадным

    Сердито мне грозит.

    Ох, испугался я, друзья,

    Но ветер мне помог:

    Так дунул, что страшилище

    Пустилось наутек.

    А маленькое облачко

    Над озером плывет,

    И удивленно облачко

    Приоткрывает рот:

    — Ой, кто там в глади озера

    Пушистенький такой,

    Такой мохнатый, мягонький?

    Летим, летим со мной!

    Так очень долго я играл

    И вам хочу сказать,

    Что два похожих облачка

    Не смог я отыскать.

                                     Основной этап.

    Цель:  формирование эмоциональной лексики.

    Задачи:

    1. Расширение лексики, обозначающей эмоциональные состояния.
    2. Расширение эмоционального словаря за счет употребления антонимов и синонимов.
    3. Упражнение в словообразовании существительных с уменьшительными значениями.

     I .  Называние эмоциональных состояний.

    «Угадай настроение»

    Цель:  учить различать и называть эмоциональные состояния по мимике.

    Описание: педагог показывает разные эмоциональные состояния и задает вопрос: «Какое у меня настроение?» Дети называют. По мере ознакомления с игрой, ведущим становится ребенок.

    «Кубик»

    Цель:  учить называть эмоциональные состояния радости, грусть, радость, удивление, страх, испуг.

    Материал: картонный кубик, на гранях которого наклеены изображения эмоциональных состояний.

    Описание: ведущий бросает кубик, на гранях которого изображены разные эмоции, дети называют их.

    «Что изменилось?»

    Цель:  упражнять в назывании эмоциональных состояний. Развивать зрительное внимание, память и пространственную ориентировку.

    Материал: пиктограммы или фотографии с изображением разных эмоциональных состояний.

    Описание: педагог размещает на фланелеграфе пиктограммы, дети запоминают их расположение. Педагог предлагает детям отвернуться, он меняет местонахождение пиктограмм. Дети говорят что изменилось, называя эмоциональные состояния словом.

    Примечание: начинать игру следует с 3 – 4 картинок, постепенно увеличивая их количество.

    «Какого лица не стало?»

    Цель: Упражнять в назывании эмоций словом. Развивать зрительное  внимание и  память.

    Материал: пиктограммы.

    Описание: Педагог располагает на фланелеграфе пиктограммы, дети отворачиваются, педагог убирает одну пиктограмму, дети называют какого лица не стало.

    «Разрезные картинки»

    Цель: Упражнять в узнавании и назывании эмоциональных состояний по графическим изображениям. Развивать зрительное восприятие, гнозис.

    Материал: разрезанные изображения фотографий или пиктограмм.

    Описание:  Детям предлагается склеить (сложить) разрезанные фотографии людей и определить, какое у них настроение, почему у них такое настроение, что случились?

    Затем дети меняются картинками.

    II. Словообразование существительных с уменьшительным значением.

    «Большой и маленький»

    Цель: упражнять в словообразовании существительных с уменьшительными суффиксами..

    Материал: Кукла, одежда, посуда, мебель.

    Описание: педагог предлагает детям пригласить в гости куклу, она маленькая, называет ее «куколка». Дети рассматривают куклу и называют ласково части тела, одежды куклы, посуду, мебель, которая предназначена для куклы

    «Скажи ласково»

    Цель: упражнять в употреблении существительных с уменьшительным значением.

    Материал: предметные картинки: лиса, заяц, белка, корова, ворона, сорока, воробей, трава…

    Описание: на столе лежат перевернутые вниз изображением картинки, дети подходят, берут картинку, называют слово ласково и забирают картинку

    «Ласковые имена»

    Цель: Упражнять в словообразовании с использование уменьшительных суффиксов по аналогии.

    Материал:  цветок из бумаги.

    Описание: педагог предлагает поиграть в игру и назвать друг друга ласково, дает образец, называя «Сашенька» и дает ему цветок. Следующий ребенок называет ласково какого-нибудь ребенка и отдает ему цветок.

    «Ласковые дети»

    Цель: та же.

    Материал: мяч.

    Описание: Дети стоят в кругу, педагог в центре.

                             Мяч лови, мяч бросай

                             И словечко приласкай.

    Педагог называет слова: рука, нога, голова, трава, лиса, хлеб, камень, дорога, мама, бабушка, дедушка, зима…

    III.  Подбор антонимов.

     « Покажи наоборот»

    Цель:  Учить противопоставлять различные эмоциональные состояния и настроения. Расширять словарь прилагательных.

    Описание: Педагог предлагает детям поиграть в игру наоборот, он им предлагает изобразить веселую девочку или мальчика, затем наоборот, злого Карабаса- Барабаса, наоборот доброго Айболита, показать старенького дедушку и молодого солдата, трусливого зайца и храброго льва,

    «Подбери картинку наоборот»

    Цель: Упражнять в установлении антонимических отношений. Развивать внимание.

    Материал:  предметные картинки с изображением веселой девочки, грустной девочки, веселого мальчика, грустного мальчика, злого волка, доброго волка…

    Описание: Педагог раздает детям картинки по одной из пары. Называет: «У меня грустная девочка, у кого наоборот?» ребенок называет и показывает картинку.

    «Вредный Буратино»

    Цель: учить детей устанавливать антонимические отношения.

    Материал: игрушка Буратино.

    Описание: в гости к детям приходит Буратино. Педагог рассказывает, что он очень вредный и делает и говорит все наоборот. Педагог предлагает сказать детям слова, а Буратино будет говорить все наоборот:

    Большой – маленький,

    Толстый – тонкий,

    Веселый- грустный,

    Радостный – грустный,

    Злой – добрый,

    Храбрый – трусливый,

    Старый – молодой,

    Детям предлагают превратиться в вредного Буратино. Дети подбирают антонимы к предложенным словам.

    «Слова-неприятели»

    Цель: Упражнять в подборе антонимов к словам с оценочным значением.

    Материал: мяч.

    Описание: педагог бросает ребенку мяч и просит назвать слова-непрятели, предварительно разбирается значение слова непрятели.

    Грустный –

    Радостный-

    Злой –

    Веселый –

    Сильный –

    Храбрый –

    Слабый –

    Трусливый –

    Смелый –

    Хороший –

    Чистый –

    III. Подбор синонимов.

     

    «Слова-приятели»

    Цель:  учить выбирать из предложенных слов, слова со сходным значением.

    Описание: Детям предлагают выбрать из 3 слов 2 слова- приятеля. Разбирается значение слова приятели.

    Грустный, печальный, глубокий.

    Храбрый, звонкий, смелый.

    Слабый, неловкий, неуклюжий.

    Большой, красивый, огромный.

    Веселый, радостный, хороший.

    Плохой, злой, сердитый.

    Трусливый, маленький, пугливый.

    «Скажи по-другому»

    Цель: упражнять в подборе  синонимов.

    Описание: Педагог предлагает детям назвать слово по-другому.

    Грустный –

    Радостный-

    Злой –

    Веселый –

    Сильный –

    Храбрый –

    Слабый –

    Трусливый –

    Смелый –

    Хороший –

    Чистый –

    Удивленный -

                                Заключительный этап.

     Цель: Актуализация эмоциональной лексики в речи детей.

    Задачи:

    1. Закрепление эмоциональной лексики.
    2. Активизация эмоциональной лексики в словосочетаниях и предложениях.

    «Подбери слово»

    Цель: Закрепить понимание и употребление оценочных прилагательных в речи. Упражнять в согласовании прилагательных с существительным в роде.

    Описание: Педагог предлагает детям сказать, про кого можно сказать

    Веселый ( мальчик, зайчик, щенок)

    Веселая (девочка, белочка, бабочка, птичка…)

    Грустный

    Грустная

    Смелый

    Смелая

    Трусливый

    Трусливая

    Злой

    Злая

    Испуганный

    Испуганная

    Удивленный

    Удивленная

    «Закончи предложение»

    Цель: практическое употребление в речи слов-антонимов. Развивать мышление, память.

    Описание: ребенку предлагается закончить предложение, повторить его и назвать слова – неприятели.

    Слон большой, а комар…

    Золушка добрая, а мачеха…

    Дедушка старый, а внук…

    Лев смелый, а заяц…

    Айболит добрый, а Бармалей …

    Сегодня мне весело, а вчера было…

            «Скажи наоборот»

    Цель: активизация антонимов в предложениях.

    Описание: Педагог приглашает в гости Буратино, он играет с детьми. Педагог составляют предложения, а Буратино  говорит наоборот. Затем з Буратино помогают дети.

    Злой волк идет по лесу.  Добрый волк идет по лесу.

    Веселая девочка собирает грибы.-

    Трусливый зайчик спрятался за елкой.-

    Радостный мальчик играет у дома.

    Печальный волк сидит на поляне.

    «Скажи по-другому»

    Цель: Активизировать в речи синонимы.

    Описание: Педагог предлагает детям предложение и просит сказать по другому:

    Веселый мальчик играет в мяч. Радостный мальчик играет в мяч.

    Грустная девочка сидит на скамеечке. (печальная)

    Трусливый щенок сидит в ящике. (пугливый)

    Злой волк бегает по лесу. (сердитый)

    Радостная белочка нашла гриб. (веселая)

    Печальный Буратино шел по мосту.(грустный)

    Удивленный мальчик  остановился, увидев радугу. (изумленный)

    «Исправь ошибку»

    Цель:  Закреплять понимание и  употребление в речи слов эмоциональной лексики.

    Развивать слуховое внимание, умение замечать ошибки в чужой речи.

    Описание:   В гости к детям приходит Незнайка, он начинает рассказывать, какие он составил предложения. Дети слушают и исправляют ошибки Незнайки.

    Гарусная девочка весело играла.

    Радостный мальчик сидел и плакал.

    Трусливый лев гордо ходил по лесу.

    Храбрый заяц спрятался в кустах.

    Расстроенная мама весело улыбалась.

    Молодой дедушка медленно поднимался по лестнице.

    Использованная литература:

    1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. cада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991 – 160 с.
    2. Данилова Т. А., Задгенидзе В. Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004.- 160 с.
    3. Коррекция речевого и психического развития детей 4 – 7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения / Под редакцией П.Н.Лосева – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.
    4.  Кондратенко И.Ю. Аспекты эмоционально-экспрессивной лексики и её усвоение детьми с общим недоразвитием речи // Логопед – 2004. -  № 3.- С.38 – 46.
    5.  Кондратенко И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста //Дефектология – 2003. -  № 3. – С. 55 – 69.
    6.  Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология – 2002. -  № 6. – С. 51 – 59.
    7.  Кондратенко И.Ю. Проблема усвоения системы лексических значений у дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональные состояния и оценки // Дефектология – 2001. - № 6.- С. 41 – 47.
    8. Кондратенко И. Ю. Система логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у старших дошкольников с речевой патологией // Логопедия 21 века: Материалы симпозиума с международным участием (20 – 21 апреля 2006 г.) – СПб.: НОУ «Союз», 2006. – 300 с.
    9.  Кряжева Н. Л., Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: академия развития: Академия холдинг, 2001. – 127 с.
    10.  Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.
    11.  Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд.     М.: просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
    12.  Щетинина А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии 1984. -   №3. – С. 60 – 66.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспекты занятий по формированию эмоциональной лексики у дошкольников

    Занятия по формирования эмоционально-оценочной лексики у дошкольников...

    Театрализованная деятельность как средство формирования эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОВЗ в условиях современного ДОУ

    развивить  эмоциональную лексику старших дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности....

    Театрализованная деятельность как средство формирования эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОВЗ в условиях современного ДОУ

    развивать  эмоциональную лексику старших дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности...

    Формирование эмоциональной лексики у дошкольников в игровой деятельности

    В настоящее время в дошкольной и школьной педагогике встала остро проблема развития речевой коммуникации у детей с различной патологией.  Этой проблемой мы занимались на протяжении нескольких лет...

    Картотека игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики у старших дошкольников

    Картотека игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики у старших дошкольниковВсе игры и упражнения распределены на 3 последовательных этапа: подготовительный, основной и заключительный. Цель...

    Проект Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР.

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА  Тип проекта – исследовательский - педагогическийПо предметно-содержательной области – развитие эмоциональной  лексики и  творческих способностей детей ...

    Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в системе педагогического процесса в ДОО.

    При работе с детьми с ОНР наиболее важными представляются сведения о регуляторных функциях эмоций, о взаимозависимости когнитивных и эмоциональных процессов, о функциональной асимметрии мозга. Все это...