Конспект занятия в речевой группе по теме "Лето"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Уважаемые коллеги! в конце учебного года всегда есть желание показать родителям и педагогам детского сада чему вы научили своих детей. Я предлагаю вам конспект занятия по теме «Лето». В занятие подобранны игры и упражнения по всем основным разделам нашей работы: развитие лексико – грамматических категорий, расширение активного словаря детей, развитие связной речи, развитие навыков звукового и слогового анализа, развитие общей моторики и координации речи с движениями.

 Желаю успеха!

 

   Конспект логопедического занятия в старшей            речевой группе.

  Тема:  «Лето»   Подготовила: учитель – логопед МБДОУ «Теремок» г. Шлиссельбурга  Чайковская Е. Ю.

 

  Задачи.

Коррекционно – образовательные:

-обобщить и уточнить представления детей о лете;

- расширить представления детей о растениях луга, леса, поля, о жизни насекомых;

- углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе;

- закреплять навык звукового и слогового анализа;

- учить правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения;

- совершенствовать умение образовывать имена существительные  ед. и мн. числа в  Р. п., подбирать антонимы.

Коррекционно – развивающие:

- развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности;

- развивать логическое мышление;

- продолжать развивать умение координировать речь с движением.

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать речевой этикет: умение слушать, не перебивать товарища.

 

Ход занятия:

1.     Дети, отгадайте загадку: В чистом небе солнце светит ярко,

                                                    можно искупаться: очень жарко.

                                                    Нравится мне время года это.

Угадали? Ну, конечно – это …  лето.

-Давайте мы сегодня поговорим о лете. Сколько месяцев у этого времени года? Назовите первый месяц, второй, третий. Какой месяц перед июлем? А какой между июнем и августом?

Какое лишнее слово в этом ряду? (июнь, июль, лето, август)

 

  2. Упражнение «Подбери признаки».                                                                        

  - Лето прекрасное время года. А какое солнце летом? (яркое, теплое, горячее, ласковое).

Небо – голубое, высокое, светлое …,

Трава – мягкая, нежная, свежая, молодая, зеленая …,

Птицы – сытые, веселые, радостные, проворные … ,

Вода в реке – голубая, прозрачная, теплая, приятная … .

Почему вода в реке теплая?

 

3.Выделение первого звука в слове.

-Послушайте слово, назовите первый звук в этом слове, запомните свое слово.

Солнце, небо, облако, дождь, трава, цветы, бабочки, птицы, радуга, самокат, велосипед, река.

-Вспомните свое слово и первый звук в слове. У кого был первый звук в слове гласный? Согласный твердый? Согласный мягкий?

 

4.Упражнение «Телеграф» (слоговой анализ).

-Разделите свое слово на слоги (отхлопали ). Вспомним правило: «Ск. в слове гласных звуков, столько и слогов».

-У кого из вас было самое длинное слово? Самое короткое?

 

5.Упражнение «Составь предложение».

- Вспомните свое слово и придумайте предложение со своим словом.

У нас получился рассказ о лете. А я закончу рассказ: «Как хорошо летом!»

 

6.Физ. минутка.  «Речка».

-Вы сказали, что летом солнце яркое, жаркое. Кто хочет искупаться в реке? Выходите в круг.

К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс. Одной, другой – это кроль.

Все как один плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились домой.

 

   7. Упражнение «Наоборот» (подбор антонимов).                                                    

     -  Летом много насекомых и паучков и они все такие разные.

Комар маленький, а бабочка …  ( большая).

У бабочки усики длинные, а у пчелы короткие.

У осы крылья узкие, а у шмеля широкие.

Муха вредное насекомое, а пчела полезное.

Стрекоза большая, а мошка маленькая.

Муравей полезное насекомое, а комар вредное.

У шмеля спинка мохнатая, а у осы гладкая.

У комара спинка тонкая, а у шмеля толстая.

У стрекозы спинка узкая, а у жука широкая.

- Какие вы молодцы! Давайте поиграем.

 

  8. Упражнение «Один – много» ( с мячом ).

- Я вам называю одно насекомое, а вы мне много.

Оса – много ос, жук – много жуков …

(пчела, кузнечик, бабочка, стрекоза, комар, муха, муравей, шмель).

 

  9.Игра «Тут, конечно, каждый знает …».

-Летом много развлечений для детей. Какие летние игры вы знаете?

Дети  отвечают и по кругу передают мяч ( футбол, теннис, бадминтон, игры с песком, катание на велосипеде, самокате, роликах, плавание и т. д.).

- Чем еще нас радует лето? Летом вокруг много цветов.

- Если они растут на лугу – они (какие ?) …луговые,

                                В поле – полевые, в лесу – лесные, в саду – садовые.

- Какие полевые и луговые цветы вы знаете?

Дети отвечают и по кругу передают мяч (медуница, одуванчик, мак, колокольчик, василек, лютик, ромашка, ветреница, незабудка, ландыш).

  10. Звуковой анализ слова   МАК.

- А этот цветок как называется? Давайте мы это слово зашифруем.

Дети выкладывают схему слова - МАК.

-Какой первый звук в слове? (согласный твердый). Звонкий он или глухой? Проверим. Какой домик ставим?

Какой второй звук? (гласный). Проверим есть ли преграда для воздуха. Какой домик ставим?    Какой третий звук?

-Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных?

Молодцы! Справились с трудным заданием!

 

  11.Стихотворение «Я рисую лето» П. Прануза.  Читает ребенок.

Я рисую лето – а какого цвета?

Красной краской -  солнце, на газонах розы.

А зеленой – поле, на лугах покосы.

Синей краской – небо и ручей певучий.

А какую краску я оставлю туче?

Я рисую лето – очень трудно это … .

- А нам лето нарисовать совсем не трудно. Я вас превращаю в художников. Какую краску вы выбираете? Почему? (Я возьму зеленую краску, потому что летом зеленая трава. А я возьму красную, потому что летом цветут красные маки. Я возьму белую краску, потому что летом белые облака и т. д.)

-Какая у нас красивая картина получилась! Вы просто молодцы!

  12.- Но мы еще кое – что забыли сказать о лете. Летом у всех детей каникулы, а у взрослых – отпуск. Я желаю вам и вашим родителям прекрасного настроения и хорошего отдыха летом .

Танец « Лето». Дети приглашают родителей на танец.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги! в конце учебного года всегда есть желание показать родителям и педагогам детского сада чему вы научили своих детей. Я предлагаю вам конспект занятия по теме «Лето». В занятие подобранны игры и упражнения по всем основным разделам нашей работы: развитие лексико – грамматических категорий, расширение активного словаря детей, развитие связной речи, развитие навыков звукового и слогового анализа, развитие общей моторики и координации речи с движениями.

 Желаю успеха!

   Конспект логопедического занятия в старшей            речевой группе.

  Тема:  «Лето»   Подготовила: учитель – логопед МБДОУ «Теремок» г. Шлиссельбурга  Чайковская Е. Ю.

  Задачи.

Коррекционно – образовательные:

-обобщить и уточнить представления детей о лете;

- расширить представления детей о растениях луга, леса, поля, о жизни насекомых;

- углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе;

- закреплять навык звукового и слогового анализа;

- учить правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения;

- совершенствовать умение образовывать имена существительные  ед. и мн. числа в  Р. п., подбирать антонимы.

Коррекционно – развивающие:

- развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности;

- развивать логическое мышление;

- продолжать развивать умение координировать речь с движением.

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать речевой этикет: умение слушать, не перебивать товарища.

Ход занятия:

  1. Дети, отгадайте загадку: В чистом небе солнце светит ярко,

                                                    можно искупаться: очень жарко.

                                                    Нравится мне время года это.

Угадали? Ну, конечно – это …  лето.

-Давайте мы сегодня поговорим о лете. Сколько месяцев у этого времени года? Назовите первый месяц, второй, третий. Какой месяц перед июлем? А какой между июнем и августом?

Какое лишнее слово в этом ряду? (июнь, июль, лето, август)

  2. Упражнение «Подбери признаки».                                                                          - Лето прекрасное время года. А какое солнце летом? (яркое, теплое, горячее, ласковое).

Небо – голубое, высокое, светлое …,

Трава – мягкая, нежная, свежая, молодая, зеленая …,

Птицы – сытые, веселые, радостные, проворные … ,

Вода в реке – голубая, прозрачная, теплая, приятная … .

Почему вода в реке теплая?

3.Выделение первого звука в слове.

-Послушайте слово, назовите первый звук в этом слове, запомните свое слово.

Солнце, небо, облако, дождь, трава, цветы, бабочки, птицы, радуга, самокат, велосипед, река.

-Вспомните свое слово и первый звук в слове. У кого был первый звук в слове гласный? Согласный твердый? Согласный мягкий?

4.Упражнение «Телеграф» (слоговой анализ).

-Разделите свое слово на слоги (отхлопали ). Вспомним правило: «Ск. в слове гласных звуков, столько и слогов».

-У кого из вас было самое длинное слово? Самое короткое?

5.Упражнение «Составь предложение».

- Вспомните свое слово и придумайте предложение со своим словом.

У нас получился рассказ о лете. А я закончу рассказ: «Как хорошо летом!»

6.Физ. минутка.  «Речка».

-Вы сказали, что летом солнце яркое, жаркое. Кто хочет искупаться в реке? Выходите в круг.

К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс. Одной, другой – это кроль.

Все как один плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились домой.

   7. Упражнение «Наоборот» (подбор антонимов).                                                         -  Летом много насекомых и паучков и они все такие разные.

Комар маленький, а бабочка …  ( большая).

У бабочки усики длинные, а у пчелы короткие.

У осы крылья узкие, а у шмеля широкие.

Муха вредное насекомое, а пчела полезное.

Стрекоза большая, а мошка маленькая.

Муравей полезное насекомое, а комар вредное.

У шмеля спинка мохнатая, а у осы гладкая.

У комара спинка тонкая, а у шмеля толстая.

У стрекозы спинка узкая, а у жука широкая.

- Какие вы молодцы! Давайте поиграем.

  8. Упражнение «Один – много» ( с мячом ).

- Я вам называю одно насекомое, а вы мне много.

Оса – много ос, жук – много жуков …

(пчела, кузнечик, бабочка, стрекоза, комар, муха, муравей, шмель).

  9.Игра «Тут, конечно, каждый знает …».

-Летом много развлечений для детей. Какие летние игры вы знаете?

Дети  отвечают и по кругу передают мяч ( футбол, теннис, бадминтон, игры с песком, катание на велосипеде, самокате, роликах, плавание и т. д.).

- Чем еще нас радует лето? Летом вокруг много цветов.

- Если они растут на лугу – они (какие ?) …луговые,

                                В поле – полевые, в лесу – лесные, в саду – садовые.

- Какие полевые и луговые цветы вы знаете?

Дети отвечают и по кругу передают мяч (медуница, одуванчик, мак, колокольчик, василек, лютик, ромашка, ветреница, незабудка, ландыш).

  10. Звуковой анализ слова   МАК.

- А этот цветок как называется? Давайте мы это слово зашифруем.

Дети выкладывают схему слова - МАК.

-Какой первый звук в слове? (согласный твердый). Звонкий он или глухой? Проверим. Какой домик ставим?

Какой второй звук? (гласный). Проверим есть ли преграда для воздуха. Какой домик ставим?    Какой третий звук?

-Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных?

Молодцы! Справились с трудным заданием!

  11.Стихотворение «Я рисую лето» П. Прануза.  Читает ребенок.

Я рисую лето – а какого цвета?

Красной краской -  солнце, на газонах розы.

А зеленой – поле, на лугах покосы.

Синей краской – небо и ручей певучий.

А какую краску я оставлю туче?

Я рисую лето – очень трудно это … .

- А нам лето нарисовать совсем не трудно. Я вас превращаю в художников. Какую краску вы выбираете? Почему? (Я возьму зеленую краску, потому что летом зеленая трава. А я возьму красную, потому что летом цветут красные маки. Я возьму белую краску, потому что летом белые облака и т. д.)

-Какая у нас красивая картина получилась! Вы просто молодцы!

  12.- Но мы еще кое – что забыли сказать о лете. Летом у всех детей каникулы, а у взрослых – отпуск. Я желаю вам и вашим родителям прекрасного настроения и хорошего отдыха летом .

Танец « Лето». Дети приглашают родителей на танец.