Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей
материал по логопедии на тему

Данный материал раскрывает основные задачи по активизации речевой деятельности  и их реализацию в коррекционной работе с неговорящими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей.

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними.

 В головном мозге существуют речевые зоны: задние отделы нижней лобной извилины; височные извилины; нижняя теменная область; а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого, доминантного по речи полушария (В. М. Шкловский, Т. Г. Визель). Без связи между речевыми областями мозга речь развиваться не будет.

 Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью,  детским церебральным параличом,  нарушением слуха. Однако,  для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности,  недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности,  несформированность коммуникативной,  регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи её будут сходными, не зависимо от  механизмов речевого нарушения.

Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона .

 Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.

 Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми на начальном этапе:

1. Стимуляция речевой и психической активности.

 2. Развитие эмоционального общения со взрослым. Экспрессия педагога на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство.

3. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников и речевому подражанию .

4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.

 5.Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

 6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение. 7.  Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

 8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

9. Развитие мелкой моторики.

Реализация задач логопедической работы с безречевыми детьми происходит в процессе использования следующих средств:

 -   Игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции;

 -   Игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус детей, позволяющих корректировать поведение детей, воздействовать на эмоционально-личностную сферу;

 -  Игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех уровнях (от мотивационно-побудительного до исполнительного);

 - Развития мелкой моторики;

 -   Использование психосоматической гимнастики и ритмики в логопедической работе с неговорящими детьми.

 Большинство неговорящих детей имеют особенности эмоционально-личностной сферы: чрезмерную утомляемость, сочетающуюся с повышенной возбудимостью; непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, склонность к неврозам. Одним из методов коррекционной работы с целью психофизической разрядки является психосоматическая гимнастика, которая опосредованно способствует речевому развитию ребёнка. Психогимнастические упражнения способствуют развитию психических функций (внимания, памяти, воображения), нормализации мышечного тонуса. Чередование мышечного расслабления и напряжения в упражнениях влияет на нормализацию процессов корковой нейродинамики.

  Игра «Часы» Задачи: стимуляция звуковых жестов «бом-бом», «тик-так»; чередование мышечного расслабления и напряжения; накопление пассивного словаря.

Ход игры. Взрослый, покачиваясь из стороны в сторону, произносит: «бом-бом: вот как бьют волшебные часы. Сейчас давайте превратимся в большие волшебные часы. Дети стараются повторить. Взрослый: «А теперь покажем, как ходят стрелки волшебных часов: тик-так, тик-так». Руки детей, согнутые в локтях, движутся попеременно в разные стороны. Основная цель — частое воспроизведение звукового жеста детьми.

 Упражнение «Звуки и движения»

 Задачи: активизация речевого подражания, формирование умения выстраивать ритмический ряд на основе координации движений и фонации. Ход упражнения. Взрослый демонстрирует ребёнку движения руками, побуждая к совместным действиям и произнесению. Руки в стороны- «А», приставление ладоней к углам рта — «У», ноги в стороны — «И», руки «в замок» над головой — «О»

. Игра «Мыльные пузыри».

 Задачи: формирование артикуляционных навыков, преодоление явлений артикуляционной апраксии.

 Ход игры. Ребёнок лопает мыльные пузыри, пускаемые над столом, сопровождая действие произнесением звуков: «б», «п». На физическом уровне речь — это разновидность движения, и осуществляется по тем же законам, что и любое другое движение. При несоблюдении этих законов речевое движение, как и всякое иное, нарушается. Движения совершаются не какой-то одной частью тела, а всегда — почти всем телом. В произношении участвуют не только мышцы органов речи, но и другие мышцы тела. В речи участвуют мышцы груди, плечевого пояса, шеи. С их помощью повышается и понижается, усиливается и ослабляется голос, возникают различные способы резонирования. В речи участвуют мимические мышцы лица, и наконец,- органы артикуляции, которые завершают общую работу. Попробуйте застыть неподвижно и говорить одним ртом (скорее всего, вы при этом утратите способность связно мыслить).

 Помочь ребёнку заговорить может игра с маленьким мячом, умещающимся в ладошку. Перекладывая мяч, из одной ладони в другую при этом проговаривая сначала звуки М-----А и др. Затем слоги ВО- ДА, СО-ВА и др.

 К числу инновационных технологий можно отнести и приёмы танцевальной терапии. Например, в упражнении «Огонь-лёд».

 Задачи: развитие слухового внимания, активизация слов.

 Ход упражнения. По команде взрослого: «Огонь!»- стоящие в кругу дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде: «Лёд!» — дети застывают в позе, в которой их застала команда.

Арттерапевтические технологии в работе с безречевыми детьми. Арттерапия — совокупность методик, построенных на применении различных видов искусства в своеобразной символической форме. Одним из направлений арттерапии является куклотерапия. Перчаточные куклы помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке логопеда помогает преодолению коммуникативных зажимов, речевого негативизма, стимулирует речевую активность неговорящего ребёнка. Целесообразно включать в коррекционно- развивающие занятия с детьми упражнения, основанные на изобразительной деятельности ребёнка, которая занимает в жизни ребёнка второе место после игровой.

Упражнение «Волшебные нитки»

 Задачи: активизация лексикона по выбранной теме, формирование подражания, воображения, развитие мелкой моторики.

Ход упражнения. Взрослый показывает ребёнку шерстяные нити разных цветов, предлагая выложить контуры нитью на шероховатой поверхности. Упражнение ребёнок может выполнять совместно с взрослым или самостоятельно.

 Сенсомоторное воспитание в коррекционно-логопедической работе с неговорящими детьми.

 Сенсорными считаются игры, которые помогают детям получать чувственные ощущения. Сенсорный опыт, приобретённый при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует её спонтанному формированию. Сенсорное воспитание — основа лексической работы и личностного развития; включения максимального количества сохранных анализаторов способствует появлению слова в активной речи.

 Для развития тактильной чувствительности «Разные животные»

 Взрослый касается различных частей тела ребёнка игрушками: мягкой кошкой, колючим ежом, мокрым китом. Ребёнок отгадывает, кто к нему прикоснулся.

 Кинестетическое восприятие «Сухой бассейн»

 Взрослый демонстрирует ребёнку игрушки. «Игрушки решили поиграть с тобой в прятки, найди их». Ребёнок, опуская руку в «бассейн», пытается на ощупь угадать игрушку и назвать её.

 Зрительное восприятие «Цвета»

 Ребёнку выдаётся набор цветных прямоугольников и картинок. Ребёнок раскладывает картинки, соотнося их по цвету

 Слуховое восприятие «Шумящие коробочки»

 Взрослый предлагает по звуку угадать, чем заполнены коробочки: кофе, монеты, камни, бобы и т. д.

«Покричи в банку»

Взрослый продуцирует в стеклянные банки гласные звуки, стимулируя ребёнка к повторению этого действия. Варианты: пузырьки и бутылочки с горлышками разного диаметра.

Активизация речевой активности, речевого подражания, приёмы стимуляции появления первых слов

 Игра «Выжимаем губки»

 Проводится с целью сформировать навык речевого подражания, стимулировать звукоподражания «кап-кап». Взрослый ставит на стол две тарелки в одной вода, а в другой нет. Раскладывает губки разных цветов и опускает губку в воду, выжимает в пустую тарелку, произнося при этом «кап-кап».

 Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки»

 Взрослый предлагает ребёнку изготовить крупные бусы для бабы, мелкие для мамы. Ребёнку задаются вопросы, стимулируя его к сопряжённому или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» — «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» — «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» — «Мама». «Кто подарит бусы?» — «Я».

 Игра «Волшебный шкафчик»

 Для игры понадобиться маленький шкафчик с большим количеством ящиков. На глазах ребёнка взрослый прячет в один из ящиков маленькую игрушку или предмет. Ребёнку предлагается вспомнить, в какой ящик спрятан предмет, достать его и назвать

 При формировании лексикона у неговорящих детей следует учитывать следующие принципы:

- Словарь ребёнка развивается параллельно с развитием мыслительных операций, на их основе.

 - Многократное повторение нового слова  

- Формирование лексического строя происходит на каждом занятии и в свободной деятельности.

Формирование предпосылок развития слоговой структуры слов.

 Основной формой работы по формированию слоговой структуры слова является сопряжённое, отражённое или самостоятельное называние предметных картинок. Интересны упражнения для неговорящих детей с использованием двигательных опор.

 1. Называние картинок с одновременным сдавливанием пальцев прищепкой. 2.  Проговаривание слов по слогам с одновременным хлопком на каждый слог.

 3. Произнесение слов по слогам с одновременным выкладыванием  дорожек из мелких предметов (камешки).

 4. Игра «Пальчики здороваются».  Произнесение слогов на соприкосновение пальцев.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Активизация речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, посредством нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики"

В материале представлен проект по активизации речевой деятельности у детей с ОНР, посредством использования нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики....

Формирование речевой деятельности у неговорящих детей дошкольного возраста

Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность и адресована детям с тяжёлым недоразвитием речи. Программа направлена на формирование и развитие всех функций речи....

Педагогический опыт работы Романенко Натальи Олеговны по теме «Формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста экологической культуры при использовании приёмов активизации умственной деятельности»

Любовь к Родине начинается с любви к природе, заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления ...

Буклет для специалистов "Формирование речевой деятельности у неговорящих детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Каждый из нас старается найти и применить интересные и несложные приемы, способы развития речи неговорящего ребенка. На сегодняшний день существует много методов, приемов, с помощью которых можно корр...

«Круги Луллия» как универсальный приём активизации речевой и мыслительной деятельности воспитанников с речевыми нарушениями»

Универсальное пособие "Круги Луллия" изготовленно в соответствии с технологией "ТРИЗ" Г.С.Альтшуллера  и направлено на развитие не только мыслительной, но и речевой деятельнос...

Волшебные игры. Приёмы активизации речевой деятельности у не говорящих детей.

Основными целями логопедической работы с не говорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогаще...

Использование приема альтернативной коммуникации "Ассоциативные кнопочки" для формирования речевой деятельности у неговорящих детей"

Авторские приемы работы с детьми дошкольного и младшего, школьного возраста, имеющими системные нарушения речи и тяжелые нарушения речи. Данные приемы сконструированы на основе метода альтернативной к...