Рабочая программа на логопедическом пункте с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Наталья Петровна Кузьмина

В данном файле представлена рабочая программа учителя-логопеда на логопедическом пункте с детьми старшей группы с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение г.Хабаровска «Детский сад№111»

Принята на заседании

 педагогического совета

 протокол №__

от «___»____________20___г.

       Утверждаю

 заведующий МАДОУ№111                           _________   Г.Ш.Кандалова

                    приказ №_____

                 от «___»__________20___г.

Рабочая программа на логопедическом пункте

с детьми старшего возраста с общим недоразвитием  речи (ОНР)

                        Срок реализации программы 2017-2018 уч.г.

Разработчик программы:

учитель-логопед

 Н.П.Кузьмина

г.Хабаровск, 2017

Содержание программы

Пояснительная записка

Характеристика речи детей с общим недоразвитием  речи (ОНР)

Цели, задачи и  принципы программы

Целевые ориентиры (планируемые результаты)

Содержание коррекционно-педагогической работы

Организация образовательной  деятельности

Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса для детей с ОНР

Условия реализации программы (Паспорт кабинета)

1. Пояснительная записка.

В настоящее время требования к образовательному процессуосновываются на федеральных государственных образовательных стандартахдошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностейкаждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемытрудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и оченьчасто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевогоразвития, низким уровнем сформированности познавательных интересов,незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятнымсоциальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком,тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, атакже, возможно предупреждение вторичных нарушений развития.Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченнымивозможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условияхдошкольного образовательного учреждения характеризуется повышениемтребований к организации и осуществлению коррекционно-образовательногопроцесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей вобщество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработкисодержания Рабочей Программы коррекционно-развивающей деятельностиучителя-логопеда в условиях логопедического пункта дошкольнойобразовательной организации.

 Рабочая Программа коррекционной  деятельностирассчитана на 2017-2018 учебный год и предназначена для детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием  речи (ОНР), зачисленных по результатам обследования и решением ПМПк на логопедический пункт ДОУ.

Данная Рабочая Программа является нормативно – управленческимдокументом дошкольного образовательного учреждения, характеризующимсистему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениямиречи в условиях воспитательно-образовательного процесса.

Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программыкоррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя -логопеда составляют:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

3.Конвенциея ООН о правах ребенка;

4.Декларация прав ребенка;

5.Образовательная Программа МАДОУ «Детский сад № 111» «Детство» под ред.Т.И.Бабаевой, О.В.Солнцевой,А.Г.Гогоберидзе;

6.Инструктивное письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2   «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

7.Приказ Департамента образования города Москвы от 11.08.2005 г. № 2-34-20 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования».

8.Положение  о логопедическом пункте МАДОУ;

9. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи . Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина,Т.В. Туманова- М:, «Просвещение» - 2010;

10  Программно-методические рекомендации (воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Авторы: Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова-М;. «Дрофа»-2009

10.1 А также разработки отечественных ученых в области общей и специальной

педагогики и психологии.

Таким образом, Рабочая программа разработана с учетом целей и задачосновной образовательной программы дошкольного образования,потребностей и возможностей воспитанников ДОУ. В программе определены коррекционные задачи, основные направления, условия и средства работы с детьми с общим недоразвитием  речи.

Характеристика речи детей с общим недоразвитием  речи (ОНР)

 Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

III уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут более свободно общаться с окружающими, но продолжают нуждаться в помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения,  т. к. самостоятельное  общение  является для них затрудненным.

Звуки, которые дети умеют правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. При этом характерным является ряд моментов: -недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, причем один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы;  - замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции; -нестойкое употребление звука, когда в разных словах он произносится по-разному; -смещение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях — взаимно заменяет их. Это чаще всего касается йотированных звуков и звуков ль, г, к, х; - недостаточное озвончение согласных .

Фонематическое недоразвитие у описываемой категории детей проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки. Это задерживает овладение детьми звуковым анализом и синтезом

Отмечаются ошибки в передаче слоговой структуры слов. Правильно повторяя вслед за логопедом 3—4 сложных слова, дети нередко в самостоятельной речи их искажают, сокращая обычно количество слогов. Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановке и замене звуков и слогов, сокращении при стечении согласных в слове (товотик вместо животик) и т. д.

Типичными для детей являются персеверации слогов (хахист— хоккеист), антиципации (астобус — автобус); добавление лишних звуков и слогов (лимокт — лимон).

В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда, цветы. Антонимы не используются, мало синонимов. Недостаточная ориентировка в звуковой форме слова отрицательно влияет на усвоение морфологической системы родного языка.

Затрудняются дети в образовании- существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов некоторых прилагательных;- при употреблении приставочных глаголов.

Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной. В картине аграмматизма выявляются довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже; смешение родовой принадлежности существительных; ошибки в согласовании числительного с существительными всех трех родов. Характерны также ошибки в употреблении предлогов: их опускание, замена, недоговаривание.

Отмеченные недостатки в употреблении лексики, грамматики, з звукопроизношении с наибольшей отчетливостью проявляются в различных формах монологической речи (пересказ, составление рассказа по одной или целевой серии картин, подготовка рассказа-описания). Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.

Таким образом, экспрессивная речь детей, со всеми указанными особенностями, может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, оценочных и поощрительных суждений и т. п.

Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения.

Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна ригидность мышления.

Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.). Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией.


Характеристика детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВ ОНР)

Этот уровень ОНР начали выделять сравнительно недавно, поскольку увеличилось количество детей с недостатками речи поступающих из массовых детских садов в общеобразовательные школы. Устная речь ребенка в целом максимально приближена к норме. Наблюдаются единичные ошибки, связанные с неточностью употребления отдельных слов, некоторых падежных окончаний и предлогов, ошибки словообразования. Но более тщательное обследование, проведенное логопедом, дает возможность обнаружить у ребенка низкий уровень готовности к усвоению ребенком программы по чтению и письму, а также теоретических знаний по родному языку.

На этом уровне речевого развития наблюдаются и нарушения лексики, и нарушения словообразования, и нарушения связной речи. Нарушения словообразования проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование.

Звуковая сторона речи детей, находящихся на этом уровне речевого развития, существенно улучшается по сравнению с третьим уровнем. Исчезает смазаность, диффузность произношения артикуляторно простых звуков. Остаются лишь нарушения произношения некоторых артикуляторно сложных звуков. Слоговая структура слова воспроизводится правильно, однако еще остаются искажения звуковой структуры многосложных слов со стечением согласных (колбаса - «кобалса»). Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов.

Фонематическое развитие характеризуется отставанием, что проявляется в трудностях овладения чтением и письмом.

Цели, задачи и  принципы программы.

Цели:

• обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего и подготовительного к школе возраста с нарушениями речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития;

• обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Задачи

1. Выявление, преодоление и своевременное предупреждение различных нарушений устной речи у детей дошкольного возраста.

2. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами:

а) формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

б) коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;

в) развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);

г) уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников.

3. Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школе.

4. Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОО и специалистами детской поликлиники, других медицинских учреждений.

5. Профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей детей, посещающих детский сад.

6. Организация работы педагогов государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, по формированию речевого развития детей.

Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

         Достижение поставленной цели и решение задач осуществляются с учетом следующих принципов:

1. Принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой.

2. Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка.

З. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия.

4. Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей. Перед ребенком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребенком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем.

 5. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей ребенка и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий.

6. Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых, к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.

7. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

Целевые ориентиры (планируемые результаты)

В итоге логопедической работы дети должны:

        правильно артикулировать все звуки речи в различных  позициях;

        чётко дифференцировать все изученные звуки;

        называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

        находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

        различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

        называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

        производить элементарный звуковой анализ и синтез;

овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

          Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;

-  умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой;

-    умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи  и интонацию;

- ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;  

-умеет дифференцировать на слух  гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;

-    умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове;

-    придумывает слова на заданный звук и  правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов;  самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи.

-   подбирает однокоренные и образовывает новые слова;

-  согласовывает слова в числе, роде, падеже;

-   исправляет деформированное высказывание;

-   самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок;

-пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;

-  педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно- образовательный процесс, взаимодействуют с логопедом, в результате чего у ребенка сформированы первичные представления о семье, себе, обществе, государстве, мире и природе;

-   в соответствии с возрастными возможностями уточнен и обобщен словарь;

-   сформирован грамматический строй речи.

Содержание коррекционно-педагогической работы.

          Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта  позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.

          Задачи:

  • Обследование воспитанников МАДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
  • Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
  • Привитие детям навыков коммуникативного общения.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
  • Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
  • Формирование у педагогического коллектива МАДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
  • Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
  • Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.

             Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели:

Этапы

Задачи этапа

Результат

1 этап

исходно-

диагностический

1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.

2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого нарушения, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом нарушении.

Определение структуры речевого нарушения каждого ребёнка, задач корр. работы.

2 этап

организационно-подготовительный

1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования

3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.

4. Формирование информационной готовности педагогов МАДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

5. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования,  структурой речевого нарушения, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

календарно-тематического планирования подгрупповых занятий; планы индивидуальной работы; взаимодействие специалистов ДОУ и родителей ребёнка с нарушением  речи.

3 этап

коррекционно-

развивающий

1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.

2. Логопедический мониторинг.

3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса.

Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей нарушений в речевом развитии

4 этап

итогово-

диагностический

1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане).  

2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ

Решениео прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы.

Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационно-подготовительного этапа – определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного года.

Организация образовательной деятельности

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяетсячёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду,правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией ипреемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.

Форма организации обучения на логопедическом пункте ДОУ –подгрупповая и индивидуальная. Организация деятельности логопеда в течение года определяетсязадачами, поставленными Рабочей программой.

Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15сентября по регламенту НОД, составленному учителем - логопедом. Подоговоренности с администрацией ДОУ и воспитателями групп. Логопедможет брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОУ, задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопункта

является дополнительной. Поэтому в расписании образовательнойдеятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом.Регламент логопедической НОД составляется таким образом, чтобы немешать усвоению общеобразовательной программы. В соответствии с

СанПин,  продолжительность подгрупповых занятий с детьми 7-го года жизнисоставляет 30 минут.

Количество детей в подгруппе от 2до 6 человек.

Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы,речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. Вначале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков,как правило, объединяют детей, имеющих более или менее однородные нарушения произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление

поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения,направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильнойречью, целесообразно перегруппировывать детей с учетом всего объема речевойработы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми,недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико –грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха иформированию фонематического восприятия.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективнойработы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качестворечевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой,меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достиженийдошкольников в коррекции произношения.Содержание подгрупповой работы  отражается в календарно-тематическом планировании. Порядок изучения звуков,  количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

С 1-15 сентября – обследование детей, заполнение речевых карт,оформление документации.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ОНР-3УР 7-го года жизни, разделено на

 3 периода обучения:

I период – сентябрь – ноябрь. 11 недель, 11 занятий – 1 занятие в неделю.

II период – декабрь – февраль 11 недель, 11 занятий – 1 занятие в неделю.

III период – март – май 13 недель,.13 занятий – 1 занятие в неделю.

Всего 35занятий в год.

С 15 мая – повторение пройденного материала

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НВ ОНР, ОНР-3УР НА ЛОГОПУНКТЕ

1 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ).

Подгрупповые занятия. В неделю проводится 1 занятие по звукопроизношению и обучению грамоте, включающее в себя лексико-грамматические игры и упражнения, а также задания на развитие связной

Месяц

Неделя

№ занятия

занятия

Тема занятия, основные задачи.

Сентябрь

4 неделя

1

Неречевые звуки. Понятие звук.

2

Звук и буква «У»

Октябрь

3 неделя

Октябрь

4 неделя

3

Звук и буква «А»

4

Звук и буква «И»

5

Звук и буква «К»

6

Звук и буква «Т»

Ноябрь

4 неделя

Ноябрь

5 неделя

7

Звук и буква «П»

8

Звук и буква «О»

9

Звуки «А О И У»

10

Звук и буква «Ы»

11

Звук и буква «С»

2 период обучения (ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ).

Подгрупповые занятия. В неделю проводится 1 занятие по звукопроизношению и обучению грамоте, включающее в себя лексико-грамматические игры и упражнения, а также задания на развитие связной речи.

Месяц

занятия

Тема занятия, основные задачи.

Декабрь

12

Звуки «С. СЬ» и буква «С»

13

Звуки «З-ЗЬ».буква «З»

14

Звуки «С-З-СЬ-ЗЬ»

Январь  

15

Звук «Ц», буква «Ц»

16

Звуки «Б-БЬ»  и буква «Б»  

17

Звуки «Б- П»

18

Звуки «Г-ГЬ»  и буква «Г»

Февраль

19

Звуки «В-ВЬ» и буква «В»

20

Звуки «Д-ДЬ» и буква «Д

21

Звук и буква «Ш»

22

Звуки «С-Ш»

3 период обучения (март, апрель, май).

В неделю проводится 1 занятие по звукопроизношению и обучению грамоте, включающее в себя лексико-грамматические игры и упражнения, а также задания на развитие связной речи.

     Месяц

Тема занятия, основные задачи.

Март

23

Звуки «Л-ЛЬ» и буква «Л»

24

Звук и буква «Ж».

25

Звуки «З-Ж»

26

Звуки «С-Ш-З-Ж»

Апрель

27

Звук и буква «Ч»

28

Звук и буква «Щ»

29

Звуки «Ч-Щ»

30

Звук и буква «Р»

Май

31,

32

Звуки «Р-Л»

33

Повторение пройденного материала.

34-35

Обследование речи детей

Перспективное тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной  речи с детьми подготовительного дошкольного возраста с НВ ОНР, ОНР-3 ур на логопедическом пункте

1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Подгрупповые занятия. В неделю проводится 1 занятие по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи.

Месяц

Неделя

занятия

Тема занятия

Сентябрь

1

Развитие высших психических функций (внимания, памяти, словесно-логического мышления)

2

Падежные конструкции. Именительный падеж множественного числа существительных.

октябрь

3

Работа над фразой. Составление четырехсловных предложений с введением одного определения.

4

Приставочные глаголы

5

Предлоги В НА ПОД

6

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

ноябрь

7

Падежные конструкции. Дательный падеж множественного числа существительных.

8

Согласование местоимений  НАШ  НАША  НАШИ с существительным.

9

Приставочные глаголы

10

Составление предложений с включением нескольких определений и объединение их в рассказ.

11

Предлоги В, ИЗ.

2 период обучения (декабрь, январь, февраль).

Подгрупповые занятия. В неделю проводится 1 занятие по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи.

Месяц

занятия

Тема занятия

декабрь

12

Падежные конструкции. Творительный падеж множественного числа существительных.

13

Предлоги К ОТ. Относительные прилагательные.  

14

 Относительные прилагательные.  

15

  Падежные конструкции. Предложный падеж множественного числа существительных.

январь

16

Согласование числительного с существительным в родительном падеже.  

17

Согласование числительного с существительным в дательном падеже.

18

Согласование числительного с существительным в творительном падеже.

19

Согласование числительного с существительным в предложном падеже.

февраль

20

Падежные конструкции. Родительный падеж множественного числа существительных.

21

Притяжательные прилагательные.

22

Предлог С, СО.

23

Обучение самостоятельной постановке вопросов.

3 период обучения (март, апрель, май).

Подгрупповые занятия. В неделю проводится 1 занятие по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи.

Месяц

занятия

Тема занятия

март

24

Родственные слова.

25

Предлоги ИЗ-ПОД.

26

Предлог   ИЗ-ЗА.  

27

Приставочные глаголы.

апрель

28

Работа над фразой. Сложносочиненное предложение с союзом А.

29

Работа над фразой. Сложноподчиненное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО.

30

Согласование числительного, прилагательного и существительного.

31

Несклоняемые существительные.

май

32

Предлог  НАД.

33

Закрепление пройденного

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером, степенью выраженности речевого нарушения ииндивидуальными психофизическими особенностями детей,продолжительность индивидуальных занятий 20 минут. Дети с ОНР занимаются с логопедом 2 раза в неделю.Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и вприменении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеетвозможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать  контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект,сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник долженовладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука иавтоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно,в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

Продолжительность занятий с детьми с ОНР -1 год. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка (по периодам: начальный (в сентябре), промежуточный(в январе),заключительный (в мае)).

Модель взаимодействия субъектов

коррекционно-образовательного процесса для детей с ОНР

Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива. Достижение положительного результата коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности всего педагогического коллектива и семьи воспитанников.

В работе по таким  образовательным областям, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, воспитателя по физической культуре) учитель-логопед выступает в роли консультанта и помощника.  Он может помочь  педагогам выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи  и этапа коррекционной работы. Более подробно модели взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ рассмотрены ниже (см.  «Модели взаимодействия»)

Таким образом, целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

Семья

Логопед

Воспитатели

Ребёнок

Инструктор по

физическойкультуре

Музыкальный

руководитель

Система взаимодействия логопеда и воспитателя

по созданию условий для коррекции и компенсации речевых нарушений

        

        Система взаимодействия логопеда и инструктора по физической культуре

Система взаимодействия логопеда  и музыкального руководителя

Условия реализации программы

Паспорт логопедического кабинета

Общие сведения о кабинете:

Муниципальное Автономное Дошкольное Общеобразовательное  учреждение «Детский сад№111»

Общая площадь логопедического кабинета:9,3м.кв.  и    6,2  м.кв

Освещенность: Тип: смешанный (естественное и искусственное)

Источники: естественное – окно 1 шт. искусственное –люминесцентные лампы 4 шт.

Количество работающих логопедов:1

Ф.И.О. учителя-логопеда: Кузьмина Наталья Петровна

Стаж работы: _____лет

Образование: высшее

Разряд: __нет_____

График занятости логопедического кабинета

День недели

Понедельник

Понедельник

Вторник

Четверг

Пятница

Деятельность

учителя-логопеда

09.00-13.00

15.00-19.00

15.00-19.00

09.00-13.00

09.00-13.00

Коррекционные

занятия

09.-12.30

15.00-15.30

15.45-18.00

15.00-15.30

15.45-18.00

09.-12.30

09.-12.30

Методическая работа

12.30-13.00

12.30-13.00

12.30-13.00

Консультации для родителей

18.00-19.00

18.00-19.00

Консультации для педагогов

15.30-15.45

15.30-15.45

           Правила пользования логопедическим кабинетом:

• влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;

• ежедневно проводится проветривание кабинета;

• перед каждым применением и после него производится обработка логопедических зондов и инструментов для самомассажа препаратом Ника-2;

• кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для индивидуальных занятий, игровой зоной;

• по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.

В кабинете создана предметно-развивающая среда в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС и основными педагогическими принципами:

- Системности (материал систематизирован, составлен паспорт логопедического кабинета с перечислением всего материала и оборудования);

- Доступности (дидактические игры и игрушки хранятся на нижних открытых полках, методический материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках);

- Здоровьесбережения (имеется основное и дополнительное освещение (над индивидуальным зеркалом), проведена пожарная сигнализация, стены кабинета  тепло-розового (голубого) цвета, кабинет легко проветривается);

- Учета индивидуальных особенностей и потребностей детей (учет возрастных и физических особенностей детей, мебель регулируется под детей данной группы; наглядный, дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей и структурой речевого нарушения).

- Вариативности (наглядный методический материал и пособия имеют много вариантов использования — в зависимости от возраста детей, задач обучения и структуры речевого нарушения).

Документация

1.Положение о логопедической группе.

2.Должностные инструкции учителя-логопеда.

3.Рабочая программа учителя-логопеда (для детей с ФФНР Ии ОНР-3УР).

4.Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

5.Паспорт кабинета.

6.Речевые карты на каждого ребёнка.

7.Тетрадь по работе с родителями.

8.Перспективные планы индивидуальной работы с детьми.

9.Календарно-тематическое планирование.

10.Годовой план работы.

11.Циклограмма деятельности логопеда.

12.График работы учителя-логопеда.

13.Расписание коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда.

14.Инструктаж по ТБ.

15.Тетради индивидуальной работы с детьми.

16.Копии отчетов о результатах коррекционной работы, протоколы ПМПК

17.Мониторинг диагностики речи детей курируемого МАДОУ

Зоны в логопедическом кабинете

1. Зона дыхания: содержит материалы для игр и упражнений на развитие речевого дыхания.

2. Артикуляционная зона: большое зеркало, маленькие зеркала, картинки с артикуляционной гимнастикой, инструментарий для постановки звуков.

3. Зона фонального восприятия (интонационная): игрушки, музыкальные инструменты.

4. Зона тембрального восприятия (фонематический слух) — звучащие слова в картинках и предметах, звуки — человечки гласные и согласные, схемы характеристики звуков.

5. Зона обучения грамоте — схемы для разбора слов, предложений, фишки, кассы букв и слогов, магнитная доска, фланелеграф, азбука и т.д.

6. Зона грамматики – игры и картинки для развития грамматического строя речи.

7. Зона фразовой речи — кукольный театр, настольный театр, пальчиковый театр, ростовая кукла, маски.

8. Зона общей моторики – игры на развитие общей и мелкой моторики, пособия по пальчиковому и лицевому массажу, картотека пальчиковой гимнастики.

9. Методическая зона — планы, конспекты, библиотека методической литературы и др.

Оснащение логопедического кабинета

1. Настенное зеркало (1.5м — 0.5м) — 1 шт.

2. Детские столы — 3 шт.

3. Детские стулья — 8 шт.

4. Стол для логопеда — 1 шт.

5. Шкафы для пособий — 2 шт.

6. Зеркала для индивидуальной работы — 18 шт.

7. Магнитная доска мини — 1 шт.

8. Лампа дневного освещения над зеркалом – 2 шт.

9. Фланелеграф -2шт.

10. Картотека имеющихся пособий.

11. Коробки и папки для хранения пособий.

12. Тумбочка-1шт.

13.Стул для логопеда-1шт.

14. Настенная полка-2шт.

Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми

  1. Набор стерильных шпателей — 200 шт.
  2. Набор для постановки звуков -6шт.

3. Пособия для индивидуальной работы.

4. Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова.

5. Материалы для обследования устной речи.

Специальная литература

Библиотека кабинета представлена личными фондами учителя-логопеда и методической литературой детского сада (печатной и на электронных носителях).

1.

Программно-методическое сопровождение

1.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». — М., 2009.

2. М.Е.Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками» — С.-П. 1996.

3.Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – Екатеринбург, 1998.

4. Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова. «Дети с ОНР. Воспитание и обучение» — М., 1999.

5. Жукова Н.С. «Формирование устной речи» — М.,1994. 6.Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. «Основы логопедии» -М.1989.

7.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В речи у детей дошкольного возраста:Практическое пособие.-М.:Айрис-пресс,2004.-224с.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В

9 Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ»,-М.2003.

10.Киреева О.Н. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта/сост.О.Н.Киреева.-СПб.:ООО «Издательство «Детство пресс», 2016.-112с.

2

Диагностика

1. О. Б. Иншакова  Альбом для логопеда.: Коррекционная педагогика.Издательство: Владос, Год: 2008 г.- 280с.

2.

3

Коррекция

звукопроизношения,

автоматизация, дифференциация.

1.Фомичёва М.В. «Воспитание у детей правильного произношения» — М. 1997.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» — М.,1998г

3.В.И. Селиверстов. «Игры в логопедической работе с детьми». — М., 1979.

4. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя» — М.1983. 5.Лопухина И.С. «Логопедия. Звуки, буквы и слова»,- С.П.1998.

6. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в считалках, — М.2013.

7. Нищева Н.В. «Весёлая артикуляционная гимнастика», — С.Пб,2009.

8.Нищева Н.В. «Весёлая мимическая гимнастика», — С.Пб,2013.

9.Созонова Н., Куцина Е. «Фонетические рассказы и сказки» в 3ч., Екатеринбург,2009.

10. Созонова Н., Куцина Е. «Стихи для закрепления звуков», Екатеринбург ,2009.

11.Баскакина И.В., Лынская М.И. «Свистелочка, Звенелочка», — М.2009

12.Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение», СПб, 2009г.

13. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Логопедические упражнения-артикуляционная гимнастика», СПб, 2012г. 14.Комарова Л.А. «Автоматизация звука Л, Р в игровых упражнениях»,-М.2014г.

15.Новоторцева Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки –Ш,Ж,Ч, Щ, Л-Ль, Р-Рь, С-Сь, З-Зь, Ц,» Ярославль, 1999г.,2003г.

16. КоноваленкоВ.В.: Пишем и читаем. Тетрадь №1-4. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста

Гном, 2016

17. В. В. Цвынтарный. Играем,слушаем,подражаем- звуки получаем. Центрполиграф Год: 2005

18.Колесникова Е.В. "От А до Я: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет".Ювента,2016

19.Азова Е.А.Чернова О.О. "Учим звуки Р, Рь,Ч,Щ,Л,ЛЬ,С,СЬ,З,ЗЬ,Ш,Ж». Домашняя логопедическая тетрадь. Для детей 5-7 лет" Сфера, 2017

20. Бухарина К.Е. Фонетические рассказы. Составление рассказов по сюжетным и предметным картинкам. Выпуск 1- 5. Детство-пресс, 2016

21.Нищева Н.В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков ФГОС. Детство-пресс, 2016

22.Марцинкевич Г.Ф.Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий)-Волгоград:Учитель,2004.-128с.

23.. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.

4

Коррекция и развитие

лексико-грамматического строя речи

1Новоторцева Н.В. «Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников» -Ярославль 1994.

2.Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей»-Ярославль 1996.

3. З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. — СПб, 2005.

4. Теремкова Н.Э: Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1-4. Гном, 2016

5. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи.М.изд.Гном, 2014

6.Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям  для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников  с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001г

5

Коррекция и развитие

связной речи

1. АрбековаН.Е.Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 1-4ч.Гном, 2016

2. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе». Комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» -М.,2009.

3.Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет.Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной логогруппе». Комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» -М.,2009.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»,-М.2003.

6

Коррекция мелкой

моторики рук

1.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»,-С.П.1997.

2.Узорова О.В., Нефедова «Игры с пальчиками», — М.2004.

3.Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики-развиваем речь. Старшая группа д\с.», — С.П. 2009.

4.Комплексные занятия с детьми 3-7лет: формирование мелкой моторики, развитие речи/авт-сост.Н.С.Стефанова.-Изд.2-е,испр.-Волгоград:Учитель.-261с.

7

Коррекция просодической стороны речи  и логоритмика

1.«Считалки, скороговорки»,-М.1999.

2.Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи»,-М.2004.

3.Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду»,-М.2004.

4.Рычкова Н.А. «Логопедическая ритмика», -М.,1998.

5.Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников». Ярославль, 2008г.

6.Овчинникова Т.С. «Логопедическиераспевки», СПб 2009г.

 7.Анисимова Г.И. «Логопедическая ритмика» в 3-х ч., Ярославль 2007г.

8.Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Книголюб,2005.

8

Подготовка детей к обучению грамоте в школе

1. Марцинкевич Г.Ф.Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий)-Волгоград:Учитель,2004.-128с.

2. Новоторцева Н.В. «Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду» — Ярославль 1998

3. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе- 1,2,3 период». Комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» -М.,2009.

4.Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). -М.: ВЛАДОС, 2001.

9

Профилактика дисграфии

1. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей» — С.П.1995.

2.Гольдин З.Д.,Колидзей Э.А. «Азбука-загадка»

10

Формирование психических процессов

1 Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. «Чего на свете не бывает?»,-М.1996.

2.«Загадки», М.-2005

3.Серия тетрадей «Умный малыш», г.Киров (Противоположности, Логические задачи, Классификация, Найди, что не подходит и др.)

4.Земцова О.Н. интеллектуальное развитие детей «Грамотейка» 2-3г.,3-4г.,4-5л.,5-6лет, — М.2009г.

Картотека пособий в логопедическом кабинете

Разделы

Дидактические игры и пособия

Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, зрительно-пространственных отношений, эмоций.

«Отгадай-ка», «Найди тень», «Угадай что это?», «Больше-меньше», «Посмотри и запомни», «Прятки»,  «Найди похожее», «Найди отличия», «Улитки», «Логический поезд», «Всё о времени», «Размышляй-ка», «Логическая цепочка», «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Цифры», «Почтовый ящик» + набор геометрических фигур, мозаики различной конфигурации и сложности;«Четвертый лишний», пирамидка, набор емкостей различного объема и цвета, счетные палочки, «Чудесный мешочек», «Что перепутал художник», «Часть и целое», «Построй дорожку», «Что сначала, что потом», «Парная картинка»; тестовые задания серия «Готов ли ты к школе?» — память, мышление, окружающий мир, развитие речи; пиктограммы, папки с подбором материала для обследования и развития соответствующих психических функций.

Формирование

звукопроизношения

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

«Логопедическое лото –З-Зь, С-Ш, Ш, Ж», «Игры в картинках С-Ш», «Лабиринты», «Звуковая улитка», «Домик пчёлки Жу-жу», «Закончи историю», «Бродилки», «Мыльные пузыри», «Собери листья», «Переставь звук в словах», «Снеговик», «Рыбалка», «Составь предложение по картинкам», «Помоги Лунтику», «Проведи дорожку», «Звенит-не звенит», «Необычные цветы», «Найди лишнюю картинку», Логопедическое лото «Подбери и назови», звуковые дорожки, волшебная верёвочка ,картотека предметных и сюжетных картинок на звуки; тексты для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; комплексы артикуляционной гимнастики, профили звуков

Грамота

«Отгадай слова по первым звукам», «Делим слова на слоги», «Дин-Дон», «Читай-считай», «Я учу буквы» -2 шт., «Умный телефон» — 2шт., тестовые задания «Готов ли ты к школе? –обучение грамоте, чтение», «Читаем сами», Магнитная азбука, касса букв, книги «Азбука», слоговые кубики, кубики с буквами, слоговые и звуковые таблицы, Звуковички,  коробки для занятий по количеству детей, картинный материал, карточки-задания и т.д.

Формирование

лексико-грамматического строя речи

Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Головные уборы», «Дом и его части», «Посуда», «Продукты питания», «Животные и их детеныши», «Рыбы», «Птицы», «Игрушки», «Насекомые, «Транспорт», «Семья», «Профессии», «Времена года», «Транспорт» и др.; игры на развитие навыка словообразования; карточки-задания на развитие лексико-грамматического строя; игры на подбор антонимов «Контрасты», «Сравни и узнай», лото «В мире животных», «Животные и их детёныши», «Собери урожай», Лото «Зоопарк», Лото «Все работы хороши», «Кто, что делает», «Кто где живёт?», Магнитный транспорт, «Рифмы», «Чей домик?», «Чей это домик?», «Кто как устроен?», «Времена года», «Четыре сезона –лето», «Прогулка по городу»,«Маленькая хозяйка», «Пирамида», «Чего не хватает?», «Овощное лото», лото «Где что растёт», «Что из чего сделано?»

Связная речь

Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказа; набор «Кукольный театр», «Сказки», «Истории в картинках» -2ч.,пальчиковый театр, игры и сказки на магнитах.

Формирование речевого дыхания

«Сдуй снежинку, листок, ватку, пёрышко», «Подуй на цветочек, вертушку, бабочек, птичек, кораблик»,свистульки, мыльные пузыри, «Забей мячик в ворота», волшебные дудочки, метелочки, «Футбол»

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Набор звучащих предметов (погремушки, бубен, свистулька, свисток, барабан, колокольчики; «Что услышал, что увидел», «Волшебный коврик», «Подари подарки», «Звуковое лото», схемы слова для определения позиции звука в слове, схема предложения (полоски различной длины, с уголком); звуковые модели

Развитие мелкой моторики рук

волчок, мозаики различных видов, кубики, конструкторы, массажные мячи, шнуровки- шнуровальный планшет, ботиночки, вкладыши, «Собери бусы», «Волшебный узелок», пазлы –простые, сложные, трафареты, шаблоны, контуры, «Выложи из палочек», «Собери обезьянок», «Попади на дерево», цветная манная крупа, «мокрый бассейн»

Консультации для педагогов и родителей

Педагоги

Родители

«Формирование фонематического слуха у детей младшего и старшего дошкольного возраста»,

«Требования к речи педагога»,

«Комплексный подход к формированию у детей дошкольного возраста правильной, грамотной связной речи и речевой культуры»,

 «Игрушка, как средство развития речи детей в детском саду»,

 «Искусство говорить с детьми»,

 «Создание книжного уголка в группе ДОУ», «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»,

 «Развитие речи в онтогенезе и дизонтогенезе»

«Артикуляционная гимнастика, правила проведения»

«Профилактика речевых нарушений»

«Развитие речевого дыхания у дошкольников»

«Организация логопедической помощи в рамках ДОУ»

«Взаимосвязь и взаимозависимость развития мелкой моторики пальцев рук и развития речи».

«Речевые нарушения и причины их возникновения»

 «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения»

 «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи»

«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»

 «Особенности овладения детьми звукопроизношением»

 «Зачем нужен логопед?»

 «Стоит ли ждать 5летнего возраста?»

 «Если ребёнок плохо говорит»

 «Развиваем пальчики-стимулируем речевое развитие»

«Советы родителям, у которых ребёнок не говорит»

 «Этапы развития речи», «Признаки нарушений речи»

 «Характеристика детей с ОНР, причины недоразвития речи»

«Профилактика нарушения чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Я все смогу!»

Программа направлено на преодоление у детей неуверенности в собственных силах, боязни ошибочных шагов, снижение тревожности через повышение уровня развития познавательных и творческих способнос...

Рабочая программа физическая культура с детьми младшего возраста

Пояснительная запискаПрограмма  разработана на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ Нармонского детского сада «Солнышко», которая была разработана на основе Примерной общеобразоват...

Конспект занятия с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи с использованием приёмов мнемотехники и элементов ритмопластики и логоритмики. Тема: "У нас в гостях Федора»

Логопедические цели:    Неречевые:1. Развитие слухового восприятия и  динамического праксиса:   воспроизведение    ритмической структуры.2. Развитие ручной...

Рабочая программа для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Рабочая программа содержит:1.Пояснительную записку.2. Тематическое планирование лексических тем.3. Тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений.4. Диагностически...

Рабочая программа образовательной деятельности с детьми старшей группы 2016 - 2017 учебный год

Рабочая программа разработанная на основе образовательной программы ДОУ, примерной общеобразовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и...

Рабочая программа образовательной деятельности с детьми старшей группы «Морячки» (5-6 лет) на 2016-2017 учебный год

Содержание I. Целевой раздел1.1. Пояснительная записка- Подходы к формированию программы…………………………………………..... 3- Структура программы ……………………………………………………………. 3- Цель реализации программы .....