Практические рекомендации для родителей по подготовке к возникновению и правильному формированию речи у детей от рождения до 1 года.
статья по логопедии по теме

Махова Вера Викторовна

Возраст с рождения до одного года является очень важным периодом в развитии ребенка. Современные дети начинают говорить позже, чем их ровесники сто лет назад. Ученые объясняют это явление повышенным "зашумлением" среды вокруг младенца. Сейчас родители детей раннего возраста все чаще задают вопросы о том, как должна формироваться речь ребенка в норме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-2.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Практические рекомендации для родителей по подготовке  к возникновению и правильному формированию речи у   детей от рождения до 1 года.

В.В. Махова, учитель-логопед,

МАДОУ «Центр развития ребенка –детский сад №39»,

г. Петропавловск-Камчатский

Возраст с рождения до одного года является очень важным периодом в развитии ребенка. Существует мнение, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники сто лет назад. Ученые объясняют это явление повышенным «зашумлением» среды обитания младенца (радио, телевидение, телефонные разговоры, шумы на улице), которое мешает вычленять ребенку из общего шума звуки речи и слова. Сейчас родители детей раннего возраста все больше задают вопросов о том, как должна формироваться речь ребенка в норме, как и с какого возраста надо начинать развивать речь ребенка. Большинство из них уверенно, что речь ребенка нужно развивать с начала появления первых слов, другие считают, что ребенок сам заговорит, когда придет время. Мы же отвечаем, что речь является не врожденной способностью человека, а развивается только в общении со взрослыми людьми. Поэтому современные родители должны прежде всего устранить  дефицит общения со своим ребенком. А развивать речь младенца надо начинать уже с самого рождения.

Развитие речи детей младенческого возраста может заключаться в подготовке ребенка к возникновению и правильному формированию речи. Правильная речь детей формируется при развитии нескольких важных компонентов: артикуляционного аппарата, дыхания, слухового восприятия, мелкой моторики и накопления сначала пассивного, а потом и активного словаря.

Родители должны знать, как правильно развивается речь ребенка, начиная с самого его рождения. На консультациях мы предлагаем родителям специальные игры и упражнения, которые нужно проводить с ребенком на каждом возрастном этапе его развития. С самого рождения советуем родителям использовать и стимулировать врожденные рефлексы малыша.

В 1 месяц новорожденный не умеет говорить, он криком выражает все свои ощущения: холода, голода, боли или просто усталости. У него начинает  формироваться речевой слух и сосредоточение — кроха прислушивается, когда к нему обращаются взрослые, и издает в ответ тихие гортанные звуки «Г», «К». Появляется рефлекторный крик, издает одиночные звуки «А», «Э» в ответ на разговор с ним.

Надо начинать со стимуляции  рефлексов, которые являются предпосылкой развития артикуляционной моторики ребенка (поисковый, хоботковый, сосательный).  Кормление грудью очень важно не только для здоровья младенца, для установления эмоционального контакта с мамой, но и для развития его артикуляционных органов. Поднося ребенка к груди, не надо сразу же начинать кормление, лучше дать ему возможность пару секунд потянуться губами вперед, влево-вправо, при этом постоянно ласково разговаривая с ребенком. Не только разговаривать, но и  протяжно интонировать слова, читать стихи, петь. Например: «Мой мальчик хочет кушать. Вот как Саша кушает. Кушай, кушай».

Важно развивать умение прислушиваются к звукам, наблюдать за движениями губ матери и отца, узнавать знакомые голоса. Поэтому родители должны  комментировать все свои действия, например: «Я Сашеньку  в кроватку положу», «Сашенька хочет спать?».

Нужно начинать играть колокольчиком, погремушкой перед ребенком, при этом добиваться, чтобы он сосредоточил взгляд на  звучащей игрушке  или на лице говорящего, например, когда повторяем за малышом одиночные звуки, которые он издает. Все действия с малышом надо сопровождать речью. Например, когда купаем ребенка, можно читать  с выражением стихи «Водичка, водичка» и др.

В 2 месяца малыш быстро отвечает улыбкой при общении.  Поворачивает голову в сторону говорящего взрослого. Кричит с разной интонацией. Начинает гукать. Повторно может произносить отдельные гласные звуки. Появляется потребность в общении. Используя его рефлексы, надо развивать способность фиксировать взор и прослеживать за движущимся  объектом,  стремление  дотрагиваться до новых объектов (игрушек), а затем их ощупывать. Можно предложить родителям игру «Хваталочки». Протянуть палец к ладошке малыша. Скорее всего,  он схватит палец. Приговаривать: «Поймал Саша мамин пальчик. Ай да молодец!» Постепенно, вместо пальца, вкладываем в ладонь погремушку.

В это же время надо начинать развивать речевой аппарат ребенка,  используя его способность  к подражанию. Игра «Делай, как я»: высунуть язык, вытянуть губы «утю-тю», надувать щеки, облизывать губы, и при этом не надо бояться быть смешными. При этом как можно чаще стараемся вызвать улыбку малыша. Необходимо давать ребенку время рассматривать лицо матери с расстояния около 50 сантиметров, чтобы он хорошо вас изучил: «Это я, твоя мама.  Я-мама!»

Нужно учить повторять простые жесты (машем рукой, когда прощаемся, подаем руку,  когда здороваемся) и движения.

Родителям предлагаем игры, которые продолжают развивать общение с малышом, не забывая, что основу общения составляют прикосновения и интонация. Ребенок уже может различать раздраженную интонацию (плачет в ответ) и ласковую. Например, игру «Гладим-гладим малыша». Поглаживая животик, ручки, ножки, приговариваем ласково и протяжно: «Погладили ручки-ручки, погладили ножки-ножки и т.д. Повторять слова и прикосновения надо  в той же последовательности.

В 3 месяца ребенок внимательно слушает обращенную к нему речь. Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (активно двигает ножками, ручками навстречу взрослому, улыбается, смеется). Гукает (издает короткие, тихие звуки П, К, Х). Гулит нараспев (протяжные звуки)

Ребенок должен реагировать, ориентироваться на голос, то есть пытаться узнать, где находится говорящий. Родители могут начинать разговаривать с ребенком с разных точек расположения в комнате, например, ласково звать его по имени.

Для развития предречевых навыков  и для дальнейшего понимания речи родители продолжают ласково разговаривать с младенцем, эмоционально общаться, чтобы вызывать ответную реакцию: гукание, улыбку, комплекс оживления. Услышав, как ребенок загукал, можно потормошить его, «ответить», дать понять, что его слышат, понимают.  В 3 месяца можно начинать играть в «Козу рогатую».

Чтобы закрепить первые попытки малыша поднимать голову из положения лежа на спине и долго фиксировать взгляд на предмете, можно поиграть с ним в «Ищем погремушку» ( Показать погремушку, погреметь ею. Поводить плавно, продолжая греметь, над личиком малыша, чтобы он немного последил за звучащим предметом. Затем, после паузы, погреметь сбоку от ребенка. Медленно, продолжая греметь, перемещать в поле зрения малыша, потом опять передвинуть в сторону. ) Для развития умения различать разные звуки на слух применяем  различные шумящие, скрипящие, шуршащие, звучащие игрушки, погремушки разные по цвету и звучанию. Если играть с ними каждый день, меняя погремушки, ребенок постепенно начинает поворачивать голову в сторону звучащей игрушки.

В 4 месяца малыш уже поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. Часто и легко возникает «комплекс оживления» при общении со взрослыми. Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним. Продолжительно гулит нараспев. Отвечает взрослому (теперь малыш способен «поддержать» получасовой диалог с мамой и другими близкими). Пытается подражать интонациям взрослых эмоционально окрашенными предречевыми вокализациями со звуками «А», «О», «У», «Э», «И», «Ы», и согласными «П», «Б», «К», «Г» и др.

На этом этапе взрослые должны развивать речевые вокализации ребенка, поощрять его стремление к общению, ведь задержка гуления  является симптомом речевых нарушений. Чтобы ребенок понял, что с ним общаются, необходимо вступить с ним в перекличку: «а-а-» , «у-у-у», «ау-ау», создавать ситуации, вызывающие у ребенка смех, гуление как реакции подражания.

Пора развивать умение малыша отличать громкие звуки от тихих. для этого можно поиграть в игру «Громко-тихо» ( Произносить фразу с разной громкостью: «Тихо-тихо-тихо-громко!» Начинать говорить еле слышно, а последнее слово в полный голос, отчетливо и ясно. Потом уменьшаем громкость: «Громко-громко-громко – тихо…» Последнее слово произносим еле слышно. Повторить игру 2-3 раза, глядя в глаза малышу, улыбаясь и следя за его реакцией.)

Чтобы развивать связочный аппарат кистей и мышц ладоней, игать в «Ладушки». Сначала помогаем малышу научиться хлопать ладошками, которые держите в своих руках,  по ровному твердому предмету, а потом ладошкой об ладошку. Необходимо отметить, что  использование взрослым в общении с малышом песенок, потешек и приговоров доставляет огромную радость обоим. Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов – это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше начнется знакомство малыша с фольклором, тем больше шансов на то, что ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

В 5 месяцев  ребенок различает голос близких людей, на ласковый тон оживляется, улыбается, смеется, гулит в ответ, а на строгий   тон обращенной к нему речи пугается, хнычет, кричит. Продолжительно певуче гулит с цепочками звуков, то есть постепенно начинает переходить от звукового гуления к слоговому лепету: появляются слоги БА-БА, ПА-ПА, МА-МА.

Пора начинать слушать мелодическую музыку. Музыка должна слушаться то ближе, то дальше, то справа, то слева. Утром более бодрая, а вечером плавная, успокаивающая.

Чтобы перевести  гуление в певучее гуление, родители могут имитировать лепет младенца, делая акцент на тех слогах, из которых состоят важные для ребенка слова: мама, папа, баба. Например, наклонившись над кроваткой, папа может громко и отчетливо сказать: «Я – папа! Па-па-па-па-па-па! Па-па-па-па-па! Па-па!».  Произнося губные звуки и слоги, необходимо привлекать внимание ребенка к своему рту, чтобы он мог видеть артикуляцию взрослого.

Чтобы вызвать  у него смех, громкие возгласы, надо  использовать сочетание цепочек движений с цепочками слогов, то есть произнося слоги, например, «ба-ба-ба, «ма-ма-ма», совершать с ребенком подпрыгивания, держа его  на коленях. 

Наступило время, когда родители должны помочь ребенку связать слово с содержанием , то есть время развития понимания речи. Игра «Разные игрушки».  Каждый раз, давая ребенку новую игрушку, родителям надо описывать ее и комментировать действия малыша: «Вот рыбка. На рыбку. Саша берет рыбку. Она синяя, красивая. Погладь ее. Она гладкая. Помаши, вот так. Саша машет рыбкой».

В 6 месяцев малыш по-разному реагирует на свое и чужое имя. Лепечет, произносит все более ритмично отдельные слоги («ба», «ма», «на»). Звуки становятся разнообразнее с каждым днем. Можно расслышать сочетания звуков, например «уле», «апа». Подолгу общается сам с собой. В голосе появляются интонации на приятное и неприятное. Узнает по голосу близких.

С момента появления лепета полезно стимулировать произношение звуков. Ребенок учится говорить, подражая речи взрослого, в том числе движениям губ, языка. Это особенно заметно, если понаблюдать, как малыш внимательно смотрит на лицо матери. Родители, играя с малышом, могут  приложить пальчики ребенка к своим губам, и пусть он не только увидит, но и почувствует, как двигаются губы, когда они произносят «ма-ма» или «ба-ба».

Чтобы поощрять ребенка к звукоподражанию, надо повторять за ребенком те слоги, которые он научился лепетать. Затем и ребенок будет пытаться повторять за взрослым новые лепетные слова («Молоточек стучит – тук-тук. Как молоточек стучит? – тук-тук» )

Активировать свой диалог с ребенком можно, поощряя его к произнесению лепетных слов. Для этого на данном этапе можно говорить с ним на упрощенном детском языке: кукла-ляля, машинка – би-би и т.д.

Пришло время начинать читать самые первые книжки, показывать картинки изображений ярких знакомых ему предметов, задавая вопрос «где?».

В 7 месяцев ребенок понимает речевые команды с жестовым подкреплением. Откликается на свое имя, различает имена взрослых. Начинает выделять по слову части лица у куклы и взрослого.  Продолжительно и активно лепечет слоги разного вида, разного тона и модуляции. Кричит, чтобы привлечь к себе внимание. Подражает голосовым интонациям взрослого: «чихает», «покашливает», «смеется».

Чтобы стимулировать  лепет и начальное слогообразование, необходимо  проводить соответствующие подражательные или имитационные игры, петь малышу песенки и потешки, сопровождая их жестами. ( Игры: «Ладушки», «До свидания», « Гуси полетели на головку сели» и др.) При этом продолжать привлекать внимание ребенка к своему к лицу. Произнося слоги с губными звуками: ба-ба-ба, ма-ма-ма, делать паузы, давая малышу возможность повторить за вами.  

В 7 месяцев надо не только закреплять, но  и усиливать связь между словами, обозначающими предметы и  конкретными объектами.  рассмотрим это на примере игры «Ну-ка, покажи». Надо попросить малыша: «Покажи куклу!». Сначала взрослый показывает на куклу сам, указывает рукой и поворачивает голову в сторону куклы и говорит: «Вот кукла. Это кукла. Хорошо.» С течением времени паузы становятся все длиннее. В один прекрасный момент ребенок сам повернет голову или протянет ручку.

Родители должны  стимулировать у  ребенка    целенаправленные  действия  с различными  предметами. Например, играя с ежиком, хорошо имитировать голосом топанье ежика: «топ-топ», звук падения: «бух». Очень полезно одевая малыша комментировать свои действия, ласково, между делом называя ему части тела: «давай ножку, наденем носочек».

Пора знакомить с сюжетными игрушками. Показывая ребенку собаку, мама или папа с разной степенью актерского мастерства лает, как собачка: «аф-аф», демонстрируя корову, мычит.

Чтобы дальше развивать понимание речи, теперь  на вопрос «где?», надо учить ребенка не только поворачивать голову и смотреть на знакомый предмет, но и указыывать на него  пальцем.

Читая книжки, показывать картинки, которые можно назвать на  детском лепетном языке (машина – би-би, молоточек – тук-тук. Родители должны знать, что разговаривая с малышом, надо стараться быть немногословными, выделять интонацией ключевое слово.

 В 8 месяцев ребенок начинает понимать речь. По просьбе взрослого находит знакомые предметы  в непривычном месте. По слову взрослого выполняет разученные действия (без показа):  «Дай ручку»,  «Ладушки», «Сорока» и др.  Живо реагирует на ситуацию игры с речью. Пытается повторять за взрослыми слоги и жесты. Речь приобретает характер междометий.

На данном этапе задача взрослых - активизировать попытки ребенка повторять за ними слоги и жесты. Ребенку интересна артикуляция взрослых, поэтому рассказывая ему потешки,  обязательно поворачивть ребенка к себе лицом. Он начинает повторять губами за взрослыми некоторые движения.  Обязательно надо хвалить ребенка, если он повторяет  движения губ.

Развивать  понимание речи, чаще просить выполнять простые просьбы типа «дай ручку»  без жестового подкрепления.

Развивать умение по слову взрослого выполнять разученные действия. Достаточно сказать: «Поиграй в ладушки!» или «Сорока-белобока».

С 8 месяцев очень важно начинать развивать у ребенка правильное дыхание. Можно придумать множество упражнений, использовать вертушки, свистки, поделки. Необходимо  научить ребенка делать глубокий вдох через нос, а не ртом. Например, можно предложить понюхать  апельсин («Как мама понюхала – вот так: «А-а-а!»).

Чтобы развивать мелкую моторику, детям можно давать листочки бумаги, они с удовольствием будут рвать ее, при этой игре им нравится и получаемые ощущения и звук, который они производят.

В 9 месяцев  ребенок выполняет более сложные просьбы: «поцелуй маму», «принеси шарик». Усваивает значение 8-10 слов, произносимых взрослыми. Умеет выполнять двух- и трехкратные действия по слову взрослого: «Найди собачку и дай мне». Привлекает к себе внимание словами и жестами. Подражает взрослым, повторяя за ними слоги, которые уже есть в лепете. Произносит двойные слоги, сознательно повторяя «ба-ба, дя-дя, па-па». Говорит с разной интонацией.

Взрослым необходимо чаще повторять с детьми  двусложные слова, которые обозначают близких ему людей: папа, мама, баба и т.п.; развивать  понимание значений отдельных слов: « дай», « на», «брось»,  играя с предметами с использованием данных слов. Чтобы ненавязчиво и постоянно стимулировать малыша повторять незнакомые раньше звуки, можно  подражайть вместе звукам животных. Например, играя в «Кто там?», взрослый прячет игрушку, воспроизводя крик животного, и просит ребенка отгадать кто это. Ребенок может ответить словом-звукоподражанием.

В этом возрасте можно формировать голосовые  характеристики  на основе упражнений с использованием звукоподражаний «А», «У», «И», «О» различной громкости (Игра «Тихо-громко».  Ребенку  предлагаются  игрушки: большой медведь и  маленький медведь (кукла, заяц, лошадка). Затем мама говорит,  что  большой медведь кричит  громко  -«У»,  а  маленький – тихо,  побуждая ребенка к произнесению этих звуков.)

В 10 месяцев малыш начинает узнавать предметы на однопредметных картинках. На зов своего имени поворачивается и подходит. На чужое имя не реагирует. Понимает речевые команды без жестового подкрепления. Слушает, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1-2 минуты повторяет за взрослым новые слоги. Произносит первые лепетные слова («мама», «папа», «баба»). Появляется фразовый лепет (4 и более слогов). Называет предметы и людей слогами.

Родителям надо начинать читать малышу книги, где изображены не только предметы, но и действия, побуждать называть нарисованные предметы слогами. Хорошо покупать книжки-непромокашки, которые можно использовать и во время купания, они не рвутся и не мнутся.

Родители продолжают развивать умение уверенно показывать части тела у куклы и взрослого, показывать части своего и чужого лица и тела: глазки, носик, ушки и т. д.

 В 11 месяцев по просьбе «Дай» ребенок  находит, берет и приносит две из трех называемых игрушек. Говорит «дай», «на» и т. д (около 5 слов).  Называет некоторые действия предметов и людей слогами (ди, пи, ка). Подражая взрослому, учит новые слоги. Появляются новые двусложные слова («ако» -«молоко»). Пробует выражать словами свои желания и чувства.

Взрослые учат малыша произносить в облегченном варианте имена близких. Им необходимо помнить, что учить произносить слова надо осмысленно, а не просто автоматически их повторять. Взрослым не следует сюсюкать и переходить на детский язык – это будет только тормозить  малыша на пути к освоению речи.

В этом возрасте для развития речи полезны игры с сюжетными игрушками, которые можно связать по смыслу (кукла и кроватка, машина и гараж, собачка и миска), чтение книг, рассматривание ярких картинок. Большое внимание при рассматривании картинок надо  уделять надо звукоподражанию. Например: Корова пасется на лугу. Коровка жует вкусную траву и мычит: «Му! Му! Молока кому?». Лошадка: Лошадка живет в конюшне. Лошадь умеет громко кричать: «И-го-го!». Не надо сразу обрушивать на ребенка слишком много информации. Постепенно , шаг за шагом, надо знакомить его с разными звукоподражаниями (жук жужжит, комарик звенит и т.д.)

Выполнять разученные действия и движения необходимо при заигрывании с ребенком («Догоню», «Сорока-ворона», «Прятки», «Мишка косолапый»)

Развивая артикуляцию и дыхание можно в игре «Подуй так». (Надувать смешно щеки перед зеркалом, ладошками малыша хлопать по ним. Выдохнуть – «Пфф». Повторять 2-3 раза).

В 12 месяцев у ребенка появляются первые обобщения в понимаемой речи: по словесной просьбе взрослого дает любую куклу, которую видит среди игрушек; находит 2-3 игрушки одного вида, однородные предметы в комнате и дает их. Легко повторяет новые слоги. Машет головой в знак отрицания и ручкой на прощание. Произносит 6 -10 облегченных слов («ням-ням», «ля-ля») и слов-обозначений (ав-ав, би-би, кис-кис).

Чтобы развивать умение понимать много команд, надо чаще играть в выполнение поручений  («принеси»,  «найди»,  «унеси,  поставь  туда-то»).  

Можно начинать учить рассказыванию коротких стихов для слушания и подражания типа: «Гуси, гуси! Га-га-га. Есть хотите? Да! Да! Да!».

Развивая подражания речи, надо попросить ребенка: «Послушай и скажи, как лает собачка, тикают часы, плачет Ляля».

 Чтобы развивать функции голоса и формировать длительный целенаправленный выдох, можно поиграть в игры: «Подуем на снежинку», «Бабочка летает», «Плывет,  плывет кораблик».

Игра «Кто дольше». В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук«а», «о» или другой гласный звук. Дети обычно любят играть в эту игру.

В заключении надо отметить, что время возникновения, например, гукания, гуления, лепета может немного различаться, но прохождение этих этапов является обязательным для каждого ребенка, и родители, зная о нормах речевого развития малышей, могут вовремя обратиться к специалистам, если заметили, что ребенок что-то пропускает в своем развитии.

Библиографический список.

Заводенко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержка речевого развития у детей: причины, диагностика и лечение. РМЖ. -  2016. -№ 6. - С. 362-366.

Иванова Светлана. Мой ребенок - гений! Развивающие игры для малышей от 0 до 3 лет. - С.- Петербург: Вектор, 2010.

Ранняя диагностика нарушения развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии первой степени. /коллектив авторов: Володин Н.Н., Шкловский В.М., Заваденко Н.Н., Медведев М.И., Рогаткин С.О., Асмолова Г.А.; клинические рекомендации под редакцией ак. РАН Володина Н.Н.  и ак. РАО Шкловского В.М. - М., 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.

В данных рекомендациях содержатся различные игры и задания для развития лексико-грамматической стороны речи у детей. Эта разработка может быть использована как воспитателями, так и родителями дошкольн...

Молодым родителям на заметку. Игры для развития речи у детей от рождения до года

В данной статье приведены игры, которые можно использовать для развития речи детей первого года жизни....

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи

Данные упражнения полезно использовать родителям по формированию у детей грамматического строя речи в домашних условиях....

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики как средство формирование речи для детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики как средство формирование речи для детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей дошкольного возраста".

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей дошкольного возраста"....

методические рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности детей»

Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времен. Такие упражнения улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, у...

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико – грамматического строя речи для детей от 6 до 7 лет по лексическим темам.

Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической...