Развитие фонематического слуха на основе фонетической ритмики (старшая группа).
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятие фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_fon.ritmika_-_kopiya.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

неделя

Изучаемый звук

Описание движений на изучаемый звук

Упражнения

Сентябрь

1 неделя

Логопедическое обследование

2 неделя

3 неделя

Шумовые звуки

Выработка диафрагмального дыхания. Вдох – носом, выдох – ртом (лежа).

«Хорошо»

Вот лежим и отдыхаем.

В носик воздух набираем,

Набираем, набираем

И обратно выдыхаем(вдох – выдох; 3 раза).

4 неделя

Музыкальные звуки

Выработка диафрагмального дыхания. Вдох – носом, выдох – ртом (сидя).

«Бегемотики»

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается,

То животик опускается (вдох – выдох; 3 раза).

Октябрь

1 неделя

Речевые звуки

Выработка диафрагмального дыхания. Вдох – носом, выдох – ртом (стоя).

«Ветерок»

Ветер дует нам в лицо (вдох – выдох; 3 раза).

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише-тише,

Деревцо все выше-выше.

2 неделя

У

«Волк воет»

Вдох, давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении У (интонация угрозы).

«Кто дольше?» - произнесение гласного звука на одном выдохе.

3 неделя

А

«Укачивают малыша»

Вдох, разведение рук вверх при одновременном длительном произнесении А (интонация радости).

«Тихо – громко» - увеличение силы голоса по мере разведения рук.

4 неделя

А - У

Повторение:

«Укачивают малыша»

Вдох, разведение рук вверх при одновременном длительном произнесении А (интонация радости).

 «Волк воет»

Вдох, давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении У (интонация угрозы).

«Тихо – громко – тихо» - проговаривание звуковых сочетаний  АУ, УА, УАУ, АУА.

5 неделя

П

«Самовар пыхтит»

Пальцы сжаты в кулаки на уровне плеч, локти опущены.Произнося звук П, дети разжимают пальцы, имитируя лопающие пузыри. Движение быстрое, резкое, короткое.

«Запомни – повтори»

Проговаривание слогов с движением: ПА-ПО-ПУ.

Разжать кулачки и выбросить руки в стороны (ПА), вперед (ПУ), вверх ПО).

Ноябрь

1 неделя

О

«Зуб болит»

Вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновременном произнесении О (интонация удивления).

«Громко – тихо»

2 неделя

И

«Ослик кричит»

Вдох, руки вверх при одновременном произнесении  звука И (интонация удивления и радости).

«Громко – тихо – шепот – беззвучная артикуляция»

3 неделя

М

«Корова мычит»

Поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны мягким, плавным движением произнося звук М.

«Запомни – повтори»

Проговаривание слогов с движением: АМ-УМ-ОМ-ИМ.

Движение на гласный звук плавно переходит в движение на звук М.

4 неделя

Н

«Лошадь погоняют»

Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренно резким движением произнося звук Н.

«Запомни – повтори»

Проговаривание слогов с движением: АН-УН-ОН-ИН.

Движение на гласный звук плавно переходит в движение на звук Н.

Декабрь

1 неделя

Т

«Молоток стучит»

Кончиком большого пальца ведущей руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца, произнося коротко звук Т.

«Запомни – повтори»

Проговаривание слогов с движением: АТ-УТ-ОТ-ИТ.

Движение на гласный звук плавно переходит в движение на звук Т.

2 неделя

Ть

«Часы тикают»

Звук Ть (движения как на звук Т)

«Запомни – повтори»

Проговаривание слогов с движением: ТЯ-ТЮ-ТЁ-ТИ.

Движение на звук Ть плавно переходит в движение на гласный звук.

3 неделя

К

«Дождь идет»

Руки согнуть на уровне груди, пальцы сжать в кулачки, локти направить в стороны. Произнося звук К, имитировать разрыв ткани. Движение резкое, динамичное.

«Запомни – повтори»

Проговаривание слогов с движением: АК-УК-ОК-ИК.

Движение на гласный звук плавно переходит в движение на звук К.

4 неделя

Кь

«Дождик капает»

Звук Кь (движения как на звук К).

«Запомни – повтори»

Проговаривание слогов с движением: КЯ-КЮ-КЁ-КИ.

Движение на звук Кь плавно переходит в движение на гласный звук.

Январь

1 неделя

Каникулы

2 неделя

Логопедическое обследование

3 неделя

К - Кь

Повторение:

«Дождь идет, дождик капает»

Руки согнуть на уровне груди, пальцы сжать в кулачки, локти направить в стороны. Произнося звуки К, Кь имитировать разрыв ткани. Движение резкое, динамичное.

«Запомни – повтори»

Проговаривание слогов с движением: КА-КЯ, КУ-КЮ, КО-КЁ, КЫ-КИ.

Движение на звуки К, Кь плавно переходит в движение на гласный звук.

4 неделя

Б

«Барабан играет»

Наклониться вперед, расслабленно уронив руки и одновременно произнести БА (БУ).

«Запомни – повтори»

Проговаривание слогов в разном темпе: БА-БА-БА, БУ-БУ-БУ, раскачивая руками из стороны в сторону.

Начинать в замедленном темпе с переходом на средний, затем на быстрый.

Февраль

1 неделя

Бь

«Маленький барабан играет»

Звук Бь (движения как на звук Б)

«Запомни – повтори»

Проговаривание слогов в разном темпе: БИ-БИ-БИ, БЯ-БЯ-БЯ, раскачивая руками из стороны в сторону.

Начинать в замедленном темпе с переходом на средний, затем на быстрый.

2 неделя

Э

«Девочка ругает кота»

Вдох, плавно согнуть руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч вверх при одновременном произнесении Э (интонация укора).

«Громко – тихо – громко»

3 неделя

Г

«Гуси гогочут» «Гусята гогочут»

Запрокинуть голову назад с одновременным произнесением слога ГА (ГИ).

«Запомни – повтори»

Проговаривание слогов в разном темпе: ГА-ГА-ГА, ГИ –ГИ-ГИ.

Начинать в замедленном темпе с переходом на средний, затем на быстрый.

4 неделя

Ль

«Самолетик летит»

Вращать кистями рук над головой, делать «фонарики», произнося ЛЯ (ЛИ, ЛЕ).

«Запомни – повтори»

Проговаривание слогов в разном темпе: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, ЛИ-ЛИ-ЛИ, ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ.

Начинать в замедленном темпе с переходом на средний, затем на быстрый.

Март

1 неделя

Ы

Отводить в стороны согнутые в локтях руки при одновременном произнесении  звука Ы (сердито).

«Беззвучная артикуляция – шепот – тихо – громко»

2 неделя

С

«Вода льется»

Поднести к губам пальцы, сжатые в щепотку. Коротко и ритмично, произнося звук С, поднять руки вверх и соединить их в кольцо над головой.

«Собери слово»

Проговаривание слова ОСЫ с движениями:

О - разведение рук в стороны.

С - поднять руки вверх и соединить их в кольцо над головой.

Ы - отводить в стороны согнутые в локтях руки.

3 неделя

Сь

«Водичка льется»

Звук Сь (движения как на звук С)

«Собери слово»

Проговаривание слова ГУСЬ с движениями:

ГУ – запрокинуть голову назад.

Сь - поднять руки вверх и соединить их в кольцо над головой

4 неделя

Ш

«Змея шипит»

Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук Ш.

«Собери слово»

Проговаривание слова ШАЛЬ с движениями:

Ш - руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево.

А - разведение рук вверх.

Ль - вращать кистями рук над головой, делать «фонарики».

5 неделя

С - Ш

Повторение:

«Вода льется»

Поднести к губам пальцы, сжатые в щепотку. Коротко и ритмично, произнося звук С, поднять руки вверх и соединить их в кольцо над головой.

«Змея шипит»

Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук Ш.

«Запомни – повтори»

Проговаривание слогов с движением: СА-ША, СО-ШО, СУ-ШУ, СЫ-ШИ.

Движение на звуки С, Ш плавно переходит в движение на гласный звук.

Апрель

1 неделя

Х

«Дедушка храпит»

Соединить руки в замок над головой. Ноги на ширине плеч. Произнося звук Х, уронить руки вниз, имитируя движения дровосека.

«Собери слово»

Проговаривание слова МОХ с движениями:

М - поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны.

О - разведение рук в стороны давящим движением.

Х - уронить руки вниз, имитируя движения дровосека.

2 неделя

В

«Мельница крутится»

Вытянуть руки в стороны и покачивая ими вверх - вниз, имитируя полет самолета, произносить звук В.

«Запомни – повтори»

Проговаривание слогов в разном темпе: ВА-ВА-ВА, ВУ-ВУ-ВУ, покачивая руками вверх - вниз.

Начинать в замедленном темпе с переходом на средний, затем на быстрый.

3 неделя

З

«Муха летит»

Описать в воздухе 2-3 раза кистями рук небольшие круги при одновременном произнесении  звука З.

«Собери слово»

Проговаривание слова ЗУБ с движениями:

З - описать кистями рук небольшие круги.

У - вытянуть руки вперед.

П (Б) - разжимать пальцы, имитируя лопающие пузыри.

4 неделя

Ж

«Жук жужжит»

Руки перекрестить перед грудью и сжать в кулачки. Произнося звук Ж, совершать быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторять движение с разжатыми пальцами.

«Собери слово»

Проговаривание слова ЖУК с движениями:

Ж - руки перекрестить перед грудью и совершать быстрые, дрожащие движения руками.

У - вытянуть руки вперед.

К - локти направить в стороны, имитировать разрыв ткани.

Май

1 неделя

З - Ж

Повторение:

«Муха летит»

Описать в воздухе 2-3 раза кистями рук небольшие круги при одновременном произнесении  звука З.

«Жук жужжит»

Руки перекрестить перед грудью и сжать в кулачки. Произнося звук Ж, совершать быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторять движение с разжатыми пальцами.

«Запомни – повтори»

Проговаривание слогов с движением: ЗА-ЖА, ЗО-ЖО, ЗУ-ЖУ, ЗЫ-ЖИ.

Движение на звуки З, Ж плавно переходит в движение на гласный звук.

2 неделя

Д

«Дятел стучит»

Произнося слог ДА ударять резко вниз то правым, то левым кулачком.

Произнося слог ДУ выбрасывать резко вперед руки со сжатыми кулачками.

Произнося слог ДО поочередно ударять резко вверх.

«Собери слово»

Проговаривание слова ДОМ с движениями:

ДО - произнося слог ДОударить резко вверх правым кулачком.

М - поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны мягким, плавным движением произнося звук М.

3 неделя

Ф

«Воздушный шар сдувается»

Поднять руки со сжатыми кулачками к голове. Произнося звук Ф, резко разжать кулачки.

«Собери слово»

Проговаривание слова ФЕН с движениями:

Ф - поднять руки со сжатыми кулачками к голове. Произнося звук Ф, резко разжать кулачки.

Э – покачать головой при одновременном произнесении  Э.

Н - Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренно резким движением произнося звук.

4 неделя

Логопедическое обследование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие фонематического слуха - основа речевого развития дошкольников»

Материал из опыта работы на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольнгого возраста...

Программа по обучению грамоте и развитию фонематического слуха детей с ОНР в подготовительной группе.

Перспективное планирование по обучению грамоте и развитию фонематического слуха детей с ОНР в подготовмтельной группе....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Развитие фонематического слуха у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Данный материал и игры можно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по развитию фонематического слуха. Хорошо развитый фонематический слух облегчает процесс овлад...

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп.

В рамках профилактики речевых нарушений необходима систематическая работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник при...