Методы и приемы, используемые при изучении лексических тем
консультация по логопедии на тему

Рожкова Вера Ивановна

Проведение занятий в специальных логопедических группах существенно отличается от проведения аналогичных занятий в массовой группе.                                                                                                                           

Во-первых, на занятиях по развитию речи в течение одного месяца проводятся все виды работ в рамках трёх-четырёх лексических тем. Например, в сентябре 1-го года обучения это могут быть следующие темы: «Детский  сад», «Части тела», «Осень», «Умывальные принадлежности». Виды работ по каждой теме планируются с учетом общедидактического принципа: от простого к сложному. Разберем это на примере одной лексической темы «Домашние животные».

В начале месяца целесообразно рассмотреть живой объект (кошку или собаку), потом несколько картинок с изображенными на них домашними животными (корова с теленком, лошадь с жеребенком и т.п.). Затем можно сравнить по картинкам, например, свинью и собаку или корову и овцу. Еще позже – разобрать и пересказать короткие рассказы о нескольких домашних животных. А в конце месяца – приступить к произведению детьми коротких описательных рассказов, где ребята отразят весь усвоенный материал. Такая концентрация на определенной теме, своеобразная «лексическая замкнутость», позволяет стойко формировать обобщающие понятия, детально прорабатывать каждую лексическую тему, значительно пополнять словарный запас детей, поэтапно формировать у них связную речь.

Во-вторых, в течение длительного времени, пока связная речь у детей не разовьется в достаточной степени, на фронтальных занятиях используют только простые виды работ: чтение, разбор рассказов и сказок, рассматривание объектов, сюжетных картинок, пересказ коротких текстов и т.п. Нецелесообразно в начале обучения требовать от детей пересказа объемных текстов, составления рассказов-описаний, придумывания сказок, рассказов и др. Коллективное разучивание стихов проводится только тогда, когда большинство детей уже овладели правильным произношением. (Разучивание стихов, когда воспроизводимые ребенком звуки еще дефектны, может только закрепить неправильное произношение.)

В-третьих, в отличие от массовой группы, здесь на занятиях по развитию речи требуется уточнение значительно большего количества понятий. Например, при рассмотрении темы «Домашние животные» это будут не только такие понятия как вымя, грива, копыта, но и такие как щетина, шерсть, морда, пятачок, рога и т.п. Кроме того, необходимо будет заучивать названия большинства детенышей животных, профессий людей, ухаживающих за животными; такие понятия, как свинарник, коровник, овчарня, телятник и т.п.

И наконец, в-четвертых, на занятиях по развитию речи все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом. Не следует включать в программу игры и упражнения, лишенные зрительной опоры, особенно на начальном этапе обучения. К этому обязывают речевые трудности детей, особенности их внимания, восприятия и мышления. Естественно, что воспитателю логопедической  группы приходится готовить значительно больше пособий, чем его коллегам из массовых групп.

Важно учитывать, что у детей с общим недоразвитием речи снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки, называние предметов, их признаков и действий может оказаться напрасным трудом. В чем же состоит  подготовка к этой работе? Прежде всего необходимо побудить детей слушать и слышать воспитателя, придать словесным упражнениям дух соревновательности, вызвать интерес к ним, например, задавая вопросы: «Кто больше придумает слов?», «Кто точнее скажет слово?», «Кто быстрее ответит на вопрос?», «Кто больше заметит частей предмета?» и т.п.

Работа по лексической теме продолжается в течение недели. Тема определяет содержание дня, является центральной в планировании. Например: тема «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья». Воспитатель и специалисты планируют занятия в соответствии с этой темой. На математике воспитатель может использовать для счета осенние листочки от разных пород деревьев и упражнять детей в согласовании числительных с существительными, в это время дети рисуют, лепят осенние деревья и т.д. Занятие по развитию речи, которое проводит воспитатель, должно быть обязательно связано с лексической темой.

   В работе любого педагога, самым удобным и наиболее часто используемым наглядным материалом являются картинки. А предметные картинки представляют собой самое универсальное многоцелевое пособие- это и для закрепления поставленных звуков, или относящиеся к различным темам («Мебель», «Одежда», «Фрукты» и т.д.). Как же лучше организовать ее, чтобы старые, знакомые картинки не наскучили ребенку, а предлагались каждый раз по-новому, интересно и увлекательно? Как активизировать ребенка и побудить его к более качественному называнию картинок?
Предлагаемые игровые приемы помогут разнообразить данную работу, они не требуют времени на подготовку, сложного оборудования и наглядного материала. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов (машина, кукла, корзинка, кубики и т.п.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.s._sayt.docx1.05 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современные методы и приемы, используемые на занятиях по хореографии в ДОУ"

На занятия  в кружке по хореографии в ДОУ я использую игровые методы и приемы. Детям очень нравится!...

Методы и приемы, используемые для успешной адаптации детей к условиям детского сада

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. По темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. При этом быстрый темп развития о...

Методы и приемы, используемые педагогами при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. (Из опыта работы Бондаренко Т.А.)

Математика занимает важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а...

Методы и приемы используемые в ДОУ по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного востраста. Щекина Анна Яковлевна

Аннотация: в статье анализируются ключевые понятия эмоциональной сферы,эмоций, функции эмоций, особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте....