Методы и приемы используемые в ДОУ по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного востраста. Щекина Анна Яковлевна
статья (старшая группа) на тему

Щекина Анна Яковлевна

Аннотация: в статье анализируются ключевые понятия эмоциональной сферы,эмоций, функции эмоций, особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_emots.sfera_.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы используемые в ДОУ по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного востраста.

Щекина Анна Яковлевна

Щекина Анна Яковлевна/ Shchekina Anna Yakovlevna- воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения   "Детский сад "Лада" города Новый Уренгой

Аннотация: в статье анализируются ключевые понятия эмоциональной сферы,эмоций, функции эмоций, особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.

Abstract: the article analyzes the key concepts of the emotional sphere, emotional, emotional function, features of formation and functioning of the emotional sphere in preschool age.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоции, мимика, дошкольное детство.

Keywords: emotional sphere, emotions, facial expressions, preschool childhood.

Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте давно признаны психологами важной проблемой. По мнению А. Валлона, эмоции в генезисе психической жизни проявляются раньше всего: «Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям. Именно эмоции объединят ребенка с его социальным окружением, через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы «переливание» одного в другое» [2, с.34].

Развитие эмоциональной сферы является не только предпосылкой успешного школьного обучения, но и способствует саморазвитию личности. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Эмоциональная сфера - это чувствительность, импульсивность и другие качества, характеризующие силу и динамизм проявления эмоций [6].

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия [5].

Выделяют следующие функции эмоций:

1) мотивационно-регулирующая - эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать;

2) коммуникативная - эмоции несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека;

3) сигнальная - эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека;

4) защитная - возникая как моментальная, быстрая реакция организма, она может защитить человека от опасностей [7].

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика отражает внутреннее эмоциональное состояние и способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова [8].

Эмоции представляют собой особый вид психических процессов, отражающих оценку ситуации для человека в плане удовлетворения его актуальных потребностей и протекающие в форме переживаний и физиологических реакций. Так же эмоции имеют две стороны — объективную (человек, испытывающий эмоции, может улыбаться, хмуриться, плакать, дрожать, у него меняется частота пульса, ритм дыхания и т. д.), а также субъективную — внутренние мысли и переживания человека по поводу тех или иных событий [3].

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. Возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения.

Основой познания для ребенка дошкольного возраста является чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, а также речи и более высоких, логических форм мышления.

Дошкольный возраст период расцвета познавательной активности. Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения и повышенной эмоциональностью.

К концу дошкольного возраста складывается новая внеситуативно-личностная форма общения.

Для старших дошкольников характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники.

Так же можно сказать, что развитие эмоций у дошкольников зависит от ряда условий.

  1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.
  2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные эмоции, связанные с восприятием (например, музыки).
  3.  Эмоции очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.
  4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям [2]

C помощью таких методов как: релаксационные, эмоционально символические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, элементы психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, мимики и пантомимики, с помощью приемов: прослушивание музыки, чтение литературных произведений и сказок (игр-драматизаций), знакомство с живописью, психомышечной тренировки, группового обсуждения чувств, направленного рисования мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка [2].

Таким образом, можно сказать, что с развитием эмоциональной сферы у старшего дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Эмоциональное состояние ребенка оказывает существенное влияние на развитие его личности. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление. На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром.

Список использованной литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.М.: Астрель, 2000. 209 с.
  2. Вежновец И. Программа «развитие эмоциональной сферы» // Школьный психолог. 2005. №17. С. 28-32.
  3. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Астрель, 2000. 265с.
  4. Довгая Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду.  2005. №5. С. 26-27.
  5. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Феникс, 2001. 334 с.
  6. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. М.: Академия, 2004.288 с.
  7. Ильин Е. П.  Эмоции и чувства. М.: Феникс, 2006. 214 с.
  8. Люсин Д.В. Организация знаний об эмоциях: внутренняя структура

категории «эмоция». М.: Ин-т психологии РАН, 2003. 234 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмопластика как средство развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность : Музыка, как действенное средство художественно – эстетического воспитания формирует «творческость», как качество личности. Основное назначение ритмопластики – развитие у детей художеств...

Программа «Веселинка» (развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность)

Программа предназначина для проведения театрализованных занятий, с целью обогащение и развития эмоциональной сферы старших  дошкольников  посредством музыкально-театрализованной деятельности...

Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Конспекты занятий по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста

В современном мире значение проблемы эмоций достаточно велико. Эмоции влияют на все сферы жизни человека. Сегодня же эта проблема как никогда более актуальна, так как современные дети не все...

Технологическая карта по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Занятие с использованием образовательной технологии И.В. Ганичевой "Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми"...

Рецензия «Дидактические игры для развития психо-эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста».

Рецензируемый набор дидактических игр выполнен педагогами, как методическое оснащение к картотеке, составленной  по книге С.Е. Гавриной «Мои эмоции». Предназначен для совместной работ...