Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа)

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_zanyatiy_po_emotsionalnoy_sfery.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: развитие у детей 5-7 лет эмоциональной сферы.

Знакомство с языком эмоций, выразительными средствами: мимика, жесты, позы.

Исследования их для выражения соответственных чувств и переживаний, для понимания эмоционального состояния других.

Структура:

  1. Ритуал приветствия.

Цель: Эмоциональное раскрепощение, настрой на занятие. Установление эмоционального контакта между участниками.

  1. Основная часть

Цель: Рефлексия прошлого занятия подготовка, проведения нового материала.

  1. Рефлексия.

Цель: Осознание значимости материала.

Понравилось, не понравилось.

Почему это нужно знать?

  1. Ритуал прощания

Цель: Рефлексия. Анализ занятия.

Закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Адресат:

Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет, продолжительностью 20-25 мин. Занятия проводятся с группой детей (6-8 человек). Место проведения занятий неизменно в отведенное  для занятий время.

Ожидаемые результаты:

-снятие внутреннего напряжения, тревожности;

-нормализация аффектно-эмоциональной сферы;

-снижение частоты конфликтов и ссор с детьми;

-развитие понимания эмоционального состояния другого человека;

-развитие навыков межличностного общения через эмоциональные состояния.

Диагностика:

1.Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.

2. Социометрия

3. Проетивные методики, рисунок «Моя семья», «Мои друзья»

4. Диагностика тревожности Р. Темплея, И. Дорки

Тема «Знакомство»

Цель: Осознание ребенком своей принадлежности к группе.

Уметь вступать в контакт, умение общаться, создание обстановки доверия и эмоционального комфорта.

Материалы: Магнитофоны. Аудиозапись.

Ход занятия.

  1. Ритуал приветсвия (настрой на занятия)

Ласковые имена (поздороваться ласково).

Пальчиковые упражнения. Спит на льдинке целый день», «Странный дом» (Цель: эмоционально-положительный натрой на занятие)

  1. Основная часть

«Передай движение»

Передать движение жестами: «цветок», «бабочка», «горячая картошка», «горячий блин».

Дети передают жестами,в  конце игры проводят анализ кто лучше смог передать движение.

Игра «Поводырь» (чувство сплоченности, доверия по отношению к друг к другу).

Один закрывает глаза, другой берет его за руку и начинает водить его по всей группе: через стулья, столы, коробки и т.п. Цель поводыря-провести своего «слепого» товарища по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. Затем дети меняются.

Упражнение «Путаница»

Цель: чувство сплоченности, эмоционально-положительного настроя друг с другом).

Дети с закрытыми глазами сходятся в середину круга (одна рука вытянута вперед). Затем смотрят кто с кем сошелся.

Упражнение «Доброе животное»

  1. Рефлексия занятия.
  2. Ритуал прощания:

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, говорят «До свидания»

Тема «Знакомство»

Цель:

  1. Развивать чувство принадлежности к группе.
  2. Навыки социального поведения.
  3. Снять общее и мышечное напряжение, поднять эмоциональный тонус.
  4. Знакомство с правилами взаимодействия.

Материалы:

Магнитофон, Клубок, правила взаимоотношения.

Ход занятия: Дети стоят в кругу.

  1. Ритуал приветствии (настрой на занятия):
  2. дети стоят в кругу:
  3. –поздороваться всем вместе взявшись за руки;
  4. поздороваться по одному. Каждый называет свое имя и хлопает в ладоши.

2. Разминка

Пальчиковая гимнастика «Раз, два, острова».

Упражнение «Наоборот» (ведущий показывает движение, а все дети делают на оборот).

3. Основная часть:

1. знакомство с правилами общения:

Ребята, мы будем всегда встречаться с вами в этом кабинете,и  в это время.

Здесь мы с вами будем играть, общаться.

Правила взаимодействия:

-Все мы друзья и когда кто-то говорит ни кто не перебивает;

-Каждый участник имеет право выступить;

-Каждый по-своему прав;

-В группе должна быть тайна. О чем здесь говорим должно остаться между нами.

3. «Идем в гости»

Дети передают клубок не по порядку, а  кому желают. Все мы одно целое, одна сплоченная группа, побудим все вместе.

  1. « Доброе животное»

Цель: развитие чувство единство

-Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию.

Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз. Очень хорошо. Послушаем как бьется его сердце.

Тук-делаем шаг вперед, тук-шаг-назад.

Рефлексия:

-Что понравилось?

-Что не понравилось?

-Какое сейчас  у вас настроение (отметить на календаре)

Спасибо всем. На этом наше занятие завершается. До свидания.

  1. Ритуал прощания.

Дети стоят в кругу, благодарят друг друга за совместные игры.

Тема «Радость»

Цель: 1.Первичное знакомство с чувством.

2.Развивать умение выражать свое настроение.

3. Развивать понимание эмоционального состояния другого человека.

Материалы: аудиозапись с релаксационной музыкой; цветные карандаши, листы бумаги ( по количеству детей).

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия:
  2. Дети в кругу приветствуют друг друга, каждый дотрагивается рукой до рядом сидящего, с закрытыми глазами. Стараются передать приветствие ласковыми движениями.

2.Основная часть:

  1. Беседа

Пиктограмма радости (фотграфия веселого, улыбающегося ребенка)

-Как вы думаете, какое настроение у этого ребенка?

-Как вы узнали?

-Изобразите радость на своем лице.

Игра «Я радуюсь, когда…»

-Что же такое радость для вас?

Подумайте и закончите предложение: «Я радуюсь, когда

Игра «Насос и мяч»

Цель: снятие мышечного напряжения.

Ведущий сообщает всем, что дети мячики, которые здулись, их нужно надуть.

На звук «ш» он надувается, на звук «с» мячики здуваются.

Нарисуй «Радость»

Изобразите радость, нарисуйте чему вы радуетесь (игрушкам, сладостям, своей семье, веселому настроению, когда все вместе едем отдыхать).

3.Рефлексия

- О чем мы с вами разговаривали?

-С какой эмоцией знакомились?

Дети  отмечаю свое  настроение в календаре.

  1. Ритуал прощания:

Дети прощаются друг с другом, жмут руку.

Тема «Радость»

Цель: 1.Продолжить знакомство с чувством радости.

2.Развивать умение выражать свое эмоциональное состояние через пантомимику и мимику.

Материалы: аудиозапись с релаксационной музыкой.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия:
  2. Дети в кругу приветствуют друг друга.

Передают приветсвия, называя соседа по имени, добавляя, что рад (рада) его (ее) видеть.

Игра «Рука к руке»

Дети делятся на пары. Ведущий произносит фразу6 «Рука к руке». И все участники должны соприкоснуться со своими партнерами руками.

Комнады могут быть разными: спина к спине, плечо к плечу, нос к носу, ухо к уху и т.д.

Основная часть:

Психогимнастика

Этюд «Встреча с другом»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое настроение.

-У мальчика был друг. Настало лето иим пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучнов  городе одному. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу! Дети делятся по парам и через выразительные движения изображают чувство радости.

Игра «Мам радуется, когда…»

Игра-этюд «Цветок»

Теплый луч упалгрел семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет к теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Движения: дети сидят на корточках, медленно поднимают голову, руки. Голову слегка откидывают назад.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Игра «Доброе животное».

Встанем в круг и поиграем в «Доброе животное». Возьмемся за руки и представим что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все ыместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох. Послушаем как бьется его сердце. Тук-делаем шаг вперед, тук-шаг назад. И еще раз тук- шаг вперед, тук-шаг-назад.

  1. Рефлексия

-Что мы с вами делали?

-С какой эмоцией знакомились?

Дети изображают настроение в календаре.

  1. Ритуал прощания:

Дети прощаются друг с другом, даря улыбку.

Тема «Злость»

Цель: 1. Знакомство с чутвом злости.

2. Изучение выражения эмоциональных состояний в мимике.

Материалы:

Иллюстрации (фотографии) с настроением. Аудиозапись.

Ход занятия

  1. Ритуал приветсвия:
  2. Дети стоят вкругу, приветсвуя друг друга, пожимая руки и даря улыбку.

-Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу6»Доброе утро»

(Цель6 формирование положительного настроя на занятие).

Игра «Запрещенное движение»

Цель: развитие группового сплочения.

Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное движение.

  Кто повторил его, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное дфижение.

Кто повторил его, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение.

2.Основная часть:

А сейчас послушайте одну историю.

Упражнение «Два сердитых мальчика»

Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся.

Цель: умение различать эмоции.

Выразительные движения: нахмуренные брови, руки, порывистая движения:

-Какое настроение было у мальчиков?

-Когда у вас такое бывает?

Игра «Эмоция»

Посмотрите налицо, изображенное на карточке. Какой у него рот? Какие брови? Какое у него выражение глаз?

Игра «Доброе животное»

Цель: развитие сплоченности группы, нормализация внутреннего напряжения.

3.Рефлексия

-С каким настроением познакомились?

-Как помочь человеку, у которого злое настроение?

Дети отмечают в календаре эмоции, свое настроение.

  1. Ритуал прощания:

Дети стоят в кругу.

-Давайте теперь возьмемся заруки и улыбнемся друг жругу. На этом наше занятие закончено.

Тема: «Страх(«Чего я боюсь»)

Цель: 

  1. Знакомство с чувством страха.
  2. Изучение выражения эмоциональных состояний в мимке.

Материалы:

-Фотография с изображением человека с чувством страха

-Цветные карандаши

-Альбомные листы (по количеству детей).

Ход занятия

  1. Ритуал приветсвия

Дети приветсвуют друг друга, называя по имени и хлопают в ладоши…Доброе утро….

Игра «Движение»

Цель: эмоциональный настрой на занятие, развитие чувства сплоченности. Дети выполняют любое танцевальное движение. Начинают и останавливаются под музыку, если после остановки музыки кто-то из детей  продолжает двигаться, то  на стул.

  1. Основная часть

А сейчас послушайте одну историю Упражнение «Два сердитых мальчика»

Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подурутся.

Цель: умение различать эмоции.

Выразительные движения: нахмуренные брови, руки, порывистые движения.

-Какое настроение было у мальчиков?

-Когда у вас такое бывает?

Игра «Эмоция».

Посмотрите налицо, изображенное на карточке. Какой у него рот? Какие брови? Какое у него выражение глаз?

Игра «Доброе животное»

Цель: развитие сплоченности группы, нормализация внутреннего напряжения.

  1. Рефлексия

-С каким настроение познакомились?

-Как помочь человеку, у которого злое настроение?

Дети отмечают в календаре эмоций, свое настроение.

  1. Ритуал прощания:

Дети стоят в кругу.

-Давайте теперь возьмемся  за руки и улыбнемся друг другу. На этом наше занятие закончено.

Тема: «Страх (Чего я боюсь»)

Цель:

  1. Знакомство с чувством страха.
  2. Изучение выражения эмоциональных состояний в мимике.

Материалы:

-Фотография с изображением человека с чувством страха

-Цветные карандаши

-Альбомные листы (по количеству детей)

Ход занятия

  1. Ритуал приветсвия:

Дети приветствуют друг друга, называя по имени и хлопов в ладоши… Доброе утро…

Игра «Движение»…

Цель: эмоциональный настрой на занятие, развитие чувство сплоченности Дети выполняют любое танцевальное движение. Начинают и останавливаются под музыку, если после остановки музыки кто-то из детей продолжает двигаться, то садится настул.

  1. Основная часть:

Беседа:

Вспомнить эмоцию радости. Проанализировать рисунки детей на тему «Чему я радуюсь».

Радоваться можно по разному.

-Какое настроение у этого мальчика?

-Какое чувство испытывает этот ребенок?

У него широко раскрыты глаза, рот тоже открыт.

-Правильно это страх!

-Как вы думаете, а чего он так испугался? (потерял маму, зовет ее, напугала собака, его кто-то ударил)

-Ребята, а вам было когда-нибудь страшно?

-Чего вы боитесь?

-Когда человеку бывает страшно?

-Кто может ему помочь?

Рисунок «Что я боюсь!»

Дети рисунок свой страх и рассказывают о нем.

Игра «Неваляшка»

Цель: развитие чувства доверия сверсткам, группового сплочения.

Дети встают на расстоянии метра лицом друг другу. Ноги стоят устойчиво, руки вытянуты вперед, между ними стоит третий участник, дается команда: «Ноги от пола не открывай и смело падай назад!»

Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок снова встречает руки. Покачивание продолжается в течение 2-3 мин.

  1. Рефлексия:

О чем мы разговаривали сегодня на занятии. Что плохого и хорошего в настроении страха.

Дети изображают свое настроение в календаре.

  1. Ритуал прощания:

Дети, стоя в кругу прощаются друг с другом, взявшись за руки. До свидания.

Тема «Злость»

Цель: 1. Продолжать знакомство с чувством злости.

2.Развивать умение справлять с чувством злости.

3.Умение выражать чувство в рисунке.

Материалы:

-Цветные карандаши

-Рисунки с изображением феи злой и доброй.

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия:

Дети взявшись за руки приветствуют друг друга.

Игра «Угадайка»

Дети выбирают ведущего и становятся к нему лицом. За спинами они передают небольшой предмет.

По выражению лица и поза ведущий должен угадать, у кого предмет. Передача предмета прекращается по команде.

Игра «У меня есть котенок».

Повторить фразу с разными эмоциональными оттенками: с радостью, с удивлением, с  отвращением, с грустью, со злостью.

  1. Основная часть:

Вспомнить что было на прошлом занятии.

Рисунок «Добрая и злая феи»

-Ребята вы любите сказки?

-Послушайте одну  такую сказку.

-В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И была у него дочь царевна-красавица. Всем хороша, да вот беда-ни разу в своей  жизни она не улыбалась и не смеялась. За что и прозвали ее люди Несмеяной. Что только не делал царь,  чтобы развеселить царевну! И артистов-скоморохов приглашал, и фокусников заморских-ничего не помогало.

-Как вы думаете, почему не смеялась царевна?

-Недалеко от царства жили две феи, одна добрая, а другая злая.

-Что могла сделать для Несмеяны злая фея, и как победила ее добрая фея.

После работы, предложить детям сесть в круг, показать и рассказать о рисунках.

Упражнение «Солнечный зайчик»

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шеи, руки, ноги.он забрался на живот-погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись  с ним.

  1. Рефлексия

–Ребята, как можно поднять настроение себе и человеку у которого злое настроение?

-О каком настроении мы сегодня  вместе разговаривали?

На календаре отметить свое настроение.

  1. Ритуал прощания:

Дети, стоят в кругу.

-Давайте теперь возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. На этом наше занятие закончено.

Тема «Радость»

Цель: 1.Первичное знакомство с чувством.

2.развивать умение выражать свое настроение.

3. Развитие понимания эмоционального состояния другого человека

Материалы: аудиозапись с релаксационной музыкой; цветные карандаши, листы бумаги (по количеству детей.)

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия

Дети сидят в кругу. Приветсвие друг другу, каждый дотрагивается рукой до рядом сидящего, с закрытыми глазами. Старается передать приветсвие ласковыми движениями.

Упражнение «Морщинки»

  1. Основная часть

Беседа

Пиктограмма радости (фотография веселого, улыбающегося ребенка)

-Как вы думаете, какое настроение у этого ребенка?

-Как вы узнали?

-Изобразите радость на своем лице.

Игра «Я радуюсь, когда…»

-Что же такое радость для вас?

Подумайте и закончите предложение: «Я радуюсь, когда…»

Игра «Насос и мяч»

Цель: снятие мышечного напряжения.

Ведущий сообщает всем, что дети мячики, которые здулись, их нужно надуть.  На звук «ш» он надувается на звук «с» мячики здуваются.

Нарисуй  «Радость».

Изобразите радость, нарисуйте чему вы радуетесь (игрушкам, сладостям, что есть у каждого своя семья, веселое настроение, когда все вместе едем отдыхать).

3.Рефлексия:

-О чем мы с вами разговаривали?

-Что плохого и хорошего в  веселом настроении?

Дети отмечают свое настроение в календаре настроения?

4.Ритуал прощания:

Дети прощаются друг с другом, жмут руки

Тема «Удивление»

Цель:

  1. Знакомство с чувством удивления.
  2. развитие изучения выражения эмоционального состояния в мимике.

Материал:

Иллюстрация (пиктограмма удивления)

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия

Дети стоят в кругу, приветствуя друг друга.

-Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу «Доброе утро».

Игра  «Настроение»

Цель: эмоционально-положительный настрой на занятие. Игра проводится аналогично игре «Море волнуется раз». Дети свободно двигаются по группе, ведущий произносит слова: « Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, эмоция радости…(страха, удивления, отвращения, злости) замри.

Игра «На что похоже настроение»

Цель: закрепить знания об эмоциях.

Участники по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду, похоже их настроение.

Мое настроение похоже на белое пушистое облако.

Упражнение проводится по кругу.

Взрослый делает обощение, какое настроение у всей группы: грустное, веселое, злое и т.д.

  1. Основная часть:

–Сейчас я расскажу вам историю про одного мальчика.

-Однажды мальчик Дима возвращался из школы, зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Мальчик поднял тряпку и увидел, что под ней был котенок.

-Какое настроение у мальчика?

-Почему он так удивился?

Игра «Удивление»

Цель: изучение выражения эмоциональных состояний в мимке.

-Рассмотрим пиктограмму удивления.

-Что происходит с нашим лицом?

С бровями (подняты вверх)

С глазами (широко раскрыты)

С губами (похожи на букву «о»)

Игра «Чему можно удивиться?»

Цель: активизация творческого воображения, закрепления эмоции удивления.

Дети по кругу произносят фразу с добавлением: «Я удивляюсь, когда…»

  1. Рефлексия:

-С какой эмоцией познакомились?

Дети отмечают свое настроение в календаре настроения.

  1. Ритуал прощания:

Дети прощаются друг с другом, обнимаются кто с кем захочет.

Тема «Удивление-2»

Цель:

  1. Продолжить знакомить  с чувством удивления.
  2. Развитие изучения выражения эмоционального состояния через мимику и пантомимику.

Материал:

Пустая коробка, игрушечные собака и кошка, шляпа.

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия

Дети стоят в кругу, приветствуя друг друга.

Игра  «Настроение»

Дети выбирают ведущего, который изображает натсроение, остальные смотрят и угадывают какое настроение он показал.

Цель: эмоционально-положительный настрой на занятие. Игра проводится аналогично игре «Море волнуется раз». Дети свободно двигаются по группе, ведущий произносит слова: « Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, эмоция радости…(страха, удивления, отвращения, злости) замри.

Основная часть

Игра «Солнечный зайчик»

Цель: снятие напряжения лица.

Игра «Машенька»

Педагог читает стихотворение сопровождая его своими действиями.

А. Барто «Машенька»

…Потянулась Машенька

К зеркалу рукой,

Удивилась Машенька:

«Кто же там такой?»

-Чему удивилась Машенька?

Дети  по желанию изображают Машеньку.

Этюд «Фокусник»

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: рот открыт, брови и верхние веки приподняты.

Этюд «Живая шляпа»

Цель: закрепление мимических навыков.

Мальчик гулял во дворе. Вдруг услышал, как мама зовет его, стоя у окна.

Дима попрощался с друзьями и пошел домой. На дороге он увидел шляпу и решил ее поднять, но шляпа как будто угадала, что хочет сделать мальчик и отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился. Попробуем разыграть эту историю.(распределение ролей)

3.Рефлексия:

- Какое настроение мы сегодня с вами проиграли?

Дети отмечают свое настроение в календаре настроения.

  1. Ритуал прощания:

Дети прощаются друг с другом.

Тема «Закрепление понятий об чувствах»

Цель: Закреплять умения различать эмоциональные чувства через стихотворения.

Развитие понятия эмоционального настроения через действия и поступки.

Материалы:

-Пиктограммы  с различными эмоциональными настроениями.

-Художественные произведения Н. Екимова «Облака», Н. Синицина «Умные стихи», «Смешинки», «Даю вам слово», «Задача»

Ход занятия:

  1. Основная часть

Игра «Настроение»

Цель: закрепление умения различать эмоциональные настроения, берет карточку и описывает эмоциональное состояние, объясняя в каком положении глаза, брови, губы.

Другие дети должны определить и найти у себя точно такое же настроение.

Игра «Угадайка»

Дети  выбирают ведущего и становятся к нему лицом. За спиной передают мячик, по выражению лица и позе ведущий должен угадать у кого мячик.

Смешинки (Синицина Е. «Умные стихи» стр 54).

Придумать хочу я

Такие смешинки,

Чтоб делать умели

Живые смешинки.

Чтоб эти смешинки

Повсюду спешили,

Чтоб самых угрюмых

Они рассмешили

Сестру мою, реву,

И нашу бодливую

Зорьку-корову.

«Даю вам слово» (Синицина Е. «Умные стихи», стр 48)

Почему то все считают:

Что коровы не летают.

Но вчера, даю Вам слово,

В облаках плыла корова.

А за нею, по два в ряд,

Двадцать рыженьких телят.

Вы схватились за бока?

Что ж, спросите у быка!

Он летел за ними  следом

Вместе с кроликом соседом

И рассказывал о том,

Как на днях летал с китом.

«Задача» (Синицина Е. «Умные стихи», стр 48)

У сороконожки

Заболели ножки:

Десят ноют

И гудят,

Пять хромают

И болят.

Помогите сороконожке

Посчитать

Больные ножки.

Рефлексия
Дети обсуждают, что было интересным на занятии. Отмечают свое нас роение на календаре.

Тема «Закрепление понятий об чувствах-2»

Цель:

  1. Закрепление умения различать эмоциональные чувства через музыкальные произведения.
  2. Передача настроения через музыку.
  3. Развитие  умения выражать свое эмоциональное состояние через мимику и пантомимику.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия: Дети стоят в кругу, првиетсвуя друг друга «Здравствуйте».
  2. Основная часть:

Игра «Люблю-не люблю».

Цель: развитие мимики, умение определять по мимике, эмоциональные выражения. Ребенка (ведущий) показываеются картинки («Времена года», блюда, продукты). Через мимику он должен показать нравится это ему, нет, а другие должны угадать.

Приключения «Дук-ду» Синицина Е., стр 63.

Цель: чтение произведения и соотнесения эмоционального натсроения героев произведения через пиктограмму (или цвет).

Ведущий  читает произведения, а дети во время паузы показывают пиктограммы.

-Жил на свете бельчонок Дук-ду.

-Он всего боялся (Страх).

-Имя его в переводе с бельчьего- «Ой боюсь!»

-Он боялся даже прыгать с ветки на ветку, как все остальные бельчата.

-Маму успокаивала учительница рисования беличьей школы: «Посмотрите, что он нарисовал!»

-Раз он такое нарисовал, то он скоро избавится от страха. (Веселое настроение. Какое будет у него настроение.)

-Однажды в лесу все потемнело, загрохотал гром, вспыхивали молнии. Одна из них была такой яркой и острой, как будто бы разрезала лес на половинки. Дук-ду очень испугался и забился подальше в домик. (Страх).

-В то время бельчонок оказался дома один. Вдруг ударил гром, еще раз вспыхнула молния, и дерево стало падать. На бельчонка стали сыпаться банк, орехи, стулья. Вдруг все стихло. Дук-ду, оказавшись в темноте, стал расставлять по места. (Спокойствие).

-«Где же мама»,-думал бельчонок. Вдруг он услышал шорох, шаги, голоса, гул машин и тракторов.

-Он понял, что это приехали люди, чтобы увезти повалившиеся деревья. Он дернул дверь, чтобы вырваться из ловушки, но дверь заклинило. Лишь небольшая щелочка позволила ему видеть то, что происходит в лесу. Вот машина. Вот люди: высокие и очень сильные (грустное настроение).

-Дук-ду понял, что теперь все зависит только от него и, когда машины тронулись в путь, он тщательно запоминал всю дорогу: вот кончился лес и  началось поле, вот река, вот стадо коров, вот крыши домов, вот детская площадка, вот лесопилка. Машины остановились. Дук-ду толкнул дверь, она с легкостью открылась (Веселое настроение).

3. Рефлексия

-Что делали сегодня на занятии?

-Какие эмоции были в рассказе?

Дети отмечают свое настроение в календаре настроения.

4.Ритуал прощания

Дети прощаются в кругу, взявшись за руки.

Тема «Нарисуй свое настроение»

Цель: Закреплять умение определять настроение через музыкальное произведение.

Учить выражать свое настроение через изобразительные средства.

Материалы:

Аудиозапись Гриценин «Моя лошадка», листы бумаги, краски.

Ход занятия

  1. Ритуал приветсвия:

Дети в кругу приветствуют друг друга- «Здравствуйте». Хлопают в ладоши, называя каждого по имени («Доброе утро.. Лена, Катя и т.д.)

  1. Основная часть:

Игра «Замри»

Цель: активизация эмоционально-положительного настроя на занятие.

Ведущий объясняет детям, пока играет музыка, дети произвольно двигаются по кругу, как только музыка прекратиться, они должны замереть и не двигаться. Кто пошевелится, тот садится.

Дети выполняют действия.

-Что под эту музыку еще можно делать?

-Какое настроение передается через эту музыку?

-Какими красками можно передать такое настроение? (красный, желтый) (дети подбирают цвет) называют свой рисунок.

3. Рефлексия

После завершения работ, предложить детям сесть в круг, показать и рассказать о том, что же у них получилось. Дети обсуждают рисунки и что было интересным.

4.Ритуал прощания:

Дети взявшись за руки, прощаются друг с другом.

Литература

Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Издательство «Речь», 2001.-155 с.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.-Ярославль, 1996.-210 с.

Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие-М.: Генезис, 1999.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.-Ярославль, 1996.

Рылеева Е.В. Вместе веселее!-М.: Линка-пресс, 2000.-137 с.

Чистякова М.И. Психогимнастика М., 1990.-127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию эмоциональной сферы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в город Настроения

Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях: радость, грусть, гнев.Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства доброжелательности в общении с людьми....

Ритмопластика как средство развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность : Музыка, как действенное средство художественно – эстетического воспитания формирует «творческость», как качество личности. Основное назначение ритмопластики – развитие у детей художеств...

Программа «Веселинка» (развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность)

Программа предназначина для проведения театрализованных занятий, с целью обогащение и развития эмоциональной сферы старших  дошкольников  посредством музыкально-театрализованной деятельности...

Конспекты занятий по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста

В современном мире значение проблемы эмоций достаточно велико. Эмоции влияют на все сферы жизни человека. Сегодня же эта проблема как никогда более актуальна, так как современные дети не все...

Технологическая карта по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Занятие с использованием образовательной технологии И.В. Ганичевой "Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми"...

Рецензия «Дидактические игры для развития психо-эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста».

Рецензируемый набор дидактических игр выполнен педагогами, как методическое оснащение к картотеке, составленной  по книге С.Е. Гавриной «Мои эмоции». Предназначен для совместной работ...