Cлоговая Cтруктура
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Кувшинова Екатерина Юрьевна

упражнение для слоговой структуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogovaya_struktura_rab_s_rod.docx12.96 КБ

Предварительный просмотр:

Слоговая структура слова.

Весь период обучения делится на четыре этапа:

Подготовительный этап – создание фонетико-фонематической базы)

Этап формирования слоговой структуры слова – состоит из 3-х ступеней

Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова – заучивание рифмовок, стихов, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками

Заключительный этап – использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи

1. Подготовительный этап

(Создание фонетико-фонематической базы для коррекции нарушений слоговой структуры слова)

1. Фонетическая база – овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов), исправлении имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т. п.)

2. Фонематическая база – способность к воспроизведению:

- сочетаний гласных звуков (АУИ, ОАИУ, УОИА и пр.)

- слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА-ТО-ТУ, ПЫ-ПА-ПУ);

- слоговых сочетаний  с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-ГО-БО);

- слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА-ТА, ПА-БА);

- слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твёрдости-мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ);

- слов, близких по звуковому составу (БОК-БАК-БЫК);

 2. Этап формирования слоговой структуры слова

На этом этапе в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков.

Для повторения ребёнку даются слова с легкопроизносимыми звуками. Слова с труднопроизносимыми фонемами предлагаются только для восприятия.

1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур.

2-я ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков

3-я ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний) содержащих стечение согласных звуков.

 3. Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова

На этом этапе предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (шипящие, Р, Л). Подразумевается, что к началу данного этапа их произношение уже исправлено. В противном случае приступать к многократному повторению и заучиванию текстов не рекомендуется, т. к. дефектное произношение стойко закрепляется.

Отражённое проговаривание и заучивание:

- слов, словосочетаний и предложений;

- рифмовок и стихов;

- скороговорок;

- рассказов;

 4. Заключительный этап.

 Предполагается, что ребёнок должен владеть правильным произношением всех звуков речи.

 Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в  самостоятельной речи:

- составление рассказов по опорным словам;

- описание предметов;

- придумывание конца или начала к рассказу педагога;

- сравнение объектов;

- диалог на заданную тему;

- рассказывание по воображению;

- придумывание сказок по набору игрушек;

И т. п.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cтруктура занятия по ФЭМП для детей подготовительной логопедической группы.

-познакомить детей с составом числа 10 из единиц;- учить воспроизводить количество движений на один больше (меньше), чем дано;- закрепить знания детей о последовательности дней недели;- упражнят...