Главные вкладки

    Практический материал по массажу и самомассажу кистей и пальцев рук с использованием различных предметов
    методическая разработка по логопедии на тему

    материал будет полезен для педагогов, работающих с дошкольниками и учениками начальных классов. Упражнения просты, понятны и интересны детям, не требуют особой подготовки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prakticheskiy_material_po_massazhu_ruk.docx17.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практический материал по массажу и самомассажу кистей и пальцев рук с использованием различных предметов

    ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ

    Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.

    Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

    Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.

    Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.

    Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.

    Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:

    - Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,

    А потом обратно, чтоб стало мне приятно.

    - Научился два ореха между пальцами держать.

    Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

    - Три ореха я возьму, между пальцами зажму.

    Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!

    - Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

    - Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.

    КАРАНДАШИ

    Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

    Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.

    - Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

    Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

    - Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.

    Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

    МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК

    Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:

    У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.

    Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник!

    Массаж ладоней круговыми движениями мяча  на ударные слоги стихотворения:

    Гладила мама – ежиха ежат:

    «Что за пригожие детки лежат!

    Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки.

    Движения соответствуют тексту:

    Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),

    Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),

    Им поглажу я ладошку,

    А потом сожму немножко.

    Каждым пальцем мяч прижму

    И другой рукой начну.

    А теперь последний трюк -

    Мяч летает между рук (перебрасывание  мяча из руки в руку).

    ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУПОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ

    Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями;

    Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз.

    Эти шарики берем

    Ими ручки разомнем.

    Каждый шарик не простой -

    Этот с солью, с рисом тот.

    Меж ладошками кладем

    Им ладошки разотрем.

    Вверх и вниз его катаем

    Свои ручки развиваем!

    Можно шар катать по кругу,

    Перекидывать друг другу.

    Раз, два, три, четыре, пять -

    Нам пора и отдыхать!

    ПЕРЧАТКИ С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ

    Нажимать на всю поверхность ладони и пальцы под счет до 10;

    Делать растирающие движения ладони и пальцев вверх-вниз и по кругу.

    КРУПА

    Предлагаем детям сортировать крупу, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук. Интересно выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или по замыслу.

    В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки:

    Я помощницей расту. Своей маме помогу.

    Я крупу переберу, рис от гречки отберу!

    Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую, волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно):

    Я горошины возьму, выложу дорожку.

    Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.

    Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной. Потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:

    Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.

    Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:

    «Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек.

    Покрути и покатай и другому передай».

    Насыпать в кружку горох. На каждый ударный слог перекладывать горошины по одной в другую кружку:

    Снегирь и сорока, и клёст, и синицы

    – зимуют у нас эти чудные птицы.

    И чтоб они жили по-прежнему с нами,

    мы будем кормить их, конечно же, сами.

    Насыпать горох в блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами. Потом берёт ещё одну, ещё одну и так набирает целую горсть. Каждая горошина берётся на ударный слог:

    Зёрнышки все, что хозяйка давала,

    Курочка клювом по штучке склевала.

    Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:

    Мы тесто месили, мы тесто месили:

    Нас тщательно всё промесить попросили.

    Но сколько не месим и сколько не мнём,

    Комочки опять и опять достаём.

    «Волшебный колодец»: насыпать в глубокую пластмассовую банку фасоль и положить в неё мелкие игрушки. Ребёнок с закрытыми глазами должен назвать найденный предмет. Можно подобрать игрушки на закрепляемые звуки:

    В ведре не соль, совсем не соль,

    А разноцветная фасоль.

    На дне игрушки для детей,

    Мы их достанем без затей.

    ВЕРЁВКА С УЗЕЛКАМИ

    (Завязать на верёвке узелки – до 12, ребёнок перебирает узелки пальцами).

    На каждый узел называть день недели (по порядку), месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи:

    Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,

    Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

    Верёвку с узлами подвесить вертикально (это – лиана):

    Там, где с деревьев свисают лианы, разные в джунглях живут обезьяны:

    Макаки,  гориллы и  павианы.

    Лезет, лезет альпинист-

    В этом деле он артист.

    По скале и по веревке

    Он наверх залезет ловко!

    Завязывание или развязывание на отрезке шнура заданного количества узелков.

    ВЕРЁВОЧКИ

    Различной длины и цвета заплетать в косички, выкладывать буквы, цифры, цветы, животных по контуру, самостоятельно:

    Для своей сестрички я плету косички

    Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.

    ШНУРКИ

    Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.

    Нанизывание на шнурок различных фигурок с дырочкой посередине в заданной последовательности (цветок, звездочка, домик и т. д.).

    ПРОБКИ ОТ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК, ТЮБИКОВ ЗУБНОЙ ПАСТЫ, ПУГОВИЦЫ С УГЛУБЛЕНИЕМ

    Две пробки кладём резьбой верх, указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки):

    - Пальчик – мальчик, где ты был?

    С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,

    С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.

    -Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

    Мы любим забавы холодной поры!

    ПОЛИЭТИЛЕН

    Кусочки размером примерно 1,5 х 2 детские ладони. Ребёнок комкает пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнять это упражнение только одной рукой. Вместо полиэтилена можно взять носовой платок:

    У меня живет проглот -

    Весь платок он скушал, вот!

    Сразу стало у проглота

    Брюхо, как у бегемота!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием "сухого бассейна"

            У детей  с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики...

    самомассаж кистей и пальцев рук с использованием "сухого бассейна"

    У детей с проблемами в речевом развитии очень часто на-блюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что форм...

    Массаж и кистей и пальцев рук с использованием различных предметов.

    Массаж и  кистей и пальцев рук с использованием различных предметов.ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУПОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ...

    Самомассаж кистей и пальцев рук, с использованием «сухого бассейна»

    Данный материал содержит рекомендации для развития тонкой моторики рук методом самомассажа с использованием нестандартного оборудования и стихов....

    Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с использованием различных предметов

    Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с использованием различных предметов...

    Рекомендации для педагогов и родителей. «Сухой » бассейн - средство массажа и самомассажа кистей и пальцев рук детей»

    Для развития мелко руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. У себя в группе при работе с детьми я  использую  накопл...

    Консультация-практикум для родителей: "Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием различных материалов"

    Самомассаж- уникальная тактильная гимнастика, эффективное средство совершенствования психических функций; примеры использования различных материалов для проведения самомассажа. Данный материал, кроме ...