Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием "сухого бассейна"
методическая разработка по логопедии (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Мануилова Татьяна Александровна

 

          У детей  с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учёными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Совместно с родителями и детьми организую игротренинги в сочетании пальчиковой гимнастики с самомассажем кистей и пальцев рук, используя для этого «сухой бассейн».  Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую ёмкость заполняем промытым и высушенным горохом или фасолью. Вместе с родителями и детьми погружаем руки как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка и взрослых массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными. Сообщаем родителям, что самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» нужно выполнять и дома, что он способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объёма и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом, который представлен ниже.

Самомассаж  кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна».

 

Горох

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

            В миску насыпали горох

            И пальцы запустили,

            Устроив там переполох,

            Чтоб пальцы не грустили.

Фасоль

 На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер – сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

            В миске не соль, совсем не соль,

            А разноцветная фасоль.

            На дне – игрушки для детей, 

            Мы их достанем без затей.

Тесто

 Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

           Месим, месим тесто,

            Будет в печи место.

              Будут – будут из печи

                 Булочки и калачи.

Лодочка

  Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».

                Лодочка плывёт по речке,

                Оставляя на воде колечки.

Повар

  Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против неё.

                       Варим, варим, варим щи! Щи у Вовы хороши!

Стираем платочки

    Выполнять движения широкой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперёд – назад, пальцы разведены.

                        Мама и дочка стирают платочки.

                        Вот так, вот так!

                        Постирали и отжали.

                        Ох, немножечко устали.

Колобок

     Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

              Кулачок как колобок.

              Мы сожмём его разок.

              Кулачки сжимаем, кулачками мы играем.

Зарядка

   Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

          Пальцы делают зарядку,

          Чтобы меньше уставать.

          А потом они в тетрадке

          Будут буковки писать.

 

Напрягаем пальцы

     Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

                                               Только уставать начнём,

                                               Сразу пальцы разожмём,

                                               Мы пошире их раздвинем,

                                               Посильнее напряжём.

Ладошки здороваются

     Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее, затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.

          Наши пальчики сплетём

          И соединим в ладошки.

          А потом как только можем

          Крепко – некрепко сожмём.

Лягушки

       Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.

                                          Две весёлые лягушки

                                          Ни минуты не сидят.

                                          Ловко прыгают подружки,

                                          Только брызги вверх летят.

Пальцы играют

     Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.

     Дружно пальчики сгибаем,

     Крепко кулачки сжимаем.

     Раз, два, три, четыре, пять –

     Начинаем разгибать. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самомассаж кистей и пальцев рук с использованием "сухого бассейна"

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто на-блюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что форм...

Самомассаж кистей и пальцев рук, с использованием «сухого бассейна»

Данный материал содержит рекомендации для развития тонкой моторики рук методом самомассажа с использованием нестандартного оборудования и стихов....

Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна».

Полезная информация для родителей и педагогов....

Консультация для родителей "Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием "сухого бассейна"

Игры для самомассажа в "сухом бассейне" со стихотворным текстом...

Консультация для воспитателей Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»

У детей  очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учёными доказано, что формирование устной речи ребёнка начи...

САМОМАССАЖ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «СУХОГО БАССЕЙНА»

У детей с проблемами в речевом развитии очень частонаблюдается недостаточность двигательной активности, в томчисле и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.Учеными доказано, что формирование у...


 

Комментарии

Мануилова Татьяна Александровна

Исследования многих отечественных учёных (Н.М.Кольцова и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи и мышления. Совместные мероприятия для родителей с детьми по самомассажу кистей и пальцев рук с использованием "сухого бассейна" делают непосредственную образовательную деятельность интереснее, разнообразнее, но и позволяют выполнять самомассаж в домашних условиях.

Мануилова Татьяна Александровна

Самомассаж очень полезен для коррекции звукопроизношения, так как способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объёма и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.