Публикация в журнале "Музыкальная палитра" № 5 - 6 2013 г. в разделе "Коррекционная страничка". "Самомассаж кистей и пальцев рук в "сухом бассейне" с использованием развивающего, игрового пособия "Гонзики - весёлые глазки".
учебно-методическое пособие по логопедии по теме

Мануилова Татьяна Александровна

 

 

Самомассаж  кистей и пальцев рук в «сухом бассейне с использованием развивающего, игрового пособия «ГОНЗИКИ – весёлые глазки».

           У детей  с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учёными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.  Для этого мы используем развивающее, игровое пособие «ГОНЗИКИ – весёлые глазки». С детьми, а нередко и с родителями организовываем игротренинги с самомассажем кистей и пальцев рук в «сухом бассейне».  Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую ёмкость заполняем промытым и высушенным горохом или фасолью. Дети надевают на пальчики  «ГОНЗИКОВ» и погружают руки как можно глубже в наполнитель, массируя  кисти и пальцы  рук.  Пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными. В эти игры можно играть как в детском саду, но и рекомендовать родителям для выполнения в домашних условиях. Самомассаж с «ГОНЗИКАМИ» способствует развитию  у детей – логопатов речевой активности, нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объёма и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Его можно сопровождать стихотворным текстом, который представлен ниже.

 

Музыкальное приложение: мелодии для релаксации, музыка и песни детских композиторов, песенные сборники можно импровизировать по желанию музыкального руководителя.

Перед самомассажем дети надевают «ГОНЗИКИ –  весёлые глазки» на пальчики и они «оживают» в руках у детей и взрослых. Затем опускают кисти рук  в «бассейн» и выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом.

Горох

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук и проговаривая стихотворение.

            В миску насыпали горох

            И пальцы запустили,

            Устроив там переполох,

            Чтоб пальцы не грустили.

Фасоль

 На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер – сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

            В миске не соль, совсем не соль,

            А разноцветная фасоль.

            На дне – игрушки для детей, 

            Мы их достанем без затей.

Тесто

 Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

           Месим, месим тесто,

            Будет в печи место.

              Будут – будут из печи

                 Булочки и калачи.

Лодочка

  Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».

                Лодочка плывёт по речке,

                Оставляя на воде колечки.

Повар

  Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против неё.

                       Варим, варим, варим щи! Щи у Вовы хороши!

Стираем платочки

    Выполнять движения широкой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперёд – назад, пальцы разведены.

                        Мама и дочка стирают платочки.

                        Вот так, вот так!

                        Постирали и отжали.

                        Ох, немножечко устали.

Колобок

     Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

              Кулачок как колобок.

              Мы сожмём его разок.

              Кулачки сжимаем, кулачками мы играем.

Зарядка

   Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

          Пальцы делают зарядку,

          Чтобы меньше уставать.

          А потом они в тетрадке

          Будут буковки писать.

 

Напрягаем пальцы

     Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

                                               Только уставать начнём,

                                               Сразу пальцы разожмём,

                                               Мы пошире их раздвинем,

                                               Посильнее напряжём.

Ладошки здороваются

     Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее, затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.

          Наши пальчики сплетём

          И соединим в ладошки.

          А потом как только можем

          Крепко – некрепко сожмём.

Лягушки

       Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.

                                          Две весёлые лягушки

                                          Ни минуты не сидят.

                                          Ловко прыгают подружки,

                                          Только брызги вверх летят.

Пальцы играют

     Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.

     Дружно пальчики сгибаем,

     Крепко кулачки сжимаем.

     Раз, два, три, четыре, пять –

     Начинаем разгибать. 

 

Включение развивающего, игрового пособия «ГОНЗИКИ – весёлые глазки» в непосредственно образовательную деятельность коррекционно – образовательного процесса способствует:

Ø  формированию у ребёнка-логопата мотивации и стойкого интереса к логопедической непосредственно образовательной деятельности;

Ø  развитию высших психических функций (памяти, внимания, воображения, мышления);

Ø  дополнительной возможности для автоматизации и дифференциации звуков в спонтанной речи;

Ø  обучению в игровой форме;

Ø  развитию зрительно-моторной координации;

Ø  работоспособности;

Ø  сохранению продуктивности деятельности на протяжении всего взаимодействия логопеда с  детьми  с фонетическим и фонетико-фонематическим нарушением речи;

Ø  сокращению времени формирования ряда навыков, необходимых для развития речи;

Ø  активизации взаимодействия с родителями детей - логопатов.

 

        

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Игровой самомассаж кистей и пальцев рук "

Самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие на ЦНС, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей. Он необходим для улучшения координации произвольных движений...

Игровой самомассаж кистей и пальцев рук с использованием природных материалов

   Целевые ориентиры ФГОС ДО выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования.Одним из ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является ...

Игровой самомассаж кистей и пальцев рук с использованием сосновых шишек

Игровой самомассаж кистей и пальцев рук с помощью природных массажеров можно рекомендовать родителям для использования в домашних условиях....

Игровой самомассаж кистей и пальцев рук с использованием грецких орехов

Игровой самомассаж кистей и пальцев рук с использованием природных материалов интересен и доступен детям дошкольного возраста....

Игровой самомассаж кистей и пальцев рук с использованием "сухого бассейна"

Самомассаж кистей и пальцев рук дошкольников в "сухом бассейне" способствует нормализации мышечного тонуса, формированию координированных движений пальцев рук....

Игровой самомассаж кистей и пальцев рук с использованием подручных материалов.

В этом разделе можно найти при помощи каких подручных средств можно использовать для самомассажа кистей и пальцев рук....

Консультация "Игровой самомассаж кистей и пальцев рук"

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и...