Сообщение по теме: «Дифференциальная диагностика сложной дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте: сравнительная характеристика»
учебно-методический материал по логопедии по теме

Дифференциальная диагностика сложной дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте: сравнительная характеристика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsialnaya_diagnostika.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Городское методическое объединение

учителей-логопедов ДОУ

северной территориальной зоны

Сообщение по теме:

«Дифференциальная диагностика сложной дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте: сравнительная характеристика»

Подготовила:

учитель-логопед

первой квалификационной категории

МБДОУ детского сада №1 «Аленький цветочек»

Ермошкина Н. Ю.

г. Подольск, 2017 г.

«Дифференциальная диагностика сложной дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте: сравнительная характеристика»

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л. В. Лопатина, Е. Ф. Архипова).

Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации. Данное нарушение затрудняет процесс школьного обучения детей, снижает его эффективность.

Исследования отечественных логопедов по вопросу дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии

Среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте большую трудность для дифференциальной диагностики и логопедической работы представляют функциональная дислалия и легкая форма дизартрии.

При выборе адекватной методики коррекции и для достижения максимального результата логопедической работы по преодолению нарушений фонетической стороны речи актуальными являются вопросы дифференциальной диагностики внешне сходных по проявлениям артикуляторных расстройств.

Обзор данных литературы свидетельствует, что стертые формы дизартрии остаются недостаточно изученными, недостаточно освещен вопрос дифференциальной диагностики стертых форм дизартрии и сложной дислалии, не разработан системный подход к коррекции данного речевого нарушения.

Чтобы отграничить стертые формы дизартрии от сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных.

Изучение дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии представляет интерес для неврологии и логопедии, и требует дальнейшей разработки приемов ранней неврологической и логопедической диагностики, совершенствования методов логопедической работы в доречевом периоде и в первые годы жизни с детьми, имеющими перинатальные поражения мозга, и с детьми группы риска, совершенствования методов коррекционной работы с детьми 5–6 лет, а также усиления взаимосвязи в работе невропатолога и логопеда.

Вопросами изучения стертой формы дизартрии занимались Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Р. И. Мартынова, М. А. Поваляева, Н. В. Серебрякова, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова и др.

Отличительные признаки стертых форм дизартрии от дислалии

Широкий анализ практики показал, что стертые формы псевдобульбарной дизартрии довольно часто смешивают с дислалией. Однако коррекция звукопроизношения при дизартрии вызывает определенные трудности. Впервые на это обратил внимание Г. Гуцман. Он отметил, что для этих расстройств характерны смытость, стертость артикуляции. М.Б. Эйдинова и Е.Н.Правдина-Винарская объясняют нарушения артикуляционного аппарата его недостаточной иннервацией и рассматривают эти случаи как дизартрические. Несмотря на то, что и при дизартрии и при сложной дислалии чаще страдают шипящие, свистящие и сонорные группы звуков, для дизартрии возможно правильное изолированное произношение звуков, но в спонтанной речи отмечаются смазанность, палатализация, назализация, нарушение просодической стороны речи.

Ребенка, имеющего дизартрию, выдает «диагноз на лице», который виден визуально, без специального обследования. Прежде всего это маловыразительная мимика, лицо амимично, наблюдается сглаженность носогубных складок, рот часто приоткрыт из-за пареза круговой мышцы. Возможна асимметрия лица, черепа, рта, глазных щелей. Наблюдается дискоординация общей моторики, ручного и орального праксиса, в результате — смазанность произношения, трудности при рисовании, письме, при овладении культурно-гигиеническими навыками: долго едят, неопрятны, с трудом застегивают пуговицы, шнуруют обувь. Их характеризуют быстрая утомляемость, истощаемость нервной системы, низкая работоспособность, нарушение внимания и памяти. Характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции. Фонетические нарушения у них обусловлены паретическими явлениями в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата. В результате у большинства детей преобладает межзубное, боковое произношение свистящих и шипящих в сочетании с горловым произношением звука [р]. Спастическое напряжение средней спинки языка делает всю речь ребенка смягченной. При спастичности голосовых связок наблюдается дефект озвончения, а при их паретичности — дефект оглушения. Шипящие звуки при дизартрической симптоматике формируются в более простом нижнем варианте произношения. Могут наблюдаться не только фонетические, но и дыхательные, просодические нарушения речи. Дети часто говорят конец фразы на вдохе, голос хриплый, слабый, тихий, затухающий.

Остановимся более подробно на отличительных признаках дислалии и стертой дизартрии.

1. Анамнез

- при дислалии во время беременности и родов нет отклонений.

- при стертой дизартрии имеются отдельные нарушения течения беременности (угроза выкидыша, токсикозы, заболевания матери во время беременности и др.).

Отмечаются низкий балл по шкале АПГАР, асфиксии в родах, диагностируются перинатальные энцефалопатии или эмбриопатии.

2. Причины возникновения нарушений

- дислалия возникает у соматически ослабленных детей, органических поражений  нет.

- стертая дизартрия связана с поражением центральной нервной системы.

3. Раннее развитие (от 0 до 3 лет)

- при дислалии раннее психомоторное развитие соответствует возрастным нормам.

- при стертой дизартрии могут выявляться незначительные задержки психомоторного развития, задержки речевого развития в раннем возрасте. Могут быть отказ от грудного вскармливания или трудности грудного вскармливания, вялость сосания, частые срыгивания. В более позднем возрасте отказ от жевания твердой пищи. Наличие тяжелых заболеваний в первый год жизни: желудочно-кишечные заболевания, грипп, наркозы и операционные вмешательства до года.

4. Исследование неврологического статуса

- при дислалии неврологическая симптоматика отсутствует.

- при стертой дизартрии ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок.

Неврологическая симптоматика у детей с легкой формой дизартрии при одноразовом исследовании в поликлинических условиях, часто не выявлялась и поэтому такие дети причислялись к дислаликам. При тщательном обследовании и применении функциональных нагрузок (повторные движения, силовые напряжения) можно выявить симптомы органического поражения центральной нервной системы в форме стертых парезов, изменения тонуса мышц, гиперкинезов в мимической и артикуляционной мускулатуре, патологических рефлексов.

Ограничения движения языка в сторону, гиперкинезы; повторные движения языка вверх, вперед и в стороны вызывают быстрое утомление, выражающееся в замедлении темпа движений, а иногда и легкого посинения кончика языка  обусловлены паретичностью мышц языка. Ограничение объема движений глазных яблок в виде легкого недоведения до наружной спайки,  косоглазие. При боковых движениях нижней челюсти возможны синкенезии в виде поворота головы, языка, реже губ в ту же сторону. Асимметрия лицевых нервов за счет сглаженности правой или левой носогубной складки. Недостаточное сокращение мягкого нёба. Голос у детей тихий, глуховатый с небольшим носовым оттенком. Перечисленные состояния в большинстве случаев носят стойкий характер, т. к. они обусловлены органическим поражением центральной нервной системы.

5. Общая моторика

- при дислалии нарушений нет.

- при стертой дизартрии общая моторная неловкость, сложность и затруднения при выполнении некоторых физических упражнений. Двигательная недостаточность различных форм.

6. Мелкая моторика

- при дислалии могут возникать незначительные проблемы.

- при стертой дизартрии мелкая моторика недостаточно развита.

7.  Особенности строения артикуляционного аппарата.

- при дислалии могут быть особенности строения, приводящие к механическим дислалиям (особенности прикуса, укороченные уздечка языка и др.) не наблюдается нарушений в функциях мышц артикуляционного аппарата.

- при  стертой дизартрии выявляется либо паретичность, либо спастичность мышц лица или языка, возможна дистония мышц языка. Могут быть гиперкинезы, проявляющиеся в виде тремора языка. Наблюдаются оральные синкинезии, гиперсаливация. Асимметрия в строении или движениях органов артикуляции.

8. Артикуляционная моторика

- при дислалии движения губ, языка симметричны, в работе хорошо отрабатываются, ребенок быстро обучается, хорошо выполняет движения после показа.

- при стертой дизартрии наблюдаются различные нарушения артикуляционной моторики в виде асимметрии движений языка, губ. Объем движений недостаточный, движения неточные, затруднения при удержании артикуляционной позы, переключении с одной артикуляционной позы на другую. Обучение артикуляционным движениям затруднено, требует больше времени.

9. Звукопроизношение

- при дислалии страдает артикуляция только согласных звуков. Нарушения произношения отдельных звуков постоянно и не зависит от условий их реализации. При дислалии постановка звука также ведется по классической схеме, но поставленный звук усваивается в речи ребенка надолго.

- при стертой дизартрии возможны отдельные нарушения произношения гласных (нечеткое их произношение, легкий носовой оттенок (особенно гласных О и У). Нарушения произношения согласных могут иметь вариативный характер и зависеть от позиции звука в слове, окружения (стечения). Изолированно звуки могут произноситься правильно, но в потоке речи произноситься нечетко, смазано. Постановка звуков затруднена, требует больше времени.

10. Автоматизация звуков

- при дислалии не требует длительного процесса автоматизации.

- при стертой дизартрии процесс автоматизации затруднен, требует больше времени, поставленный звук может не использоваться в речи.

11. Просодический компонент

- при дислалии страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный.

- при стертой дизартрии наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом.

12. Голос

- при дислалии нарушения голоса не наблюдаются: голос звонкий, громкий, богато модулированный.

- при стертой дизартрии могут иметь место различные нарушения голоса: голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.

13. Темпо-ритмическая организация речи

- при дислалии нет нарушений темпо – ритмической стороны речи.

- при стертой дизартрии может быть либо несколько ускоренный, либо замедленный темп речи.

14. Дыхание

- при дислалии диафрагмально-речевое дыхание в норме.

- при стертой дизартрии дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое дыхание не сформировано. Укорочен фонационный выдох. Наблюдается дискоординация дыхания, голосообразования и артикуляции.

15. Речевая активность

- при дислалии речевая активность повышена.

- при стертой дизартрии речевая активность снижена.

16. Критичность к своему дефекту

- при дислалии ребенок критичен к своему дефекту.

- при стертой дизартрии  ребенок не критичен к своему дефекту. «У чужого соринку в глазу видит, у себя — бревна не заметит».

17. Вегетативная нервная система

- при дислалии вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи.

- при стертой дизартрии у большинства детей наблюдались изменения со стороны вегетативной нервной системы в форме устойчивого дермографизма, похолодания кистей рук, нарушение потоотделения и влажности дистальных отделов конечностей (кистей и стоп).

18. Гигиенические навыки

- при дислалии у детей гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны.

- при стертой дизартрии у детей гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны.

19. Особенности сна

- при дислалии сон спокойный без ночных страхов и сновидений.

- при стертой дизартрии наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения.

20. Особенность поведения

- при дислалии в контакт ребенок входит легко. Его поведение адекватное. 

- при стертой дизартрии поведение неровное, часты смены настроения.

21. Двигательная активность, игровая деятельность

- при дислалии дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой.

- при стертой дизартрии медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида работы на другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушения слуха.

Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушения слуха. Таблица....

Дифференциальная диагностика дизартрии и схожих нарушений

Формы дизартрии.Диагностика дизартрии по локализации очага поражения.Диагностика дизартрии по степени поражения.Диагностика сходных речевых патологии бульбарной формы дизартрии от псевдобульбарной.Сра...

Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью.

В статье приводится сопоставительный анализ алалии и недоразвития речи при интеллектуальной недостаточности....

Выступление на тему: «Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Выступление на тему: "Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"...

Публикация на тему: "Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний"

Сравнительная характеристика речи при моторной алалии и умственной отсталости. Дифференциация сенсорной алалии и нарушений слуха, интеллектуальной недостаточности....

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста.

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста...