Создание педагогических условий для развития речи ребенка.
статья по логопедии на тему

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

Создание педагогических условий развития речи. Основные подходы к развитию речи. Адресовано всем участникам образовательных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Создание педагогических условий для развития речи ребенка.

Адресовано педагогам и родителям

Учитель-логопед: Морева Н.А.

МАДОУ детский сад 2

Речь- социальное явление,  средство общения, а позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей.

 Каковы же основные подходы к развитию речи? Во-первых, речь рассмотрим, как звено всестороннего развития ребенка. Второй подход- речь в педагогике развивающего обучения. И речь в структуре деятельности.

Развитие речи в программе ДОУ

  • Формирование словаря
  • Звуковая культура слова
  • Грамматический строй языка
  • Связная речь
  • Подготовка к обучению грамоте
  • Художественная литература

Недостаток: излишняя стандартизация

Развивающая педагогика

  • Речь рассматривается как средство развития нейропсихологических процессов. Предлагаются стандартные типы упражнений для отдельных психологических функций.

Например: пальчиковые игры, шнуровки, графические диктанты и др., положительно влияющие на развитие речевых зон мозга.

Недостаток: речевая деятельность искусственно включается в жизнь ребенка

Развитие речи в деятельности

  • Речь способна выступать как самостоятельный вид деятельности, а также, как часть другого вида.

Например: трудовой, игровой, художественной.

Достоинство: естественность

Недостаток: трудности в педагогическом руководстве.

Теория деятельности Н.А. Леонтьева

Деятельность включает:

  • Мотив;
  • Цель;
  • Содержание;
  • Средства;
  • Результат

Развитие речи у детей 3-4 лет

Мотив

Потребность передать эмоции, впечатления, желания

Цель

Реализует поставленную взрослым цель в ситуации речевого общения

Содержание

Эмоции, желания, жалобы

Средства

Невербальные

Результат

Неполные повествования, восклицания

Развитие речи у детей 4-5 лет

Мотив

Познавательно-побудительный («дети-почемучки»)

Цель

Познавательно-побудительный («дети-почемучки»)

Содержание

Могут говорить о предмете, находящемся вне ситуации общения

Средства

Интонационно выразительные

Результат

аковы же условия  развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

Небольшие рассказы, пересказы, ответы на вопросы и вопросы к взрослому

Развитие речи у детей 5-6 лет

Мотив

Комплекс мотивов

Цель

Реализует поставленную цель

Содержание

Речевое творчество

Средства

Вербальные

Результат

Повествовательные рассказы

Развитие речи у детей 6-7 лет

Мотив

Планирующий

Цель

Реализует поставленную цель

Содержание

Интерес к проблеме взаимоотношений между людьми

Средства

Вербальные

Результат

Творческие рассказы

Условия развития речи детей

  • Побуждение детей к речевой деятельности
  • Включение речи в другие виды деятельности
  • Постепенное нарастание самостоятельности
  • При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д.Познавательное развитие
  • Привлечение внимания к языку
  • Постепенный переход от эмоциональности к содержательности
  • Обучение детей анализу собственной речи
  • Общение ребенка со взрослыми и со сверстниками
  • Развитие творчества ребенка

Важное условие – это потребность в общении, или коммуникации. В развивающем процессе должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят дошкольника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

При этом многое зависит от умения взрослого активизировать ребенка, находить доступные поводы для разговора, общения с малышом. Такие поводы создаются в ситуациях действия с предметами обихода и игрушками, т. е. предметами, окружающими его. В процессе непосредственного общения с ребенком, в игре, режимных процессах воспитатель, действуя совместно с ребенком или наблюдая его игру, должен с большим педагогическим тактом стремиться использовать эти моменты для того, чтобы побудить малыша говорить.

Создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда - это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.

В процессе работы воспитатель должен помнить о речевых возможностях каждого ребенка, подходить дифференцировано к каждому воспитаннику в зависимости от его возраста и индивидуального речевого развития. Важно, чтобы речевые образцы взрослого способствовали воспроизведению их малышом. Речь взрослого должна быть эмоционально-выразительной, доступной пониманию ребенка.
  Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в системе обучения ребенка родному языку, и в ДОО, и в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте возможно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия, что так важно при формировании навыков чтения и письма.

И в завершение, важный совет!

В процессе занятий с детьми родителями и педагогами должны соблюдаться следующие правила:

1. Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребенку.

2. За одно занятие не следует давать больше 2—5 заданий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка).

3. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 20—25 минут.

4. К следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике.

5. Всю работу по формированию у ребенка фонематического восприятия родители и воспитатели должны согласовывать с логопедом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ В ДЕТСКОМ САДУ № 150 ОАО «РЖД»

: В статье представлен опыт создания педагогических условий личностного развития в сюжетно- ролевой игре в Детском саду №150 ОАО «РЖД»...

Исследовательский проект на тему «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»

В проекте описывается исследование поразвитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучению подвижным играм и упражнениям. Составлен план работы с детьми, педагогами и родителями....

План по самообразованию «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»2019-2020гг.

Работа над темой включает в себя работу по трем направлениям: работа с детьми, с родителями и педагогами, что способствует формированию углубленных  знаний о мяче и совершенствованию умений и ком...

План профессионального самообразования воспитателя Фриккель Елизаветы Викторовны на тему: «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»    Планпрофессионального самообразования воспита...