Использование дидактических игр и упражнений по формированию воздушной струи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
методическая разработка по логопедии на тему

Волобуева Елена Александровна
Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо, прежде всего, научить его правильно дышать. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха: воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Для более продолжительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Это обеспечивает его максимальную длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего звучная речь невозможна. Таким образом, без короткого, глубокого вдоха и плавного, длительного, экономного выдоха, невозможна хорошо звучащая речь. Это условие в большинстве случаев представляет трудность для многих детей, страдающих дизартрией. Физиологическое и речевое дыхание детей старшего дошкольного возраста с дизартрией формируется в процессе систематического применения дидактических игр и упражнений по воспитанию сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи, а так же предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр и упражнений по формированию воздушной струи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Доклад подготовила:

Волобуева Е.А.

Воспитатель

МДОУ №29 «У Лукоморья»

 г. Саяногорска

    Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо, прежде всего, научить его правильно дышать. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха: воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции.

Для более продолжительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Это обеспечивает его максимальную длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего звучная речь невозможна.

Таким образом, без короткого, глубокого вдоха и плавного, длительного, экономного выдоха, невозможна хорошо звучащая речь. Это условие в большинстве случаев представляет трудность для многих детей, страдающих дизартрией.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания. Они могут быть связаны с парезом дыхательных мышц, с нарушением центральной регуляции дыхания, с расстройством координации между дыханием и артикуляцией. Наряду с речевыми при дизартрии выделяют и неречевые нарушения. Одним из них является расстройство физиологического дыхания. Данный факт требует проведения комплексной работы по нормализации физиологического и речевого дыхания.

Работа по преодолению речевых нарушений у детей носит комплексный характер и включает в себя  "постановку" правильного физиологического и речевого дыхания. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. В работе по воспитанию воздушной струи используются статические и динамические дыхательные игры и упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

В рамках теории деятельности в логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных дидактических игр и упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.  Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир  сказок, песен, игр, стихов. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.

Цель игровой коррекционной работы: выработать сильную направленную длительную плавную ротовую воздушную струю.

Данная работа предполагает поэтапное решение следующих задач:

  1. Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.
  2. Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный направленный выдох.
  3. Развивать фонационный (озвученный) выдох.
  4. Развивать речевое дыхание.
  5. Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста. Формирование плавной слитной речи.

Переход от одного этапа к другому регламентируется только положительными результатами работы предыдущего.

I этап.

Цель: Улучшить функцию внешнего дыхания ребенка и формировать произвольность дыхания.

В процессе занятий дети получают знания о том, что:

1.        дышать надо носом;

2.        нельзя поднимать плечи при вдохе;

3.        в дыхании должен активно участвовать живот.

Дети приобретают навыки носового дыхания, осваивают первичные приемы дыхательной гимнастики - происходит подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания.

На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры: "Бегемотик", "Качели", «Ныряльщики за жемчугом», «Зарядка», «Шарик», «Перышко», «Горячий чай», «Задуй свечу», «Вдыхай через нос», «Ветерок» и др.

II этап.

Цель: Выработать у детей более глубокий вдох и более длительный направленный выдох.

В процессе игровых занятий дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох и о том, что силу выдоха можно тренировать, направлять.

Дети приобретают навыки направленного плавного и длительного выдоха через рот, тренируют силу воздушной струи.

Рекомендуемые игры и упражнения: надувание воздушного шарика, стрельба из воздушного ружья, игра на детских духовых инструментах (дудочка, свистулька, губная гармошка), «Кулиска», «Ветерок», «Бабочка лети», «Горячий чай», «Кораблик», «Загони мяч в ворота», «Ароматные коробочки», «Отгадай по запаху», «Листья шелестят», «Прокати мяч в ворота», «Надуй игрушку», «Физкультурные свистки», «Листопад», «Вертушки», и др.

Пример 1. Упражнение «Не потеряй пушинку». Ребенок кладет на ладонь легкую пушинку, делает вдох через нос и начинает, медленно выдыхая через рот, поддувать вверх пушинку (упражнение сопровождается музыкой).

Пример 2. «Помоги герою сказки» Используются иллюстрации к знакомым детям сказкам. Например, эпизод "Встреча колобка с лисой" из сказки "Колобок" представлен в следующем виде: на картинке изображена лиса перед пустым пеньком, а плоскостной колобок накладывается на пенек. Предлагается  "спасти колобка". Ребенок делает вдох через нос и плавным выдохом через рот сдувает колобка с пенька. Аналогично можно интерпретировать другие сказки.  

III этап.

Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха.

Внимание детей направляется на звучание голоса в процессе выдоха.

На этом этапе дети знакомятся со звуковыми дыхательными играми. Ребенок тянет без голоса или с голосом звуки на выдохе, максимально долго. Сначала тянутся гласные звуки, с изменением силы голоса, с разной интонацией. Затем - согласные звуки. Сначала выдох делается на глухих проторных согласных: "Ф", "С", "Ш", "Х". Для упражнений берутся только те звуки, которые ребенок правильно произносит. Продолжительность выдоха регулируется самим ребенком.

Звуковые дыхательные игры могут выполняться ребенком ежедневно, как элемент зарядки в детском саду и дома. Игры третьего этапа: ««Лесная азбука», «Комар», «Жуки», «Варим кашу», «Мычалка», «Обезьянка у зеркала», «Большой маленький», «Вьюга», «В лесу», «Бусинки рассыпались», и др.

IV этап.

Цель: Развитие речевого дыхания.

Этот этап является базовым в логопедической работе по планированию и формированию речевого высказывания. Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи. Работа на данном этапе проводится последовательно. Сначала осуществляется распределение выдоха в процессе речи, а потом – добор воздуха.

Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределение выдоха необходимо для правильного членения фразы на интонационно – смысловые единицы речи – синтагмы.

Добор воздуха необходим для того, чтобы ребенок быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей пополнял запас воздуха в каждой удобной паузе. Дети сначала обучаются в процессе выдоха произносить слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-, четырех слов, поговорки и скороговорки. Затем добор закрепляется на материале стихотворений. Выдыхать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Между словами и в паузах не должно быть утечки воздуха. Для самоконтроля ладонь ребенка должна лежать на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе.

Для начала  берутся только слоги со звуками, хорошо произносимыми детьми (ма-мо-му-мы-мэ; на-но-ну-ны-нэ). Затем дети "поют" двусложные слова (ма-ма; ми-ла; мы-ла и др.), трехсложные слова (ма-ли-на; ку-би-ки), двухсловные и трехсловные фразы (Мама мыла. Мама мыла Милу).

Рекомендуемые звуковые речевые игры: "Дразнилка", "Изобрази животное – в сочетании речи с движением, "Эхо"

Используются схемы-модели предложений «Вагончики»: дети произносят слово "мама" (ставится 1-й вагончик), а затем предлагается произнести слово "мыла" (ставится 2-й вагончик). Аналогично произносятся фразы из трех, четырех слов, разучиваются поговорки и скороговорки.

V этап. 
Цель: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста. Формирование плавной слитной речи.
Развиваем речевое дыхание в процессе произношения: чистоговорок, скороговорок, текстов, чтения стихов и др.

Успех ребенка на каждом этапе закрепляется постоянным надзором за дыханием, разъяснением и соответствующим внушением.

Таким образом: физиологическое и речевое дыхание детей старшего дошкольного возраста с дизартрией формируется в процессе систематического применения дидактических игр и упражнений по воспитанию сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи, а так же предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка.

Используемая литература:

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г.. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004.
  2. Горчакова. А.М. Журнал логопед в детском саду №2 (5). 2005.
  3. Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989.
  4. Хватцев М.Е.. Логопедия (работа с дошкольниками). – М. – СПб, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений для формирования грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста.

1. Игры и упражнения, направленные на работу над морфологией.2. Игры, направленные на работу над словообразованием.3. Игры, направленные на работу над синтаксической стороной речи....

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию временных представлений у детей...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста

Овладение способами словообразования – один из главных показателей речевого развития. Словообразование рассматривается как основной путь и средство пополнения словарного состава языка, механизм ...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже поза...